» » » » 14 ноября состоялась лекция на тему «Церковь и революция»

14 ноября состоялась лекция на тему «Церковь и революция»

19 ноября 2012, 1 317, Миссия / СТАТЬИ / Лекторий [mp3]

По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, 14 ноября 2012 года в Национальном университете «Юридическая академия» состоялась лекция на тему «Церковь и революция». Читал лекцию протоиерей Андрей Прудников – клирик Свято-Архангело-Михайловского женского монастыря. Отец Андрей сердечно поприветствовал всех слушателей и попросил поддержки, желая быть достойным того интереса, который проявили пришедшие к теме данной лекции.
 

Перейдём к непосредственному выступлению лектора: «Мы с вами поговорим сразу о двух революциях, о внутренней готовности к изменениям и покаянию. Первая смута случилась задолго до той революции, о которой принято у нас говорить. Она произошла 25 января 1721 года, став фундаментом для Октябрьской революции.

 Мне довелось держать в руках оригинал «Манифеста» – творение Петра I и Феофана Прокоповича, в переводе звучавшего так: «Мы, царь Петр I, рассмотрев духовное начальство нашей страны, нашли в нём многие нестроения и великую в делах его скудость». 25 января 1721 года Петр I своим Указом упразднил Патриаршество и ввёл Духовный Синод. Это духовное министерство, во главе которого стоял обер-прокурор, но здесь есть одна маленькая хитрость – обер-прокурор назначался из мирских людей. Представьте себе, мощнейший духовный институт, которому были отданы абсолютно все права на религиозную жизнь России.

Это произошло за двести лет до революции 1917 года. Казалось бы, ну какое имеет значение этот Указ? – Огромное. С тех пор, как Петром I была назначена должность мирского обер-прокурора, государство стало активно вмешиваться в дела Церкви и манипулировать Ею. Под властью обер-прокурора были все: митрополиты, епископы, монашество.

Я нашёл в архивах выписку на момент 1914 года, в которой зафиксировано, что в этом году, в России насчитывалось 117 миллионов православных христиан, это практически 98% людей, которые проживали на территории России. 67 епархий возглавляли 130 епископов, 50 тысяч священников и дьяконов служили в 48 тысячах приходских храмов. Официально насчитывали одну тысячу монастырей и 94 тысячи монахов, подвизавшихся в них, а также 37 тысяч приходских школ.

Всё это было под властью Синода, во главе которого, зачастую, стоял человек абсолютно далёкий от церковных интересов. Было несколько обер-прокуроров, которые в историю вошли как самодуры, люди, которые запрещали самые невинные церковные вещи. Например, был запрет на публичное выступление священника. Из 120 предложенных поздравительных открыток с фотографиями храмов, 82 открытки Синод не пропускал. Наблюдая год за годом такое жёсткое вмешательство государства в дела Церкви, церковные власти пришли к заключению, что так дальше продолжаться не может. Бесконечные жалобы мирян и духовенства, оскудение веры привело к тому, что синодальная система начала себя изживать. В 1917 году состоялся всероссийский съезд духовенства и мирян, который в своём заключении написал следующее: «Приветствуем совершившийся политический переворот», имелась в виду революция. Она была преподнесена народу, как что-то новое. Самый первый обман большевиков был в том, что они обещали народу построить новый мир, новое государство, при котором они бы не вмешивались в церковную жизнь и дали бы людям полную свободу действий.

В обмен они, якобы, просили поддержки. Забегая вперед, я процитирую вам совершенно жуткие указы, которые христианам не показывали. Спустя четыре года после Октябрьской  революции, 9 апреля 1921 года Ф.Э. Дзержинский -  председатель ГубЧК, пишет Лацису: «Церковь разваливается, этому нам надо помочь, но никоим образом не возрождать её в обновлённой форме. Наша ставка на коммунизм, а не религию». Письмо В. И. Ленина, направленное руководящим органам Политбюро, ОГПУ, Наркомата юстиции и Ревтрибунала от 19 марта 1923 года: «Изъятие церковных ценностей, в особенности богатых лавр, монастырей и церквей, должно производиться с беспощадной решительностью, безусловно, ни перед чем не останавливаясь и в самый кратчайший срок. Чем большее число представителей реакционного духовенства удастся нам по этому поводу расстрелять, тем лучше. Надо именно теперь проучить эту публику так, чтобы на несколько десятков лет ни о каком сопротивлении они не смели и думать». Прошло всего шесть лет после обещания о возрождении Церкви в новом её статусе. Дальше события развивались очень быстро.

Церковь выразила желание созвать Поместный Собор, которого не было 217 лет, так как государство отказывало. В преддверии революцией, 15 августа был проведён Первый Поместный Собор, на котором решалось, как Церкви быть дальше. На этом Соборе возобновили Патриаршество, был назначен митрополит Тихон, ставший потом патриархом Тихоном, мучеником за страну нашу. 20 марта, перед состоявшимся событием, временное правительство объявило о равенстве всех религий, а через месяц оно отобрало все общеобразовательные школы у Православной Церкви. 37 тысяч школ с прилегающими к ним землями были изъяты, закрыты, разграблены и присвоены временному правительству, а в последствии и советской власти. На таких школах базировалось образование неимущих людей. Это те самые церковно-приходские школы, которые любой человек заканчивал бесплатно, что и было образованием простого народа. Я скажу больше, к 1914 году из десяти крестьян не умел писать только один. У нас в Украине, в сёлах встречаются совсем неграмотные люди, но их это даже не пугает.

18 октября, через два дня после большевистского восстания было восстановлено Патриаршество, вся власть принадлежала регулярно собираемому Поместному Собору, которому был подотчётен патриарх, то есть, Собор управлял решениями патриарха. Для России это была абсолютно новая ветвь власти, так как ранее всё подчинялось государству. Как всё связано - Указ Петра I, в последствии, породил достаточно кровавые события, попытки уничтожения религии в России.

Очень болезненная статистика, которую я выписал с ужасом для себя: к 1922 году из 50 тысяч духовенства было расстреляно 34 тысячи, то есть, шло планомерное истребление православия. Казалось бы, зачем Ленину, Дзержинскому уничтожать православную веру? Дело в том, что власть столкнулась с церковной идеологией. «Экспоприруем экспроприаторов», - эта фраза часто звучала в фильмах. «Нет, – говорит православный человек, - я не пойду отнимать чужое». «Расстреляем буржуев!» «Нет, – говорит православный человек, - не убей». То есть, Ленин с большевиками сел в телегу без лошади, к власти он пришёл, а управлять некем. Государство – огромная машина и просто так ею понукать невозможно, она должна тебя понимать, как понимала царя-батюшку. А коммунисты начали с террора, который назвали акцией. Взрывы, убийства, расстрелы – стали ужасной действительностью. Церковь мешала власти управлять страной, но нельзя расстрелять всех священников – расстрельных команд не хватало. И вот постепенно происходит замена морали, человек начинает выпускать своего беса. Храм Христа Спасителя  разрушили те, кто ещё вчера стоял там на коленях. Как же так получилось, что верующий человек всего за пять лет становится убийцей своей же веры, гонителем своего же государства?! Вспомните фразу, которую сатана сказал Еве: «Почему Бог запретил вам есть из этого древа? – Он боится, что вы сами станете, как Боги». То же сказал Ленин народу: «От вас скрывали знания, никакой веры нет». Человеку, благополучно жившему во времена Царской России, предложили другую жизнь, лучшую. И тут навязчивая мысль о том, что можно жить лучше засела в голове.

Очевидцы говорили, что в каждом селе или городке революцию делали одни и те же люди – голодранцы. Те, кто всё пропил, прогулял, ничего не имел и не хотел работать. Они поддерживали советскую власть, которая предлагала поделить всё имущество народа, чтобы сделать общим. Проще говоря, присвоить себе чужое. Приблизительно такая ситуация сложилась на момент 1917 года. Конечно, нас в это страшное время там не было, мы получили с вами свободу выбора, возможность беспрепятственно посещать церковь и критиковать власть. Но мы ходим в церковь без боязни. Господь создал человека свободным, это смысл Божьего творения, в этом принцип православной веры, свобода твоей души неприкосновенна. Ты можешь быть кем угодно: священником или строителем, это не делает тебя лучше или хуже, более верующим или менее, но дай ответ в конце своего жизненного пути. Любая революция есть насилие над человеческой жизнью. Церковь всегда ставила человеческую душу превыше всех достижений власти и социума. Что изменилось в наших душах с 1917 года? – Ничего, кровь такая же красная, и когда тебя предают также больно. В течение 73-х лет богоборческая власть пыталась нам указать, как чувствовать, как жить и общаться с Господом. Этого делать нельзя, у каждого своя дорога к Богу.

Сейчас идёт третья революция, она сильно отличается от первых двух. Если тогда было много шума и крови, а Указ Петра I вызвал сильнейшее сопротивление, то сейчас всё происходит очень тихо. Эта революция самая опасная, потому что мы даже не видим, с кем воюем. Нас медленно и планомерно уничтожают. Подойдите к любой школе и спросите, где можно купить наркотики. Даже школьник пятого класса вам покажет это место. Малым детям запросто продают алкоголь и сигареты в ларьках, не спрашивая о возрасте. Посмотрите, что происходит – нас из-за спины отстреливают. В начале независимости Украины население страны составляло 52 миллиона 400 тысяч человек. Сегодня численность населения упала до 45миллионов 800 тысяч человек. Без церковной морали восстановить силы народа невозможно. Но мы успели сохранить то, что пытались вытравить и уничтожить, духовенство ещё имеет небольшой кредит доверия у людей. Достаточно быстро возрождаются монастыри и храмы. Церковь – это не отживший артефакт, а живое мыслящее творение Божие, без которого миру невозможно прожить».

В завершение лекции отец Андрей поблагодарил всех присутствующих, выразив мысль о том, что Церковь это не только патриарх, священники, митрополиты и монашество, а большей частью простые православные верующие.

 

Алина Бортняк


 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии