» » » » Как высчитывается дата празднования Пасхи – Светлого Христова Воскресения?

Как высчитывается дата празднования Пасхи – Светлого Христова Воскресения?


В Православной Церкви есть праздники переходящие – дата которых не установлена в определенный день, и непереходящие – празднующиеся каждый год в один и тот же день. Главный переходящий праздник, от даты которого зависит едва ли не половина годичного богослужебного круга, – Пасха. От нее зависят начало Великого поста, дни празднования Входа Господня в Иерусалим, Пятидесятницы, Вознесения…


Православная Пасха празднуется в ближайшее воскресенье после первого весеннего полнолуния. Как видим, дата привязана к изменениям Луны и движениям Земли вокруг Солнца. Такой подход к вычислению даты Пасхи был утвержден отцами Первого Вселенского Собора (325 г.).

 

Однако сам принцип ее вычисления был перенят у иудеев в связи с обстоятельствами первой Пасхи – Воскресения Христа, которое произошло на следующий день после еврейской Пасхи. Свою Пасху (Песах) евреи праздновали в память исхода из Египта. Дата их Пасхи высчитывается по тому же принципу, что и дата православной Пасхи.

 

Солнечные и лунные календари и их сопоставление

Издревле человечество использует два типа календарей: лунные – построенные на основе законченного периода чередования лунных фаз (по этим календарям месяц – 29,5 суток, год – 354-355 суток) и солнечные – астрономическую основу которых составляет тропический год, период годичного обращения Земли вокруг Солнца (365,2 дней). Солнечные календари не совпадают с лунными, поэтому последние называют блуждающими – в них месяцы не согласованы с временами года. Например, в нашем солнечном календаре январь – всегда зимой, а в мусульманском календаре Мухарарм (первый месяц) может быть в разные столетия как зимой, так и летом. Лунные календари были более присущи кочевым народам, солнечные – оседлым, жизнь которых зависела от времени года. Синтез двух вышеназванных календарных систем – месячно-солнечный календарь – используется только в государстве Израиль.

 

Как же решалась проблема сопоставления этих систем времяисчисления? Наиболее удачное решение проблемы предложил грек Метон, который в 432 году до н. э. изобрел цикл, названный впоследствии по его имени – «метоновым», – 19 лет. Он открыл, что если к 239 месяцам (19 лунных лет) прибавить семь лунных месяцев, они будут тождественны 19 солнечным годам.

Сейчас этот 19-летний цикл используется для вычисления Пасхи – благодаря ему удобно высчитывать, сколько полнолуний будет за 19 лет. Чтобы узнать дату Пасхи, мы вычисляем полнолуния и накладываем календарь полнолуний на наш привычный солнечный календарь. Смотрим, какое полнолуние является первым после весеннего равноденствия (21 марта), в первое воскресенье после этого полнолуния – Пасха. Византийский ученный XIV века Матфей Власарь благодаря метонову циклу высчитал Пасху на два тысячелетия вперед.

Почему православная, католическая Пасха и еврейский Песах чаще всего празднуются в разные дни?

Причина – в использовании разных календарей: юлианского (принят у православных) и григорианского (принят у католиков). Юлианский календарь отстает от григорианского, следовательно, весеннее равноденствие по календарю Православной Церкви наступает позже на 13 дней. И если полнолуние наступает в течение этих 13 дней, то у католиков наступает Пасха. У православных же это полнолуние не считается весенним, поскольку оно случается до весеннего равноденствия (в то время как по григорианскому равноденствие уже наступило). Православные ждут следующего равноденствия и тогда празднуют Пасху.

У евреев, как было сказано, свой календарь – солнечно-лунный, основанный на метоновом цикле, отличный от юлианского и григорианского. В нем равноденствие – 26 марта. А поскольку в каждые 19 лет полнолуние случается трижды между 21 и 26 марта, то оно для католиков является весенним, а для иудеев – нет. Тогда католическая Пасха бывает в марте, а еврейская – в апреле (после следующего полнолуния, которое евреи уже считают весенним).

Православные, опираясь на апостольские постановления и Священное Писание, считают празднование христианской Пасхи перед еврейской неприемлемым. Католическая Пасха может быть до еврейской, как это получилось в этом году, а православная Пасха может быть только после еврейской. В 2010 году православная и католическая Пасхи совпали – 4 апреля (22 марта по юлианскому календарю, сразу после весеннего равноденствия – 21 марта). Это самая ранняя дата из всех возможных.

В нынешнем же 2013 году Пасха – 5 мая – наиболее поздняя из возможных дат. В этом году весеннее равноденствие по григорианскому календарю – 21 марта. Значит, по этому же календарю первое весеннее полнолуние – 26 марта, следовательно, католическая Пасха в ближайшее воскресенье после полнолуния – 31 марта, еврейская Пасха (Песах) – с 25 марта по 1 апреля.

Православный метод вычисления Пасхи имеет явное преимущество: в нем невозможно празднование Пасхи до Песах, что соответствует Писанию и апостольским установлениям. Седьмое апостольское правило звучит так: «Аще кто, епископ, или пресвитер или диакон святый день Пасхи прежде весеннего равноденствия с иудеями праздновати будет: да будет извержен из священного чина». Католическая Пасха, несмотря на большую астрономическую точность, не всегда соответствует Евангелию, так как все евангелисты сообщают, что Господь воскрес после еврейской Пасхи.

 

Владислав Водько


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии