«    Июнь 2017    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1234
567891011
12131415161718
19202122232425
2627282930 
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
популярные
комментарии
  • сВЕТЛАНА
    Написал(а): сВЕТЛАНА
  • Ирина
    Написал(а): Ирина
  • Оля
    Написал(а): Оля
  • Кристина
    Написал(а): Кристина
  • Gloria (Freiburg)
    Написал(а): Gloria (Freiburg)
  • Анна 1987
    Написал(а): Анна 1987
  • Элесса
    Написал(а): Элесса
  • Григорий Жгилёв
    Написал(а): Григорий Жгилёв
  • Аня 1987
    Написал(а): Аня 1987
  • Валентин
    Написал(а): Валентин
rss-новости

«Гордость надо иметь!..»

Рассмотрим историю слов «гордость» и «гордыня» в русском языке.

О русской традиционной культуре (+ВИДЕО)

Тот, кто популяризирует русскую народную песню, в первую очередь обогащает свою собственную душу, потому что сначала этой песней он наполняет свое собственное сердце, а потом уже от сердца глаголют ...

Дом Марины

«Веселое будет место», – говорил старец Илий. И строя свой дом в Клыкове, Марина Антонова все делала так, как благословлял батюшка. Потом он подозвал Марину: «Отдашь дом под богадельню?»
обращение
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
телефон
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
ссылки
облако
 

Великий и жестокий ХХ век останется в памяти потомков как век безбожников и тысяч их невинных жертв. Новая эра началась пролитием крови царской семьи, вписав первые имена в еще неоконченный список новомучеников и исповедников православной веры. Зарождающееся советское государство не собиралось тащить за собой в светлое будущее ненужный груз, состоявший из пережитков монархии. И первое, с чем решили распрощаться легко и без сожаления, – это вера. Века православных традиций, нравственные ценности христианского человека – все это оказалось ненужным на пороге новой эры. Задача стояла четкая – сформировать рабочий класс без религиозных предрассудков. А это значит, что любые напоминания о православной вере должны исчезнуть. Советы действовали незамедлительно: колокола переплавить, церкви разрушить, церковную утварь изъять, священников сослать или уничтожить. Православная Церковь оказалась в положении открытого преследования.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Век гонений и расправ

Уже с 1917 года щупальца большевизма начали расползаться по империи с целью уничтожить духовные основы народа. Чрез 2 года беда добралась и до нашего края. Гонения на Церковь в Одессе и области начались с захвата города красными войсками и издания декрета о закрытии Одесской духовной семинарии. В заведении запретили богословские предметы, и она фактически была закрыта вплоть до 1945 года, а преподаватели и некоторые несмирившиеся студенты были сразу же репрессированы. Очевидцы вспоминают, как юных семинаристов, не подчинившихся власти, представители ЧК сбрасывали в море в районе Ланжерона.

Тысячи православных верующих в это страшное время проходили по мученическому пути. Их допрашивали и всячески унижали, заставляя отвернуться от Бога, использовали пытки и угрозы, чтоб добиться своего.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православнуюПамяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Однако подрыв духовных основ русского народа был не единственной причиной планомерных гонений. Церковное имущество (золото, серебро, драгоценные камни и земли) стало бы существенным подспорьем для становления новой власти. Осознавший это Ленин составил в марте 1922 года секретное письмо Молотову и членам Политбюро, в котором среди прочего значится: «Нам во что бы то ни стало необходимо произвести изъятие церковных ценностей самым решительным и самым быстрым образом, чем мы можем обеспечить себе фонд в несколько сотен миллионов золотых рублей».

Момент был выбран идеальный – голодающее крестьянство не имело сил встать на защиту Церкви. По данным исследователей, только в мае 1922 года на Одесчине было изъято из 58 синагог 20 пудов серебра, из православных церквей 100 пудов серебра, 77,5 золотника золота, 3 тысячи каратов алмазов и бриллиантов.

Однако изъятые богатства не решали проблему веры. Народ шел за священником, доверял ему, слушал проповеди и укреплялся в ненависти к Советской власти. И последняя предпринимает решительные меры – начинается первая волна гонений на духовенство.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православнуюПамяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Кровавые волны

Первыми за «контрреволюцию», «антисоветскую агитацию» и «сопротивление изъятию ценностей» к ответственности привлечены епископ Тихон, настоятель Ботанической церкви отец Александр, священники отец Филипп (П.Гирканов), отец Стефан (С.Лобачевский), отец Игнатий (И.Бриль), отец Иван (И.Бойко), иподиакон Николай (М.Стефанов) и другие.

Конец 1920-х стал началом новой волны репрессий на фоне массовой коллективизации и обострения классовой борьбы. Церковников в это время начали обвинять в причастности к контрреволюционным организациям и вражеских настроениях. А в феврале 1929 года мир увидело письмо ЦК ВКП (б) «О мерах по усилению антирелигиозной работы». Духовенство, активные верующие, органы церковного управления были причислены в разряд противников социализма. Последовали многочисленные аресты.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православнуюПамяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Катализатором третьей и самой массовой волны репрессий стало провокационное убийство Кирова в 1934 году. С середины и до конца 30-х годов Двойки и Тройки зачастую даже без следствия замучили, изгнали и расстреляли практически всех представителей духовенства и верующих, которых минули первые 2 волны или которые, по мнению безбожных властителей, получили слишком легкие наказания. С 1937 по 1941 год по данным Комиссии по реабилитации жертв политических репрессий было расстреляно 110700 представителей православного духовенства. К 1941 году на территории СССР оставалось не более 150 действовавших храмов, не более 300 служивших священников и 4 правящих архиерея.

Нередкими, отмечают исследователи, были групповые дела, по которым проходило по 20-30 человек. Безнаказанным не оставался никто. Даже если в начале 30-х годов кого-то в ходе следствия отпускали или осуждали на небольшой срок, то уже в конце 30-х человека наказывали повторно и намного суровее. 1937 и 1938 – года расстрельных дел. По одному из них в ночь с 8-го на 9-е мая 1938 года лишили жизни 29 человек, среди них был и выпускник Одесской духовной семинарии Иван Чалый. По этому же делу проходила некая псаломщица Мария, изрядно разозлившая следователя своим упорством и стойкостью. Женщина не оговорила себя и не признала виновной, несмотря на угрозу расстрела.

Стоит отметить, что верующие люди держались особенно стойко, но для них сталинская машина уготовила и особенные испытания. Вот, например, выдержка из протокола допроса священника Афанасьева, участника группового дела (все 7 обвиненных одесских священников были в итоге расстреляны).

«Вопрос: Предлагаю прекратить упирательство и рассказать о вашей деятельности как участника фашистской церковной организации.

Ответ: Ввиду того, что следствию все известно о моей контрреволюционной деятельности, скрыть мне этого не придется. Я решил давать правдивые показания. Да, я действительно являюсь участником контрреволюционной фашистской церковной организации, проводил свою контрреволюционную  повстанческую работу».

Признательные показания даже при очевидной абсурдности обвинений были, к сожалению, нормой. Причина – всевозможные пытки, использование которых во время допросов было рекомендовано, а порой и требовалось. Яркий свет, громкие звуки, физическое насилие – не брезговали ничем. К представителям духовенства и верующим отношение палачей было особенно жестоким. Многие пыток и допросов не выдерживали. Подписывали признания, выдавали сообщников. Но те, кто стойко претерпел все ужасы следствия, еще более укреплялись в своей вере и продолжали служение Господу даже в местах ссылки, в лагерях и тюрьмах под страхом смерти.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православнуюПамяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Например, священномученик Илларион Троицкий, пребывая в ссылке, вместе с несколькими священниками совершали Пасхальную службу в лесу. Святитель Афанасий Ковровский устраивал утренние и вечерние богослужения прямо на нарах. Иногда в места заключения удавалось передавать антиминсы, за хранение одного из них в ссылке в Узбекистане были расстреляны епископ Прокопий и архимандрит Геннадий. Когда антиминсов не было, то Божественную литургию совершали на груди одного из священников. Известно также, что епитрахили делали из полотенец и в этом подобии священнического облачения совершали богослужения.

Преподобный Кукша Одесский

В возрасте 63 лет на изнурительных лесоповальных работах оказался преподобный Кукша Одесский, отбывая за «служение культу» 5 лет лагерей и 3 года ссылки. Известно, что батюшка не только терпеливо сносил все мучения, но и всегда духовно укреплял окружающих.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Так, однажды о. Кукша получил в заключении посылку от преосвященного Антония, в которую Владыка вместе с сухариками спрятал сто частиц просушенных Святых Даров. Об этом батюшка впоследствии говорил:

“Но разве мог я один потреблять Святые Дары, когда многие священники, монахи и монахини, долгие годы, находясь в заключении, были лишены этого утешения? Я сказал некоторым священникам, что получил Святые Дары. Верующие с большой осторожностью оповестили “своих”, чтобы те в назначенный день в определенном месте незаметно для конвоя готовы были принять Святое Причастие. Мы сделали из полотенец епитрахили, нарисовав на них карандашом кресты. Прочитав молитвы, благословили и одели на себя, спрятав под верхнюю одежду. Священники укрылись в кустарнике. Монахи и монахини по одному, по одной подбегали к нам, мы быстро накрывали их епитрахилями-полотенцами, прощая и отпуская грехи. Так в одно утро по дороге на работу причастилось сразу сто человек. Как они радовались и благодарили Бога за Его великую милость!”

Даже после лагерей преподобный Кукша продолжал претерпевать гонения со стороны Советской власти. Духовный авторитет, всеобщее почитание и народная любовь, коими обладал старец, вызывали у нее ненависть. Органы перевозили преподобного из монастыря в монастырь до самой его смерти, что значительно затрудняло общение с верующими и его проповедническую деятельность, однако люди продолжали приходить к нему, как к прекрасному исповеднику, молитвеннику, прозорливцу и целителю.

Митрополит Анатолий и другие

Стены Одесской духовной семинарии бережно хранят память о священномученике митрополите Анатолии, управляющем Одесской епархией в конце 20-х – начале 30-х годов. Его подвижническая жизнь предавала сил верующим и священнослужителям стоически выносить тяготы безбожного лихолетья. Жизнь при Советской власти для него стала ежечасной борьбой за святое дело Христа.

Памяти всех убиенных и пострадавших за веру православную

Современники Владыки вспоминают, что на службы он ездил на трамвае,  претерпевая всяческие оскорбления и унижения, так как никогда не переодевался в светскую одежду. Однажды его даже пытались вытолкнуть из трамвая на ходу. Но ни это, ни арест, ни ссылка не пошатнули веру митрополита Анатолия. И даже в последние минуты жизни в одном из лагерей Коми ССР в начале 1937 года архипастырь защищал свое Евангелие и нательный крест от советских безбожников.

Кровавый 1937 стал последним не только в биографии митрополита Анатолия, в конце года за православную веру погибли еще 2 священнослужителя – архиепископы Прокопий и Онуфрий. Последний, будучи главой Одесской епархии, находился в харьковской тюрьме, продолжая рассматривать просьбы прихожан и вести дела.  Из Харькова Владыка был сослан в Хабаровский край, где следы его трагически оборвались. Правда увидела свет только спустя 63 года. В 90-м году из архивов КГБ на Дальнем Востоке, по просьбе митрополита Харьковского и Богодуховского Никодима были присланы данные, что Владыка в конце 37-го года был расстрелян.

Под куполом

Вспоминая о судьбах мучеников и исповедников, не стоит забывать также и о судьбах храмов и монастырей, ведь разрушениям поверглись далеко не все, но большинство, утратив свое духовное назначение, призвано было новой властью служить иным целям. Под сводами церквей отныне хранили зерно и сельскохозяйственный инвентарь, кружились в вальсах рабочие после трудового дня, отбывали свои наказания заключенные.

Однако свидетели тех событий уверяют: если молодежь, обработанная советской пропагандой, уже не видела храмов Божьих в складах и клубах, то люди пожилые относились к изувеченным церквям с уважением (старались не ступать в то место, которое когда-то было алтарем, продолжали осенять себя крестным знаменем, проходя мимо). Большинство крестьян, воспитанных еще в православной традиции, помнящих воскресные службы и чтящих священнослужителей, продолжали жить с верою в сердце. В страхе за себя и близких они не держали в доме икон, но втайне крестили детей и молились. Именно они вместе с тысячами новомучеников и исповедников вымолили конец советской тирании и возрождение Русской Православной Церкви.

О доступе к информации

Первым среди прославленных новомучеников и новых исповедников Российских, пострадавших в годы революционной смуты и большевистского террора, стал Святейший Патриарх Тихон (9 октября 1989 г.). После 1991 года с раскрытием архивов и при широком доступе к некогда секретной информации процесс канонизации оживился, и к 2000 году общее число поименно канонизованных новомучеников и исповедников Российских составило 1097 человек. А в Соборе новомучеников и исповедников Российских XX века на 1 января 2011 года было поименно канонизировано 1774 человека. Среди них и наши соотечественники. На сегодняшний день канонизированы 2 священномученика, которые учились в Одесской духовной семинарии в начале ХХ века. Священномученик Павел Гайдай, родом из Белки, расстрелянный в 1937 году в Казахстане. Священномученик Антоний Панкеев, окончивший семинарию в 1912 году, а затем, после учебы в Петербургской духовной академии, вернувшийся в Одессу в качестве преподавателя, также был расстрелян в 1937 году в Благовещенске вместе со священномучеником Онуфрием, епископом Елисаветградским, викарием Одесской епархии.

В настоящее время, отмечают исследователи, канонизация практически остановлена. С выходом закона «О защите персональных данных» служителям церкви или исследователям в архивах не выдают дела репрессированных. Теперь необходимо подтверждать родство с теми, чьи имена значатся в делах, или иметь доверенность на работу с такими документами от родственников потерпевших. Однако и это не дает гарантии того, что человеку выдадут все интересующие его материалы. Часто работники архива предоставляют дело с заклеенными страницами. Даже спустя 80 лет власть боится раскрывать имена убийц, доносчиков, тех, кто сотрудничал с органами НКВ и способствовал репрессиям. Сокрытие властями огромного пласта данных не дает Церкви выстроить полную картину жизни предполагаемых новомучеников и исповедников. Ведь процесс канонизации очень сложен и требует исследования всей существующей информации о кандидатах. К счастью, это не отменяет того факта, что их молитвами возрождаются разрушенные в страшное время храмы, возвращаются в лоно Церкви строения и святыни, отобранные кода-то властью.

 

Анна Мячина

 

 

   Просмотров: 1307   Комментариев: 0   Распечатать   
Добавить комментарий