» » » » Как проводить воскресные и праздничные дни

Как проводить воскресные и праздничные дни

18 апреля 2010, 4 483, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня (Ин. 14, 21)

Четвертая заповедь данная Богом гласит: Промни день сий Божий, чтобы святить его. Шесть дней работай и делай всякие дела твои; а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его (Исх. 20, 8-11).

Таким образом, четвертой заповедью Господь повелевает  седьмой день посвящать на служение Господу, на святые и угодные Ему дела. В ветхом Завете праздновался седьмой день недели - суббота (что по древнееврейски значит  - покой) в воспоминание о завершении творения Господом Богом мира. И совершил Бог к седьмому дню дела Свои, которые Он делал, и почил в день седьмой от всех дел Своих, которые делал (Быт. 2,2).

В Новом же Завете, со времен свв. Апостолов, стал праздноваться первый день недели - воскресный, в воспоминания Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. Спаситель в Своей Плоти и Крови явил Пасху Нового Завета и сам стал Новой Пасхой. И это окончательное и полное ее совершение означало одновременно и завершение истории ветхозаветной Моисеевой пасхи, ее замену Пасхой Христовой: «Пасха наша, Христос, заклан за нас (1 Кор.)

Необходимо сознавать, что каждый воскресный день является малой Пасхой, и сердце христианина должно призывать его в храм, чтобы, радуясь вместе с господом Иисусом Христом, праздновать несравненный день освобождения от смерти. Малой Пасхой для православного христианина является и День Ангела (Именины). Под именем седьмого дня нужно подразумевать не только день воскресный, но и другие праздники, установленные Церковью.

Большинство из нас являются вольными или невольными нарушителями четвертой заповеди. Богом сказано: чти праздник, а мы работаем, сказано: шесть дней трудись, а мы, иной раз, бездельничаем - значит, нарушаем всю ту же  четвертую заповедь.

У нас, православных христиан, праздник начинается с вечера, когда служится всенощная. Поэтому придаваться в это время развлечениям или труду - значит глумиться над праздником. Но не всякий работающий в праздник согрешает против четвертой заповеди. Если христианин в праздничный день потратит время на святые и Богу угодные дела, то это ему не вменится в грех. Например, если родственник или близкий человек находится в праздник на больничной койке в тяжелом состоянии и свидание с ним принесет ему радость и прилив сил, то необходимо пожертвовать посещением храма, даже если и наметил причаститься. Правда, можно пойти на раннюю службу в 6 часов утра, а затем заняться и другим богоугодным делом, которые не упраздняют, а, наоборот, поддерживают  праздничное настроение православных людей.

Итак, в воскресенье и праздник православный христианин должен высвободиться от дел мира сего, связанных с личной материальной выгодой, напряженным попечением о своих житейских делах. Об этом прекрасно поется в Херувимской песне: «Всякое ныне житейское отложим попечение». Этот день надо целиком посвятить Богу, служению ближнему, своему духовному восхождению.

Как же быть современной женщине, занятой на работе в течение всей седмицы? К субботе-воскресению накапливаются домашние дела, физическая усталость, и порой душа разрывается: и в храм хочется, и дом запускать нельзя.

alt

Воскресный день, часто единственная возможность восстановить физическое самочувствие. Правда, не всегда оное восстанавливается путем долгоспания и долголежания на диване перед телевизором. Часто восстановлению сил способствует именно духовное бодрствование: молитва за литургией, чтение Священного писания, посещение больных, и прочее. Надо помнить, что жена является сонаследницей мужу в благодатной жизни (См. 1 Пет. 8,7) и, как равноправный член Церкви, нуждается в посещении храма, чтении литературы и.т.д. В свете этого в православной семье должен решаться вопрос о распределении домашних обязанностей и разумном приспосабливании ведения хозяйства к конкретнымобстоятельствам жизни.

Нельзя также забывать, что есть бесчисленное множество будничных незаметных дел, которые необходимо исполнять по послушанию. Когда душа мечется между желанием пойти в храм или исполнить послушание. В этом случае вспомним слова усмиряющие дух: «Послушание паче поста и молитвы». Евгений Трубецкой замечательно об этом сказал: «Создавая относительные ценности, человек, сам того не замечая, делает нечто другое, неизмеримо более важное: он определяет себя самого, выковывает свой человеческий образ, который либо перейдет в вечную жизнь, либо станет добычей второй смерти. Создание собственного своего образа по образу и подобию Божьему и есть то подлинное, субстанциональное итворческое дело, к которому и призван человек. Относительные ценности служат лишь средством для этого творчества, но сами по себе не выражают его сущности.

Однако в качестве средства эти ценности необходимы. И пища, которой мы питаемся, и одежда, в которую мы облекаемся, и здоровье, которым мы наслаждаемся принадлежат к области благ относительных. И, тем не менее, если я не позабочусь о пище, одежде и здоровье моих ближних, я сам понесу безотносительную утрату. И поскольку относительные ценности служат средствами для осуществления любви, они приобретают высшее освящение, ибо они становятся способами явления безусловного и вечного в мире». Всякий разумный человек поступает в той или ситуации с рассуждением, руководствуясь, прежде всего, искренним чувством христианской совести и любви и особенностями той жизненной ситуации, в которой находится. Если хозяйка дома, забыв о семье, будет проводить все дни Страстной Седмицы в храме, то эта «забывчивость» не прибавит ей спасительной благодати по причине элементарного неисполнения ею приуготовительных к празднику домашних дел.

