» » » » Необходимо ли подчиняться начальствующим и властям?

Необходимо ли подчиняться начальствующим и властям?

22 февраля 2010, 2 256, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

 
В Послании Римлянам святого апостола Павла (13, 1-7) есть строки, которые во все времена вызывали споры и неоднозначное отношение даже среди воцерковленных христиан. Апостол увещевает паству повиноваться властям.

«Всякая душа да будет покорна высшим властям; ибо нет власти не от Бога, существующие же власти от Бога установлены. Посему противящийся власти противится Божию установлению; а противящиеся сами на себя навлекают осуждение. Ибо начальствующие страшны не для добрых дел, но для злых. Хочешь ли не бояться власти? Делай добро, и получишь похвалу от нее; ибо начальник есть Божий слуга, тебе на добро. Если же желаешь зло, бойся, ибо он не напрасно носит меч: он Божий слуга, отмститель в наказание делающему злое. И потому надобно повиноваться не только из страха наказания, но и по совести. Для сего вы и подати платите; ибо они Божии служители, сим самым постоянно занятые. Итак,  отдавайте всякому должное: кому подать, подать; кому оброк, оброк; кому страх, страх; кому честь, честь».

У каждого читающего эти строки послания могут вызвать множество возражений. Как же повиноваться, например,  властям, которые, например, следуя своим корыстолюбивым интересам и  жажде власти, разворовывают, политически и экономически ослабляют,  и, по сути, губят свою страну и народ. Как повиноваться властям, которые презирают и обманывают, делают нас нищими и беззащитными. Как повиноваться тому, кто приносит зло нам или нашим близким, или тому, кто отдает нам приказы, которые нарушают заповеди. И вообще, зачем христианину земная власть, если он хочет служить одному Богу.

Нужно ли христианину государство?

Святой апостол Павел призывал, повиноваться государственным властям, потому что их деятельность основывается на законе.  Государственное право, по своей идее, есть равновесие нашей личной свободы и общего блага. А три ветви власти (законодательная, исполнительная и судебная) есть воплощение этого равновесия со всеми необходимыми условиями.

Сам апостол в своих проповеднических трудах не раз  испытывал, что значит, быть римским гражданином. Римское языческое право, как ни странно, спасало его и от многих смертельных опасностей.

Сегодня надо понимать, что власть существует не для того, чтобы учредить Царство Божие на Земле, но чтобы наша земная жизнь не становилась похожей на ад. Ведь даже сейчас, в ситуации очень слабо работающих законов, мы знаем отдельные, жаль не многочисленные случаи, когда знание права и грамотный адвокат, может помочь в, казалось бы, безвыходных положениях. Например, в тяжбе отдельного гражданина с целой организацией или фирмой.

Всемливластямнужноповиноваться?

Были попытки толковать приведенные  слова послания, как необходимость повиноваться не земным, а небесным высшим властям или заменить определенность апостольского наставления иным образом. Но святой апостол Павел писал о земных властях, которым нужно, в частности, платить налоги, писал римлянам, которые жили под властью императора Нерона, вошедшего в историю как один из самых страшных и порочных правителей, кровавых гонителей христиан. То есть, писал о подчинении любой государственной власти, какой бы она не была. Почему?

  Именно потому, что действительно, любая власть от Бога. Иногда власть попускается народу за его грехи. Как в библейской истории, когда еврейский народ выпросил себе у Бога царя, хотя Господь сам руководил народом, и необходимости в земном царе не было. Тогда  был помазан на царство Саул, который сделал еврейский народ таким же, как и все его окружавшие, но кроме военных побед, принес своим согражданам немало огорчений.

Однако надо заметить, что в своих наставлениях святой апостол Павел не рассматривал ситуацию подчиненного, которому отдают приказы,  нарушающие заповеди. Он писал  членам церкви, которые были рядовыми налогоплательщиками и в управлении государством не участвовали.

Если же речь идет о выполнении  противозаконных распоряжений и нашем непосредственном участии в преступных делах, то отношение христианина здесь должно быть однозначно отрицательным. Если начальствующий склоняет преступить пред Богом, подчиненный должен иметь мужество отказаться, и Господь не оставит своего верного сына или  дочь и устроит их земное существование не хуже, а может даже лучше прежнего.

Церковь руководствуется теми же принципами. Она молится о властях, никогда не говорит о них дурно, тем более, никогда не призывает к насильственному свержению существующей власти, но если государство в каких-либо законодательных актах или распоряжениях идет против Божьих установлений церковь будет, тем или иным мирным способом, выражать протест. В Основах социальной концепции, принятых нашей Церковью, есть пункт, который предполагает акции неповиновения законам государства, если они противоречат христианским заповедям.

Так все-таки повиноваться властям или нет?

Если мы хотим жить в правовом государстве, и не навлечь на себя еще худшие беды, мы  должны неукоснительно исполнять законы, платить налоги и другие обязательные платежи. А что касается непосредственных начальников, то, учитывая наше положение, мы, как христиане, призваны смиренно принимать их человеческие особенности и слабости, тщательно выполнять свои должностные обязанности и проявлять характер только в том случае, если наше руководство под воздействием страстей отдает необдуманные, противоречащие заповедям приказы. Вот чему учит нас Господь и его апостол. Нашим правилом должно быть евангельское наставление Господа «Отдавайте кесарево кесарю, а Божие - Богу» (Мат. 22, 21.).

 

Ответ протоиерея Олега Мокряка на вопросы газеты «Слово».

Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии