» » » » Промысел Божий в нашей жизни

Промысел Божий в нашей жизни


Как часто слышишь от людей , у которых не осуществился какой-то из давно задуманных проектов, не воплотились в жизнь желания, или просто-напросто случилась мелкая неприятность: „Ну, что поделать, судьба у меня такая". И эти сетования на судьбу повторяются с завидным постоянством в каждый раз, когда что-то не получается. Что же такое судьба, или рок, фатум, как ее еще называют?

 

 

Энциклопедия дает нам следующее определение: "Судьба́ - совокупность всех событий и обстоятельств, которые в первую очередь предопределены и влияют на бытие человека, народа и т. п.; предопределенность событий, поступков; рок, фатум; высшая сила, которая может мыслиться в виде природы или божества".

Но стоит ли во всех своих неудачах винить судьбу? И считать себя беззащитными перед ее «грозной волей»?

 

 

Об этом задумывался еще Цицерон. И вот к какому выводу пришел этот человек: «Я признаю, что не от нас зависит родиться с острым умом или тупым, сильным или слабым. Но тот, кто из этого сделает вывод, что не в нашей воле даже сидеть или гулять, тот не видит, что за чем следует. Пусть верно, что рождение людей, талантливых или тугодумов, крепких или слабых, вызвано предшествующими причинами, из этого не следует, что даже то, что они сели или пошли гулять, или делают что-то, тоже предопределено и предустановлено изначальными причинами. ... Если пороки могут произойти от естественных причин, то их искоренение и полное уничтожение - так, чтобы тот самый человек, который был склонен к таким порокам, полностью от них избавился, - зависят уже не от природных причин, а от нашей воли, старания, упражнения (disciplina); и все эти вещи потеряют всякое значение, если на основании дивинации подтвердятся сила и природа судьбы»

 

 

Сторонники одной из точек зрения на эту проблему провозглашают самого человека творцом своей судьбы.

Мы сами себе сочиняем и песни и судьбы,
и горе тому, кто одёрнет не вовремя нас. (Булат Окуджава)

Я и сама с детства задумываюсь над этим вопросом. В одном из споров далекого детства, в котором мне утверждали, что судьба - дело рук самого человека, я невольно задалась вопросом: «Хорошо, пусть условием задачи будет то, что человек практически всемогущ и может направлять линии своей судьбы так, как ему хочется.

Но ведь человеку не суждено решать, в какой стране и семье он будет рожден. А от этого тоже многое зависит. Да, я согласна с тем, что если дитя родится в бедной семье, то спустя некоторое время своими собственными трудами оно может помочь всей семье выбраться из социального дна.

Но есть условия, которые предопределяют дальнейшее существование человека: к примеру, если ребенок родится в семье афроамериканцев, то ему суждено прожить жизнь с кожей темного цвета. Если родитель передал дитю ВИЧ, то это ребенок изменить просто не в силах.

С другой стороны, даже если человек родился инвалидом или стал им, то его дальнейшая судьба зависит и от  внутренней силы. Этому есть многие яркие примеры. Чего только стоит сила духа слепой девушки, которая РИСУЕТ

 

 

или женщины без рук, которая занимается РУКОДЕЛИЕМ:

 

 

Все эти примеры Господь подает нам для смирения и познания собственной лени.

В Православии в данном вопросе на передний план выходит понятие Промысла Божиего. Вера в руку слепой судьбы вместо веры в живого Бога есть тяжкий грех. Христиан не должна пугать «рука судьбы», так как они знают о всеблагом и премудром Промысле Божием.

 

 

По учению Православной Церкви, судьба каждого человека строится по предопределению Господа. Но нельзя сказать, что Бог - слепая грозная сила, которая управляет человеком по своему произволению. Он употребляет Свою власть, не нарушая свободы человеческой. Не отнимая у человека воли, Господь предоставляет ему на выбор живот и смерть... благословение и клятву (Сир. XV, 14; Втор. XXX, 19), и уже совершенно в воле человека сделать выбор.

 

 

И от этого выбора строится дальнейшая жизнь человека.

 

 

Бывает, что все настолько плохо, что человек невольно думает, что Бог его оставил. Это не так. Даже в самую трудную минуту, когда отчаяние безгранично, Господь с нами. Еще Преподобный Иоанн Дамаскин говорил: «Следует иметь в виду, что Бог все предвидит, но не все предопределяет. Так, Он предвидит то, что находится в нашей власти, но не предопределяет этого; ибо Он не хочет, чтобы явился порок, но не принуждает силою к добродетели...

 

 

На время Бог оставляет человека для исправления другого, дабы другие, смотря на него, исправлялись; так было с Лазарем и богатым. В самом деле, видя, что другие страдают, мы естественно смиряемся. Иного человека Бог оставляет для славы Другого, а не за его или родительские грехи; так слепой от рождения был слеп для славы Сына человеческого. Еще Бог попускает кому-либо страдать для возбуждения ревности в другом, дабы, видя, как возвеличилась слава пострадавшего, и другие безбоязненно подвергались страданию в надежде на будущую славу, из-за желания будущих благ, так было с мучениками. Иногда Бог попускает человеку совершить постыдное деяние для исправления другой, еще худшей страсти. Так, допустим, что кто-либо превозносится своими добродетелями и праведностью; Бог попускает такому человеку впасть в блуд, дабы он через это падение пришел к сознанию своей слабости, смирился и пришел, исповедался Господу.

 

 

Следует иметь в виду, что выбор дел находится в нашей власти, исход же их зависит от Бога. При этом исход добрых дел зависит от божественного содействия, ибо Бог, по Своему предведению, праведно содействует тем, которые по правой совести избирают доброе. Исход же дурных дел зависит от божественного попущения, от того, что Бог, опять по Своему предведению, праведно оставляет человека, предоставляя его собственным силам».

 

 

Несомненно, важным будет отметить, что не сами события влияют на нашу жизнь, а более то, как мы к ним относимся: если какую-то несчастливую весть принять с благодарением Бога, со смирением, то и перенести ее будет легче.

 

...От нас порою многое зависит:

Судьба иная лени результат.

Творец любимый вряд ли нас услышит,

Когда пороки над Землей висят.

 

Добры коль станем сердцем и душою,

А мыслями - возвышенно чисты,

Земли народы, всей семьей большою,

Увидят мир, что полон красоты.

 

Пока бушуют войны на планете,

Рождая мрачно - черный ореол,

Рыдают чьи-то вдовы, чьи-то дети,

Взойдет ли наше счастье на престол?

 

Столетиями люди размышляют,

Над странными зигзагами судьбы,

Которую цыганки нам гадают,

Под серенаду взрывов и стрельбы...

 

                                                                                                     Гаврюшкин А.

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2019    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии