» » » » 30 ноября состоялась лекция на тему "Религиозно-нравственные основы политики"

30 ноября состоялась лекция на тему "Религиозно-нравственные основы политики"

1 декабря 2011, 2 427, Миссия / СТАТЬИ / Лекторий [mp3]

30 ноября 2011 года по благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского  в рамках православного лектория ассистентом кафедры социальных теорий НУ «ОЮА» Третьяковой Т.Н. прочтена лекция на тему : «Религиозно-нравственные основы политики».

 



Открыл начало лекции председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии – протоиерей Олег Мокряк.

 

Лектор – Третьякова Т.Н. – начала с того, что тема очень интересная, актуальная, информационно-насыщенная по своему содержанию и глубине. Именно в ней с максимальной рельефностью выступают и противоположность морали и политики и необходимость их сопряжения.

 

 

И далее последовала фраза, которая, наверное, и заключает  в себе всю суть данной проблемы :  «Верить в Бога и жить по вере»   – совершенно разные понятия. Многие люди по каким-то внешним  признакам кажутся верующими, но примерами своей каждодневной жизни, почему-то доказывают обратное. И проводя некую аналогию с библийными  героями, мне они напоминают фарисеев, которые собственно, и ассоциируются с  политиками нашего времени. 

 

Далее Татьяна Николаевна продолжила: «Итак... Политика...

У некоторых из вас сразу промелькнут ассоциации «грязное дело», «власть», «насилие», «борьба», «интриги».

Как ни печально, но именно эти ассоциации отражают нашу действительную политику.

Еще древнегреческие философы, мыслители искали ответ на вопрос: что такое политика? Известные среди них, такие как: Платон, Аристотель - трактовали политику как искусство управления гражданами и государством. Под словом «политика» древние греки понимали все, что касается государственной деятельности и во благо народу.

Еще в те века, до нашей эры, о политике говорили как об искусстве управления обществом и государством. Т. е. управление - это искусство! Это творчество. И заниматься ним должны люди талантливые, призванные к такому виду деятельности.

Подобные мысли об идеальных конструкциях политики, но уже на основе наших православных религиозно-нравственных ценностях, писал знаменитый российский мыслитель, философ, гуманист периода царской России Иван Ильин.

Он говорил о том, что политика – это не дикая скачка авантюристов: она не есть погоня преступников за властью.

Государственная власть есть лишь средство и орудие, призванное служить  некой высшей цели – и не более  того.

Также говорит о том, что нужно различать истинный политический успех и мнимый.

Вот, частный, личный жизненный «успех» тирана – есть мнимый успех.

Истинный успех есть публичный успех и расцвет народной жизни.

И если кто-нибудь удовлетворяется устройством своей личной карьеры и пренебрегает благополучием народа и расцветом его национальной жизни, то он является предателем своего народа и государственным преступником.

Истинная политика есть, прежде всего служение – не «карьера», не личный жизненный путь, не удовлетворение тщеславия, честолюбия и властолюбия.

И кто этого не понимает или не приемлет, тот не способен к истинной политике: он может только извратить её, опошлить и сделать из неё карикатуру или преступление.

Служение предполагает в человеке повышенное чувство ответственности и способность забывать о своем личном интересе.

Истинное политическое служение имеет в виду не отдельные группы и не классы, но весь народ в целом.

Политика по существу своему не раскалывает людей и не разжигает их страсти, напротив она объединяет людей на том, что им всем общее.

Истинная политика утверждает органическую солидарность всех со всеми.

Поэтому она есть волевое искусство – т.е. искусство социального волнения. Цель правителя организовать и верно выразить единую всенародную волю.

Отсюда вытекает, что политика нуждается в свободной необманной (искренней) воле.

А комплот обманщиков, провокаторов, интригантов, словом – людей бесчестных и безответственных никогда не создаст ни здорового государства, ни верной политики.

Чем больше в политике конспирации, тем больше в ней лжи и обмана. 

Очень важно, чтобы политики не являлись сребролюбцами, т.е. не имели изначально какой-то  личной выгоды, интереса – были прозрачны для населения.

Истинная политика возможна при прозрачности деятельности властвующих лиц, а также прозрачности их капиталов.

Сегодня, к сожалению, мы не об одном правителе такой информации не имеем.

Несмотря на огромное количество информации, на провозглашенное право на свободу информации, активном развитии СМИ, мы – обмануты. Получить достоверную информацию не возможно.

Разобраться сложно, ведь реальные факты от нас оберегают, нам чаще предоставляют комментарии тех или иных людей, а потом откуда-то доносится информация, но мы уже сомневаемся, ибо представление у нас сформировано.

Причем современные технологии – полит технологии, они более изощрённые и тонкие, и как бы заставляют людей думать, что они делают осознанный выбор.

То есть происходит манипуляция общественным сознанием, и выбор этот далеко неосознанный.

 Мы не имеем данных, кто реальный собственник того или иного предприятия, других капиталов, хотя это считается аксиомой в демократических странах.

К примеру, как правило,  только половина (к сожалению не все) народных депутатов ежегодно подает информацию о своих доходах в  декларациях,  и то эти данные можно поставить под большое сомнение. И никакой ответственности за это нет, никакого контроля!

Еще хотелось бы сказать об идеальных, и я бы даже сказала истинных представлениях о политике времен царской России.

Знаете, российскому политическому менталитету свойственна такая важная черта, как особое отношение к государственной власти.

Русская церковь издавна тесно сотрудничала с государством. Традиционно русское православное  духовенство и в целом православие всегда поддерживало власть, опираясь на библейское изречение: «Всякая душа да будет покорна высшим властям,  ибо нет власти не от Бога: существующие же власти от Бога установлены».

В свою очередь  и государство всегда опиралось на церковь, которая явилась мощным орудием морально-идеологического воздействия на массы.

Для верующего христианина высшими ценностями были Вера, Царь и Отечество.

Патриотизм, по мнению российского ученного Соловьева, означает чувство любви (конечно, в сочетании с определенной деятельностью) к своему народу, отечеству, государству.

 Он пишет о совпадении патриотизма с благочестием и выводит эту истинную идею патриотизма из  сущности христианского начала: «В силу естественной любви и нравственных обязанностей к своему отечеству, которые не разъединяют, а объединяют людей и народы», - пишет он.

Современное разъяснение явления политики основывается на том, что это понятие определяет отношения, взгляды, концепции и действия, в связи с определенным государственным центром. Т.е. политика является государственной сферой, где ядром человеческой деятельности есть отношения, связанные с завоеванием, удержанием и использованием государственной власти.

Исторически, феномен политики развивается одновременно с развитием социума. И сейчас политика стала неотъемлемым компонентом и условием нормального функционирования всего общества.

Из вышесказанного, мы видим и понимаем, в такой доступной и простой формулировке, что политика – это общественные отношения.

А в основе всех общественных отношений лежат те самые социальные нормы. Т.е. именно нормы морали, религиозные каноны, обычаи, традиции, право, корпоративные нормы выступают регуляторами отношений между людьми.

Т.е, сама по себе норма – это модель взаимоотношения, которая предполагает наличие нескольких субъектов (в нашем случае это власть имеющие и народ), наличие объекта, т.е. того, по поводу чего возникают эти отношения (а именно: завоевание, удержание и использование власти) и содержание (фактические действия или бездействия субъектов). Вот, мы говорим правоотношения, так также и моральные отношения имеют подобную структуру.

Нормы морали предполагают основы, в них заложены модели взаимоотношения людей.

Политику можна оценивать по двум критериям: с одной стороны - как сферу общественной жизни. Это у нас общественные отношения связанные с властью и с другой стороны – по нормативной основе, т.е. политику мы понимает как определенную систему правил поведения.

Политики часто поступают беспринципно, потому что власть у нас – это главная цель, а не средство достижения, решения каких-то благородных общезначимых задач.

Вот собственно, мы и пришли к главной – ключевой проблеме несовершенства нашей политики и ассоциации ее как «грязного дела». 

Общеизвестный тезис «цель оправдывает средства», который приписывают Макиавелли и есть якобы моралью политики. А просто в народе привыкли говорить: «Не мы такие, жизнь такая».

Как нормативная система мораль имеет разные научно-обоснованые трактовки:

1) Различают кантианскую и утилитаристкую мораль, это так называемые мораль долга и мораль выгоды.

2) Также следует иметь в виду различия между двумя видами политики, которые соответственно имеют разную мораль:

«малая» - политика воспроизводства (определяющую черту «малой политики» можно передать формулировкой Никласа Лумана: «В рамках этой политики даже из крупных тем… не возможно сформировать альтернативы для политического решения». Роль морали в ней не велика, обычно ей приписывают значение в плане легитимации существующей власти.), и «большая» - трансформационная, производящая политика (напротив формирует и реализует альтернативы политического процесса);

3) связь морали и политики окажется тоже совершено разной в зависимости от того, с какой жизненной позиции она строится – позиции отстранненого наблюдателя за политикой или непосредственного её учасника.

Нормы морали, которые выросли на основе норм религиозных, представляют собой самостоятельную сферу социального регулирования, самостоятельный комплекс социальных норм.

Атеисты они выбирают общечеловеческую мораль, но они не очень задумываются о том, что сама по себе эта общечеловеческая мораль постепенно выделилась, отпачковалась от религиозной морали, т. е. имеет своим источником Закона Божия.

И только религиозные нормы, исходящие из Закона Божьего (10 заповедей из кн. Исхода Ветхого Завета имеют одинаковое значение для всех людей и при любых обстоятельствах.

Почему сегодня, когда уже лет 20 происходит вновь возрождение Церкви говорят о необходимости вот этой духовности, потому что сама по себе мораль оторванная от религиозных основ видимо не столь убедительна, и часто нарушаются эти нормы. 

Религиозные нормы  достаточно богатые. Они обрастают еще разными обрядами,  Таинствами, традициями, требующими неуклонного исполнения, соблюдения их.

Некоторые эти нормы выглядят архаично и не воспринимаются многими людьми, считая их как бы формальной стороной веры. Но человек невоцерковлённый и представить себе не может, т.е. редко способен понять насколько они несут глубину и суть самой этой религиозной нравственности.

Т.е. через Таинства церкви Христовой человек, что не сможет осознать рационально, т.е. умом, то он сможет понять на чувственном уровне.

Не зря этот процесс называется таинством, т.е. совершается тайна соединения человека с Богом.

И как бы открываются очи духовные и человеку дано понимать суть происходящих  с ним вещей, он начинает понимает причинно-следственную связь нарушения духовных законов. 

И как раз в этот-то самый момент и происходит формирование  нравственности, которою мы прикрепляем к каждой нашей социальной норме.

Сама нравственность это далеко не система религиозных правил! Этот то внутреннее состояние человека и отношение к происходящему, которое побуждает его к действию.

Существует такое научное мнение, традиция восходящая еще к Гегелю, которая различает мораль и нравственность.

Если первая, т.е. мораль, говорит о должном, то вторая ­– говорит о благом.

В плане практики мораль есть установка сознания, нравственность – есть деятельно-практическое отношение к действительности.

Г.Ф. Гегель  в своем труде «Феноменология духа» определять нравственность как разум воли, он говорит, что она должна выступать в роли красоты, т.е. определяет её как ценностный ориентир. 

Ян Коменский, знаменитый чешский педагог, «отец новой педагогики», гуманист, общественный деятель, в своем труде «Единственно-необходимое» рассуждал о нравственности так: «Под  её именем мы разумеем не только внешние приличия, но и всю внутреннюю основу побуждений». 

Вот как раз повод вернуться к фразе, сказанной в начале лекции по поводу «веры и жизни по вере».

Какое же расхождение между этими понятиями? Ведь явным примером этого расхождения являются наши политики (в своих социальных программах говорят одно, а на делах подтверждают совсем другое).

У Джона Локка есть такое выражение: «нравственные правила нуждаются в доказательствах, следовательно они не врожденны».

Т.е. нравственность нужно воспитывать и воспитывать на благочестивых примерах. Что  и призвана, главным образом, делать Православная Церковь.

Да не будем как фарисеи выполнять только внешнюю сторону нашей веры, давайте думать о внутренних свойствах духовных законов и даже каждым движением нашей мысли подтверждать  истинность нашей православной веры».

 

На такой достаточно оптимистичной и призывной ноте закончила лекцию ассистент кафедры социальных теорий НУ «ОЮА» - Третьякова Т.Н.

 

 

Чесно говоря, настолько все было сказано четко и лаконично, что и нечего добавить. Тема лекции заинтересовала не только студентов, но и людей в возрасте. Множество вопросов, задаваемых слушателями, не выбили молодую докладчицу из колеи и даже наоборот все услышали достаточно аргументированные ответы.

 

 

 

Да, действительно, религия, мораль и политика и их соотношение в нашем государстве - очень не взаимосвязанно, хотя, по мнению многих, так не должно быть. Успеха и процветания такому государству не суждено увидеть до тех пор, пока что-то не переменится в лучшую сторону в сознании не только посредственных политиков, а и тех людей, которые их избирают. Ведь многое зависит от морально-нравственного воспитания человека, а также от его религиозных убеждений.

Татьяна Олийник


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии