Комментарии к советам отца Иоанна даны по книге И. Сурского "Отец Иоанн Кронштадский", вышедшей в Сербии в 30-х г.г. и переизданной издательством "Паломник" в 1994 году. (Православна газета).
Поучения свои о. Иоанн приписывал благодатной силе Святых Христовых Тайн, которых он причащался. В творениях своих он множество раз говорит об их великой чудотворной силе.
Вот одно из таких наставлений о. Иоанна: "Если почувствуешь тяжесть борьбы и увидишь, что тебе не справиться самому со злом, беги к духовному отцу твоему и проси его приобщить тебя Св. Тайн. Это великое и всесильное оружие в борьбе".
Вот другое поучение: "Господь, с Которым я ежедневно соединяюсь через Св. Причащение, подкрепляет меня. Иначе, где бы я мог почерпнуть силы для таких постоянных трудов, которыми стараюсь служить Святому Имени Его и во спасение ближних моих".
А вот молитва о. Иоанна, в которой он, в назидание нам, просто, как апостол Павел, говорил о силах Божиих, обитающих в нем, и о ежедневно совершавшихся чудесах через Св. Тайны.
"Везде прославило меня Имя Твое, Господи! И у трона царей, и у важных и сильных мира сего, и у богатых и у небогатых, образованных и простых людей; всюду принесло оно и приносит отраду непрестанно, мир, избавление, спасение, здравие, утешение, облегчение, победу над кознями вражиими. Сколь чудно Имя Твое, Господи! Как Чудно, державно, властно влечет всех ко мне убогому благодать Твоя, во мне живущая и пребывающая, чрез частое причастие Святых Тайн Твоих Пречистого Тела и Крови Твоея, Господи! Благодарю Тебя за чудеса Св. Тайн, совершающиеся во мне и народе нашем ежедневно. Ты влечешь меня и его к Тебе чудною, всемогущею, непобедимою силою. Влеки, влеки, Слове Божий, Творче наш, влеки к Себе всех и вся".
Приводим еще несколько поучений о. Иоанна о спасительности причащений Святых Христовых Тайн и рассказы его самого об исцелении умиравших и безнадежно больных после причащения им этих лиц Святых Тайн.
"Богочеловек Всеблагий дал премудрый, прерадостный завет Церкви Своей - до скончания века совершать всеспаси-тельное и самонужнейшее таинство - Тела и Крови Его причащения верующих. И мы имеем блаженство причащаться Божественного Брашна весьма, весьма часто; и какое преис-креннее теснейшее общение! Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает и Аз в нем. Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имат живот вечный. Но аще, - говорит Господь, -не снесте Плоти Сына человеческого, не пиете Крови Его, живота не имате в себе (Ин.6, 53-56). Таково-то общение любви сначала и поныне!"
"Какое спасительное, боготворящее Таинство предал Господь рукам священников, поручив им по благодати священства, силою Духа Святого Животворящего, Таинства пречистого Тела и Крови Своей". Сколь должны быть святы и блаженны лица, совершающие это пренебесное Таинство и часто причащающиеся его, делающие блаженными и радостными также множество народа причащающегося! Коль светла и славна Церковь, имеющая в себе такие Таинства, преданные ей от Самого Господа Саможивота всех, и содержимые ею непревратно и свято, от начала доныне! Слава Господу Иисусу Христу и Животворящим Его Тайнам! Сколько мне приходилось видеть больных, истаявших, как воск, от болезней, совершенно ослабевших, и когда я причащал их Божественных Тайн, которых они требовали или по моему совету, или по своему сердечному влечению, они дивным образом быстро поправлялись. Так, одного старика, 80-ти лет, живущего в бедности с семейством, я причащал два раза в разные времена, причащал тогда, когда он был отчаянно болен, изготовил завещание и благословил всех домашних и он в оба раза, на второй и третий день вставал с постели и выздоравливал.
В гимназии один ученик низшего класса три месяца был нездоров воспалением живота, не имел аппетита и под конец весь исхудал до скелета, весьма был недалек от смерти . Я посмотрел его, советовал ему причаститься Св. Тайн, возбудил в нем желание их, затем вскоре пришел причастить его, и больной стал есть, пить и быстро поправляться, в скором времени он встал с постели и готов был пойти в класс.
Еще один купеческий мальчик болел шесть недель горячкою, но, лишь был причащен Св. Тайнами, - выздоровел. Замечательно, что зараженные болезнями организмы как бы ожидают Божественного Тела и Крови, и по принятии тотчас же оживотворяются и поправляются.
Это только три случая, которые я в скором времени мог припомнить. Но свидетельствую Богом и своею священническою совестью, что случаи быстрого выздоровления после причастия Божественных Тайн - неисчеслимы. Жизнодавец, Весь почивающий в Животворящих Тайнах, пречасто дарил здравием и жизнью болящих, близких к смерти, от которых Он ожидал еще плодов благих. Как же после этого христиане боятся пригласить священника к больному, чтобы, как они думают, не испугать больного мыслью о скорой смерти, и пускают его таким образом таять в своей болезни и оставаться без утешения христианского, источника безсмертия Св. Тела и Крови Христовой? О, маловерие! О, ослепление бесовское! Боятся Христа Живодавца и Его животворящих Тайн! Боятся нашего Сладчайшего Спасителя! Не бояться надо Св. Тайн, а желать всею душею причастия их в самом начале болезни всякому больному и прежде всякого врачества принимать это врачество! И самому так надо поступать, и другим советовать так же делать, тогда болезни наши самые жестокие проходили бы очень скоро и не стали бы утомлять нас в постели; не стали бы надоедать многоразличными лекарствами, деньги на врачей и лекарства остались бы дома и могли бы быть употребляемы в пользу бедных людей или на наши необходимые нужды. Не отвергаю я врачей и естественных средств врачевания: нужны врачи; Господь даровал их и врачебные пособия Господь указал, но они должны быть употребляемы после принятия Животворящего Чуднаго Врачества; вначале же тогда должно употреблять лекарство, когда болезнь приключается вдруг и не терпит отлагательства во врачебной помощи.
Бедствие для души - долго не причащаться Св. Тайн: душа начинает смердеть страстями, сила которых возрастает по мере того, как долго мы не сообщаемся со своим Живодавцем".
В книге "Моя жизнь во Христе" читаем: "Дивлюсь величию и животворности Божественных Тайн: старушка, харкавшая кровью и обезсилевшая совершенно, ничего не евшая, - от причастия Св. Тайн, мною преподанных, в тот же день начала поправляться, кушать, пить и говорить, между тем как она была в беспамятстве, металась сильно и ничего не ела, не пила. Слава Животворящим и Страшным Твоим Тайнам, Господи!"
Среди многих поучений о. Иоанна в его книге "Моя жизнь во Христе" о Таинстве св. Причащения имеются поучения, в которых он говорит, что Тело и Кровь Христовы столь всесильны, что могут простить, исцелить и спасти даже того, кто причащается без должной подготовки и несознательно.
Однажды, когда мы с другом моим священником Тройским приехали к о. Иоанну в Кронштадт и он угощал нас чаем, то о.Иоанн вышел в соседнюю комнату (его кабинет ) и принес оттуда, как сейчас помню, книгу в красном переплете, и говорит нам: "Вот я недавно вычитал в этой книге всеми забытое Апостольское Правило, чтобы отлучать от Церкви тех, кто три недели не был у Св. Причащения".
Это правило воистину всеми забыто, ибо даже в здешних монастырях (книга написана в Сербии - ред.) монашествующие причащаются всего только четыре раза в год, вместо 17-18 раз в год по Апостольскому Правилу.
У интеллигенции нашей установился обычай исповедоваться и причащаться один, максимум четыре раза в год, и притом обычай этот настолько укоренился, что тем, которые причащаются чаще, приходится выслушивать упреки и увещания, что так не годится, так слишком привыкаешь к Таинству и недостаточно его ощущаешь.
Эти два Таинства (исповеди и причащения Св. Тайн ) суть очищение, омовение души и духа от скверны грехов. Поэтому откладывание этого омовения, несомненно, от лукавого, старающегося отвратить человека под разными благовидными и неблаговидными предлогами от очищения грехов и соединения, через Причащение, со Христом. Мудрствование этих людей относительно вреда частого причащения подобны тому, как если бы кто-нибудь сказал: "Я не могу мыться каждый день, я должен подготовиться к мытью; мне будет не по себе, если я буду каждый день чистым".
Апостол нигде не говорит о том, что каждый приходящий причаститься может причаститься только тогда, когда он чувствует себя уже совершенно святым. Да оно и понятно, если ждать святости для того, чтобы приступить к Таинству, то может случиться, что такого момента человек никогда не дождется. К Таинству приступают именно для получения святости.
Святые Дары заключают в себе великую силу, ибо Они суть Тело и Кровь Господа Бога Слова Вседержителя Иисуса Христа, пресуществленные на Литургии из хлеба и вина Духом Святым, поэтому они сами исправляют, исцеляют, освящают каждого, приступающего к Великому Таинству. АМИНЬ.