Поэтому совершенно необходимо планировать и разумно сочетать дела по дому с молитвой в храме. Однако следует учитывать и то, что человеку свойственно оправдывать свою неспособность или нежелание (лень) творить богоугодные дела. Причина всегда найдется: отсутствие времени, «плохое самочувствие», отсутствие настроения, обида, упадническое состояние духа и.т.д. Ссылаясь на подобные причины, некоторые люди годами не могут пойти в храм Божий, исповедаться и приобщиться Святых Христовых Таин.

С другой стороны, есть не так уж мало людей, которые под предлогом необходимости неукоснительно регулярного посещения храма сознательно или неосознанно отлынивают от домашних обязанностей. Для человека верующего не должно быть никаких предлогов, которые бы мешали ему спасаться в этом гибельном и греховном мире. Нам трудно исполнять церковные уставы не потому, что мы физически слабее своих предков, а в силу того, что ослаблено наше духовно-нравственное состояние, которое не способно поднять нас рутиной повседневной будничной жизни.

«Чадолюбивая матерь наша Святая Православная Церковь никого не принуждает к подвигам, превышающим силы, она приемлет всякую посильную жертву, она примет смиренный вздох о том, что не можем исполнить до точности ее спасительных уставов. Она отвергает только тех, которые упорно противятся ей и дерзают находить мудрость ее несовместимой с просвещением века». Жить в мире, но не подражать ему, выбирать «узкий путь и тесные врата» - признак благочестивого и спасительного делания. При этом непременно надо сохранять искреннее отношение к тому, что делаешь.

alt

 «Праздники - священные дни, в которые дух наш возвышается над земными попечениями, а душа и тело освобождается от ежедневных, утомительных забот и обязанностей. Они напоминают нам о высоком назначении человека стать наследником блаженной жизни, когда завершится назначенный нам Господом жизненный труд. Поэтому мы должны обязательно быть в храме на праздничном богослужении. Что делать в остальное время, когда закончится служба? Правила святых соборов об этом ничего не говорят. Христианская традиция предписывает благочестивый отдых. Это вполне соответствует смыслу и назначению праздника. Человек должен быть в светлом настроении. Совершенно ясно, что фарисейская строгость, запрещающая всякий труд и занятия, не совместима с духом христианской радости. Надо позаботиться лишь о том, чтобы эти занятия не утомляли нас и не пленяли. Мотивы этих занятий должны быть далеки от корыстолюбия. Словом, в праздники после возвращения  из храма допускается легкий, приятный труд, уводящий нас от расслабляющей праздности, которая так часто приводит к  унынию» - советует священник Афанасий Гумеров своим чадам.        

Существующий принцип «отделения Церкви от государства, а школы от Церкви» ввел в жизнь граждан нашей страны духовную сумятицу, и государство как бы само ограничивает верующего в посещении храма. В нашей стране государством признаны только три церковных праздника: Рождество Христово, Пасха и Троица. Поэтому остальные великие праздники народ Божий проводит на своих рабочих местах. А ведь богатство и мощь государства зависит от духовного потенциала, духовной просвещенности и духовно-нравственной силы народа.

К сказанному выше можно добавить, что причинами для того, чтобы отложить посещение храма, является болезнь или особые жизненные обстоятельства. Церковь - спасительный корабль от житейских бурь в сравнении с утлой лодчонкой, на которой человек-одиночка пытается переплыть грохочущий океан.

Мы все хвалимся верой, но творим ли дела, соответствующие вере? Ты веруешь, что Бог един: хорошо делаешь, и бесы веруют и трепещут. Но хочешь ли знать, неосновательный человек, что вера без дел мертва? (Иак. 2, 19-20). Поэтому верующие часто задают батюшке вопрос: насколько велик грех непосещения храма в Воскресенье или Великий праздник? Мы сами себя спасти не можем, нас спасает Господь Бог по Своей милости и человеколюбию; и в Евангелии говорится, что никто не свят, только один Бог, человеку необходимо подходить к своей жизни внимательно и ответственно. Для определения духовного состояния человека Бог и дал Заповеди Десятисловия (Ветхий Завет), Заповеди Блаженства (Новый Завет) и еще Бог дал человеческой душе совесть. Так вот, своевольное непосещение храма является грехом, таким же по тяжести, как и все остальные грехи.

Верующий человек тянется к благодати, как к дару Божьему, без которого нет нормального духовного самочувствия, и старается не огорчить Создателя своим греховным поведением. Поэтому, если мы будем находиться во Святой, Соборной, Апостольской Церкви Христовой и жить ее жизнью, которая есть Союз Любви, и в которой неизменно по обетованию Божьему пребывает Дух Святой, ниспосылая Свои благодатные дары в Таинствах Церкви, то избежим дьявольских сетей.



Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Декабрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12
3456789
10111213141516
17181920212223
24252627282930
31 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии