» » » » Значение слова в нашей жизни

Значение слова в нашей жизни


Бывали в жизни моей минуты, или во время тяжких скорбей, или после продолжительного безмолвия, минуты, в которые появлялось в сердце моем СЛОВО. Это слово было не мое. Оно утешало меня, наставляло, исполняло нетленной жизни и радости, — потом отходило. Искал я его в себе, старался, чтоб этот голос мира и покоя во мне раздался, тщетно! Случалось записывать мысли, которые так ярко светили в сии блаженные минуты. — Читаю после, — читаю не свое, читаю слова, из какой-то высшей сферы нисходившие и остающиеся наставлением.

Свт.Игнатий (Брянчанинов)

Язык?! Нет зловреднее вещи под небом. Желательно бы так устроить, чтобы за каждую с его стороны непозволительность что-нибудь его укалывало (хоть бы булавка). Тогда бы он посмирнее был, а то как машинка, что песенки поет: как завели и пустили — и... пошла тилиликать. (Святитель Феофан Затворник)

Трудно представить нашу жизнь без общения с окружающими. В разговорах мы проводим много нашего жизненного времени, не замечая как бегут секунды, минуты, дни… Психологи советуют нам не молчать, говорить, выговариваться, не держать все в себе. Но даже следуя таким новомодным советам, человек зачастую не чувствует душевного спокойствия и облегчения даже «наболтавшись» вдоволь с другими. В чем же дело? Всегда ли мы получаем пользу от общения, может чаще всего наоборот?  Говорим ни о чем да обо всем, убивая время; говорим, не думая о последствиях; критикуем ближнего; просто говорим без цели и смысла… Понимаем ли мы, что несем ответственность перед Богом за каждое произносимое слово?  Ведь когда мы произносим слова, то передаем мысли, образы, чувства, пожелания.

Как отмечает Иоанн Кронштадский: «Из существа мыслящего духа рождается слово, присущее ему, в себе показующее мысль и равное ей; от мысли и с мыслию исходит дух, почивающий в слове и в слове сообщающийся слушающим; дух этот вполне равен и мысли и слову и присущен им. Например, в слове  ЛЮБЛЮ видишь и любящее начало и слово, от него рожденное, и ощущаешь какое-то приятное дыхание любви».

Нередко люди с помощью слов искажают истинное положение вещей, не считая это чем-то зазорным, преступным: «Ну, подумаешь, немного приукрасил или недоговорил». О том, что такие действия духовно и телесно истощают человека, многие даже не задумываются:

«Человеческая речь требует огромной психической энергии. Происходит обработка огромного количества информации, содержащейся в памяти, затем она облекается в форму мыслей и передается через слова, как систему символов и код человеческой души. Здесь включаются эмоции и воображение. А если человек злоупотребляет словом, например, целенаправленно лжет, то он строит свой собственный иллюзорный мир, который должен держать в памяти и выдавать за реальность. Каждый может наблюдать на себе самом, как изматывает человека многословие: он чувствует себя опустошенным и утомленным. После «пира» пустых слов он пробуждается, как пьяница после попойки, с отвращением к самому себе. Мышление у человека, который много говорит, становится поверхностным и, если допустимо это слово, пошлым.

Молчание сохраняет огромные душевные силы. Эта энергия, которую расточали попусту, вливается в слова молитвы, она водворяется в человеческой душе, как вернувшийся издалека странник под кровлей отеческого дома». (Архимандрит Рафаил).

Слово –это главный инструмент публичных людей,ораторов, политиков, общественных деятелей и т.д. Неосторожное его использование может привести к гибели целых народов, крушению государств и империй, потере гармони во всем мире.

Слова Господа имели могущественную силу: « Никогда человек не говорил так» (Ин.7,46), говорили про него иудеи «Слово его было со властью» (Лк.4,32). Словом Господь воскрешал мертвых,  исцелял человеческие души и тела, творил чудеса. По сути слово – это действие.

Свт. Феофан Затворник советовал своим чадам: «Когда ведете речь, больше всего опасайтесь растревожить покой другого каким-либо задором или высказыванием своих мыслей наперекор ему, с явным желанием поставить на своем. Враг на это наводит…».

О том, что слово может выступать в качестве оружия для убийства  и  в качестве лекарства говорит митрополит московский Филарет (Дроздов): «Слово человеческое может быть изострено, как меч, и тогда оно будет ранить и убивать; и может быть умягчено, как елей, и тогда будет врачевать».

Словами можно утешать, возвышать, очищать людей прививая им веру, спокойствие, бодрость, рождать в них любовь . А также можно убить словом,  осквернить душу, очернить сердце, разжечь страсти и дурные мысли. Святые говорили, что если бы мы были наделены духовным зрением, то увидели бы как из наших уст течет яд, когда мы говорим безрассудно.

Порой с помощью слова мы подталкиваем других  греху. Допустим, рассказываем о знакомых как они могут зарабатывать с помощью не очень честных приемов. Слушатель может быть озадачен и огорчен: « А я- то куда смотрю,  надо и мне так попробовать. Все же так живут!» И вот, механизм запущен – зло в виде яда проникает из уст в уши слушателя, оскверняя обоих. Иногда мы заражаем собеседников излишней обеспокоенностью какими-либо проблемами.жизненными хлопотами. И тот уходит от нас в в маловерии, в опасении за свою судьбу ,забывая о промысле Божьем.

В начале XX  века в Восточной Сибири работал один  миссионер иеромонах Спиридон,  в обязанности которого входило исповедывать каторжников Нерченской тюрьмы. Однажды к батюшке на исповедь попал преступник, обвинявшийся в двойном убийстве. Как он признался, это страшное преступление произошло из-за неудачной шутки:
«Я жил счастливо с женой и любил ее. Однажды я как-то неосторожно пошутил с нею. «А я тебя совсем не люблю», — сказал я ей. Эта шутка задела ее самолюбие, и в ответ я услышал: «И я тебя не люблю». Считая эти слова за шутку, я не придал им никакого значения. Однако моя шутка сильно задела самолюбие жены, и она поддалась желанию мне отомстить.
Вскоре я уехал в служебную командировку на несколько дней. Вернувшись, я не застал жены дома. Я пошел к одному из своих холостых сослуживцев и застал там и свою жену. Мне показалось, что жена с какой-то неохотой вернулась со мной домой... Подозрение закралось в мою душу...
Я постарался проверить правильность моего подозрения. Вскоре удостоверился, что мое подозрение в отношении измены жены оказалось правильным. В тот момент жены не было дома. Сгоряча я схватил топор и бросился ее искать. Она опять оказалась в квартире моего холостого сослуживца. В припадке злобы я убил их обоих...»

Подвижники  благочестия всегда говорили нам о том, что каждое слово, каждая шутка налагает на нас ответственность. Мы сказали о чем-то и тут же забыли. А слово уже запущено, оно работает как некая программа уже без нас, но касаясь нас непосредственно. Современная культура призывает нас к болтливости, праздным словам, пустословию, бессмысленным шуткам, расслабляющим, как дурман, наше сознание и дух. Современная индустрия развлечений – это яркий и отвратительный пример того, как можно осквернять не только свой разум, но и передавать этот яд окружающим. К примеру, комики с телеэкранов транслируют нам безобразные шутки, которые считает уместными современна культура. И это все предлагается нам и нашим детям как образец нормального чувства юмора.

Молчаливость, в свою очередь, воспринимается как недостаток; как дефект психики, требующий вмешательства психолога.

Татьяна Андреенкова


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии