» » » » «О нарушении шестой заповеди Господней»

«О нарушении шестой заповеди Господней»


Шестая заповедь Господня гласит: Не убий.
                                           

Грехом называется всякое противление человека воле Божией. Какова же воля Божия по отношению к человеку? Человек и Бог — две личности, и Бог ищет спасения каждому человеку. В Писании сказано: Господь «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины». А истина — это и есть Бог. Поэтому Бог желает, чтобы каждый человек пришел к Нему. Если же он к Богу не идет, это и есть состояние греха, потому что спасение, или, иначе говоря, вечную жизнь, или Царствие Божие, наследует только тот, кто этого желает.

 

Библия рассматривает всякое кровопролитие как тягчайшее нарушение воли Божьей. Оно является первым конкретным проявлением грехопадения человека и губительно не только для самого человека, но и для всего творения («голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли»). Убийство входит в мир в результате человеческого греха и становится причиной первой человеческой смерти. Рассказ о потомстве Каина говорит о том, что кровавое насилие растет в человеческом обществе как снежный ком: Ламех хвалится тем, что убил человека за царапину. Заслон на пути неконтролируемого человекоубийства ставит первый завет (союз) Бога с людьми, заключенный с Ноем и его потомством. Этот завет, полагающий начало пути спасения человечества от греха и смерти, требует отказа от кровопролития, так как жизнь любого живого существа принадлежит только Богу.

Синайское законодательство конкретизирует понятие убийства и устанавливает определенные рамки для связанных с ним форм насилия. Пятая заповедь Моисея категорически запрещает убийство в уголовном смысле слова, т.е. сознательное насильственное лишение человека жизни. Одновременно Синайское законодательство выделяет иные формы убийства (по неосторожности, в порядке самозащиты и т.д.), которые, оставаясь запрещенными, наказываются не столь строго, как преднамеренное убийство. Согласно Синайскому законодательству применение насилия допустимо только вынужденно, как ответ на насилие, и должно быть соразмерно. Требование «око за око и зуб за зуб» знаменует, таким образом, заметный шаг вперед в нравственном развитии человечества по сравнению с «похвальбой Ламеха». Однако, запрещая бытовое насилие, особенно из корыстных побуждений, Синайское законодательство довольно широко применяет смертную казнь, делая ее узаконенной социальной формой убийства. Не запрещается и не ограничивается убийство в ходе военных действий.

Однако вскоре после заключения Синайского завета, в начале пророческой эпохи (8 в. до Р.Х.) понимание убийства и отношение к насилию вообще заметно меняется. Пророк Нафан обличает царя Давида за гибель Урии, хотя действия царя не подпадают под понятие убийства, присущее Моисееву закону: царь сам не совершал убийства, но лишь подстроил для него соответствующие обстоятельства. Тем не менее пророк Нафан квалифицирует поступок царя как убийство. Первый из пророков-писателей, пророк Амос в начале своей книги возвещает суд Божий именно на те формы насилия, которые не были прямо запрещены Синайским законом. В следующем поколении после Амоса Исайя Иерусалимский приравнивает к кровопролитию социальную несправедливость и угнетение бедных. Исайя говорит, что «экономическое» насилие так же отвратительно Богу, как и кровопролитие. Лишение средств к существованию не отличается от лишения жизни и для других пророков-писателей.

 

 

Наконец, в Новом завете Господь еще более расширяет и углубляет запрет на убийство: в Нагорной проповеди Он приравнивает к нему всякий гнев одного человека на другого. Даже мысленная враждебность, тем более – ненависть между людьми, запрещаются как формы убийства. Призыв не отвечать злом на зло, но побеждать зло добром делает невозможным применение и тех форм убийства, которые были допущены Синайским законом. Всякое кровопролитие вообще становится запрещенным для учеников Христа.

Эта позиция стала основой отношения к убийству христианской Церкви. В то же время христиане всегда понимали, что они живут и действуют в несовершенном мире, который им еще только предстоит освободить от зла. Поэтому в некоторых случаях ответственность христианина делает для него участие в насильственных действиях неизбежным. Но, тем не менее, даже в этом случае кровопролитие рассматривается как грех, нуждающийся в покаянии и прощении.

 

Нет такого греха, которого нельзя простить, если человек сам в нем искренне кается. Убийство есть безусловный грех всегда, при любых обстоятельствах. Даже когда мы защищаем свою жизнь, когда мы защищаем близких – это все равно грех.


 

В мире каждое преступление подразумевает собой в ответ наказание, с целью исправления, перевоспитания преступника, предупреждения последующих преступлений. В церкви каждое преступление заповеди Божией, то есть грех, если в нем человек искренне раскаивается подразумевает прощение Божие. Но чтобы простил Господь, нужно не только искренне раскаяться в содеянном, исповедать этот грех, но и примириться со своими ближними, то есть, простить им все, и в первую очередь просить у своих ближних прощения.

 

В одном из слов св. Амфилохия Иконийского есть повествование о том, как диавол удивляется милосердию Божию: зачем Ты принимаешь покаяние человека, который уже много раз каялся в своем грехе, а потом все равно возвращался к нему? И Господь отвечает: но ты же ведь принимаешь каждый раз к себе на служение этого человека после каждого его нового греха. Так почему же Я не могу считать его Своим рабом после его очередного покаяния?

 

Каждый человек после своей смерти предстанет пред Судом Божиим. Мы предстанем пред Тем, чье имя – Любовь. Суд Божий - встреча со Христом.

 

Суд человеческий может ошибаться в принятии своего решения относительно человека, который нарушил Закон, потому что этот суд во многом зависит от тех людей, которые будут его проводить. Насколько эти люди не только хорошие специалисты в области юриспруденции, но и в том, прислушиваются ли они к голосу совести, есть ли в них страх Божий пойти на что-то противозаконное, решить дело в угоду чьим-либо прихотям. Суд же Божий не может ошибаться. Потому что Господу ведомо все, о каждом человеке, все чтобы человек ни делал записывается в хартии. И во многом от человека зависит, какое решение будет Суда Божьего. Потому что Господь дает человеку свободу выбора во всем. И на чем остановиться наш выбор — это зависит от нас?! Не нужно уповать только на милосердие Божие, нужно самому прилагать усилий для своего спасения и спасения своих близких. Ведь вера без дел мертва. Каждый может оступиться, совершить грех, в том числе, и убийство. Но не каждый в этом поступке искренне раскаивается и пытается исправить свою жизнь.

 

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Июль 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
3031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии