«    Май 2013    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
меню
 
телепрограмма
газета
журнал
"День Ангела"-3 выпуск!
АРХИВ ЖУРНАЛА
популярные
  • В Одессе состоялся семинар по преподаванию курса «Библе ...

    В Одессе состоялся семинар по преподаванию курса «Библе ...

    18 апреля 2013 года по благословению

  • В Одессу с Афона доставлен список чудотворной иконы Бож ...

    В Одессу с Афона доставлен список чудотворной иконы Бож ...

    27 апреля 2013 года  по благословению

  • Скверные слова в нашей жизни. О разрушающем эффекте нен ...

    Скверные слова в нашей жизни. О разрушающем эффекте нен ...

    «Я не ругаюсь матом, а разговариваю на

  • Язык мой - враг мой. Многословие и его последствия

    Язык мой - враг мой. Многословие и его последствия

    Многословие - один из главных пороков

  • Факультатив «Библейская история и христианская этика» – ...

    Факультатив «Библейская история и христианская этика» – ...

    Факультатив «Библейская история и

  • Что можно и нужно приносить на Пасху в храм для освящен ...

    Что можно и нужно приносить на Пасху в храм для освящен ...

    Выпечка куличей, расписывание яиц для освящения и

  • «Киевский Патриархат»: причины раскола и следствия траг ...

    «Киевский Патриархат»: причины раскола и следствия траг ...

    Известны примеры возвращения заблудших чад Церкви

  • Обычаи и традиции пасхального стола. Как разговлялись в ...

    Обычаи и традиции пасхального стола. Как разговлялись в ...

      В период Светлой Седмицы с давних времен

  • Вышел четвертый номер газеты «Миссионерское обозрение»

    Вышел четвертый номер газеты «Миссионерское обозрение»

    В четвертом выпуске информационного бюллетеня

  • Чистый Четверг – время духовного очищения

    Чистый Четверг – время духовного очищения

    На Страстной седмице  для православных

комментарии
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Написал(а):
  • Валентин
    Написал(а): Валентин
  • Написал(а):
  • Написал(а):
rss-новости

Язык богослужений: церковнославянский или русский?

Среди тех, кто хотел бы по-прежнему слышать церковнославянский во время церковных служб: образованные россияне (45%), предприниматели и руководители (48%), респонденты, занимающиеся наукой и ...

«Государство не подкупает Церковь»

Позицию Русской Православной Церкви в конфликте с музейным сообществом вокруг передачи религиозного имущества Церкви излагает ответственный секретарь Патриаршего совета по культуре архимандрит Тихон ...

Ответ на письмо С.В. Степашина о Л.Н. Толстом

Накануне 100-летия со дня смерти Льва Толстого глава Счетной палаты и президент Российского книжного союза Сергей Степашин в своем письме к Патриарху Кириллу попросил публично разъяснить позицию ...
обращение
Дорогие читатели! Всякий православный христианин в течение всей своей жизни должен приступать к Таинствам Исповеди и Причащения как самым важным Таинствам Христовой Церкви. Если до сих пор это было вам неизвестно, или другие причины отвлекали вас от этих спасительных Таинств, умоляем вас устранить это недоразумение. Приходите к Исповеди и Причастию и да благословит вас Господь!
телефон
Уважаемые посeтители, у нас работает телефон доверия! Вы можете звонить на номер +38 (048) 795-61-25 с 9.00 до 21.00. Подробнее...
облако
 

Катехизические материалы. СВЯТООТЕЧЕСКОЕ УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ

Природа падшего человека

После грехопадения все способности человека, все его духовные и физические функции подверглись глобальному искажению. Его способность любить, которая была чистой и цельной, которая предполагала безусловную верность Богу и супружескую верность, была или утрачена, или искажена до такой степени, что превратилась в страсть. Любовь стала не только источником творческого вдохновения и счастья, но и источником греха. Ум человека, обладавший врожденным знанием Бога, способностью проникать в суть вещей, потерял это знание и эту способность. Наряду со всем добрым и святым, что приходит от Бога, ум стал воспринимать и все то греховное, что подбрасывает ему враг рода человеческого.

Душа, которая была бесстрастной и чистой, стала страстной. Вместе с тем добрым, что сохранилось в душе каждого человека от образа Божия, в ней появилось зло, привнесенное как общей испорченностью человеческой природы, так и собственными грехами каждого человека.

Тело человека, которое изначально было, хотя и материальным, но пронизанным энергией Бога, которое было создано руками Божиими, которое не было подвержено болезням и страданиям, стало теперь тленным и смертным. Как говорит преподобный Макарий Египетский, человек приобрел ту болезнь, от которой его не может исцелить ни­какой врач: тление. Жизнь человека в материальном теле есть лишь медленный путь к смерти. Чем дольше человек живет, тем больше стареет, тем больше его организм подвергается тлению, которое в конечном счете приводит к смерти. Люди стыдятся старения и используют все доступные им средства, чтобы скрыть этот процесс от других. Люди пытаются притормозить свое движение к смерти: каждый старается найти какие-то способы отдалить неизбежный конец. Но никто еще от этого конца не ушел: смерть - общий удел всего человечества.

После грехопадения в жизнь человека вошли болезни - неизбежное следствие греха. "Сделан­ный грех рождает смерть", - говорит Священное Писание (Иак. 1:15). А между грехом и смертью стоит болезнь как предвестница смерти. Христианское отношение к болезни двояко. С одной стороны, мы хорошо помним аскетические советы принимать болезнь как посланное Богом испытание, принимать ее с благодарением. С другой стороны, для каждого человека естественно желание исцелиться от болезни. И это желание одобряется Самим Богом, потому что болезни не Им созданы. И когда Бог воплотился, Он исцелял многих больных. Иногда Христос указывал и на источник болезни: о согбенной женщине Он сказал, что ее "связал сатана" (Лк. 13:16).

Искупление человека

История человека, о которой повествует Библия,  - история его сотворения как существа прекрасного и великого и затем ниспадения до того состояния, в каком мы находимся сегодня, - была бы трагичной и абсурдной, если бы в ней не произошло событие, повернувшее весь ее ход. Это событие - Боговоплощение.

Сердцевиной нашей веры является истина воплощения Сына Божия, которая находится в центре христианской философии, богословия, антропологии, экклезиологии, сотериологии - всего, во что верует и чем живет Церковь. Бог воплотившийся стал, по выражению апостола Павла, "новым Адамом": Он пришел, чтобы исправить ошибки первого Адама, исцелить его раны, восстановить то, что в человеческой природе было повреждено и искажено грехом. Для достижения этой цели Христос прошел весь тот путь, которым проходит каждый человек - путь страданий и скорбей. Чтобы уврачевать человека от болезни, греха и страдания, Христос "взял на Себя наши немощи и понес болезни" (Мф. 8:17).

Вся жизнь Христа, каждое событие Его жизни, каждое слово, произнесенное Им, - все это имеет абсолютное значение для жизни и спасения всякого из нас. Святитель Григорий Богослов говорит: "За каждый наш долг Христом воздано особо... Древо за древо и руки за руку. Руки, распростертые на Кресте - за руку, дерзко простершуюся к запретному плоду. Древо Креста - за древо, от которого вкусил Адам. Желчь - за вкушение. Терновый венец - за плохое владычество. Смерть - за духовную смерть Адама". Вся история земной жизни Христа рассматривается как история Адама, только как бы в обратной перспективе. Все, что было Адамом нарушено, Христом исправлено; все, что в Адаме пострадало, Христом уврачевано.

Сам Бог в Своем Предвечном Совете предначертал для Себя этот путь. Сам Он решился на то, чтобы сотворить человека и затем взять на Себя его спасение. Если бы человек не согрешил, воплотился бы Бог или нет? Это не праздный вопрос: некоторые из Отцов его ставили и отвечали на него положительно. Бог все равно воплотился бы, учит святой Максим Исповедник. Даже если бы человек не согрешил и не нуждался в уврачевании своей природы, все равно своими силами, даже путем исполнения заповедей Божиих, он не мог бы достичь того, к чему был предназначен, - обожения. Боговоплощение не является последствием греха, оно произошло бы так или иначе. Но если бы человек не согрешил, воплощение Сына Божия не было бы связано с необходимостью для Бога воплотившегося страдать и умереть, то есть не было бы Голгофы и всего того ужаса, который вошел в жизнь Бога, ко­гда Он воплотился и стал человеком.

Христос - Бог воплотившийся - проходит через то, через что проходит каждый человек в этом мире. Он становится Младенцем; Он растет, живет в послушании у Своей Матери и нареченного отца; Он занимается человеческой работой - будучи "сыном плотника", учится ремеслу плотника; Он исполняет все религиозные обряды, предписанные иудею Его времени; Он принимает на Себя роль Учителя - одного из многих учителей, которые странствовали тогда по Иудее; Он страдает, терпит насмешки, оскорбления, человеческую ложь и предательство; наконец, Он принимает смерть и нисходит в ад.

Христос проходит весь путь человеческого страдания, чтобы все на этом пути обожить и освятить. "Что не воспринято, то не исцелено", - говорил святитель Григорий Богослов. Как человек не мог воспринять божественное совершенство, не пройдя сам искуса и испытания, не усовершенствовавшись в делании добра, так и Бог не мог спасти человека без согласия на это самого человека и без участия его в этом. Спасение не могло быть просто сброшено с неба как дар, потому что человек, со своей стороны, должен приложить усилия для его достижения. Но и Сам Бог для того, чтобы уврачевать человеческую природу, должен был пройти через весь ужас земной человеческой жизни. И только во Христе воплотившемся человек обретает то восстановление своей природы, которое мы называем спасением и обожением, только через Христа человек может соединиться с Богом и достичь богоподобия.

Как происходит это воссоединение Бога с человеком во Христе? Во-первых, Сам Христос сделал все то, что зависело от Него, для спасения человека: Он не только простил человека, как отец прощает блудного сына, но Сам вышел на поиски его, как Добрый Пастырь выходит на поиски заблудшей овцы; Он не только не захотел наказывать человека, но Сам стал человеком и взял на себя наказание за грех человека. Не наказание по законам пра­восудия, но спасение по закону любви - вот что уготовал Бог человеку. Как говорит преподобный Исаак Сирин: "В чем же правосудие Божие? В том, что мы грешники, а Христос за нас умер?" Преподобный Исаак в этих словах выражает ту правду, которая открывается любящим Бога в христианстве: Бог, создав человека, не бросил его в этот мир на произвол темных сил, но взял на Себя ответственность за его последующую судьбу, позаботился о его спасении. И воплотившись, став человеком, Он совершает искупительный подвиг, то есть берет на Себя все человеческое, чтобы даровать человеку все божественное.

Человечество спасено Голгофской жертвой. Христос испытывает на Себе ужас человеческого страдания до последних его глубин. На Кресте Христос молился Своему Отцу: "Боже Мой! Боже Мой! Для чего Ты Меня оставил?" (Мк. 15:34). Ум замирает в изумлении перед этим воплем Христа на Кресте. Как могло произойти, что воплотившийся Бог испытывает богооставленность? Церковь верует, - об этом говорилось в эпоху христологических споров в IV и V веках, - что никогда, ни на одно мгновение Сын не был оставлен Отцом и человеческая природа Христа не была оставлена божественной. Но Христос добровольно принял на Себя самое великое и страшное страдание, какое только может выпасть на долю человека, - страдание богооставленности.

Ибо богооставленность и, как следствие ее, отчаяние - это самое большое страдание, не сравнимое ни с каким страданием физическим. Даже находясь в очень тяжелой болезни, даже испытывая невероятные физические муки, человек думает об одном - как бы ему выжить. А тот, кто испытывает богооставленность, уныние и отчаяние, думает о том, как бы ему умереть, потому что жизнь кажется ему ненужной и бессмысленной. Причиной самоубийства чаще всего бывает именно состояние глубокого отчаяния, безысходной богооставленности. Там, где есть вера, где есть чувство присутствия Бога, нет места мысли о самоубийстве.

И так как Христос захотел пройти через человеческое страдание по максимуму, Он добровольно испытал то, что испытывает человек в состоянии богооставленности. И после Своей смерти Христос сходит в ад для того, чтобы и ад увидеть изнутри и чтобы наполнить его Своим Божеством, Своим присутствием.

Во Христе человеческая природа получает то завершение, которого не только не хватает ей в падшем состоянии, но которым она не обладала даже в состоянии первозданном. Человеческая природа была создана с таким абсолютным и безграничным потенциалом, что она способна вместить Божество. Однако ни Адам, ни его потомки этот потенциал не реализовали: его реализовал Христос. Мы исповедуем, что Христос есть совершенный Бог и совершенный человек: обе природы соединены в Нем "неслитно и нераздельно", они взаимно пронизывают одна другую. Всякое человеческое действие Христа пронизано Божеством и обожено, и всякое Его божественное действие соединено с человечеством.

Я уже говорил о том, что человек был предна­значен к обожению: по своему потенциалу он является богом. Как говорил святитель Василий Великий: "Я - тварь, но я получил повеление стать богом". Животные и растения тоже сотворены Богом, но из всех тварей только человек способен возвыситься до состояния богоуподобления и обожения. Во Христе это обожение уже произошло: восприняв на Себя человеческую природу, Христос обожил ее изнутри. Христом уврачевана главная болезнь падшего человека - тление. По воскресении Он вознесся на небеса и воссел на престоле Отца - не только как Бог, но и как человек. С этого момента путь к обожению вновь открыт для каждого из нас. И обожение - не просто возвращение к состоянию первозданного Адама, но достижение того состояния, к которому Адам был предназначен и которого не смог достичь своими силами.

Христианская жизнь - путь к обожению

Во Христе человеческое естество обожено. Но ка­ким образом мы можем достичь того обожения, ко­торым обладал Христос как человек?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрим на Божию Матерь, Которая через Христа, соединившись с Ним, достигла такой полноты обожения, что превзошла даже ангелов. Божию Матерь мы исповедуем "честнейшей Херувим и славнейшей без сравнения Серафим": Она несравненно выше, чем ангелы, несопоставимо превосходит по Своей чистоте и святости херувимов и серафимов. Ибо, хотя ангелы выше нас по своим нравственным качествам, потенциально человек выше ангела. В лице Божией Матери этот потенциал был реализован: Она достигла полноты богообщения, приняв в Себя Бога, соединившись с Ним, так что обоженное тело Христа стало частью Ее собственного тела. Через Свою добродетельную жизнь, безгрешность, верность Богу и веру Она взошла к состоянию богоуподобления.

Но то была Божия Матерь, - скажет кто-нибудь, - Она была предызбрана Богом, Она, как верует Церковь, безгрешна. А что же мы? Оказывается, нам в Церкви дано не меньше, чем было дано Божией Матери. Она была предызбрана ко спасению, но и каждый из нас предызбран ко спасению. Она приняла внутрь Своего чрева Плоть и Кровь Христа, Сына Божия, но и каждый из нас в таинстве Святого Причащения принимает Тело и Кровь Сына Божия. Подобно тому, как Христос обожил тело Своей Матери, войдя в Ее утробу, по­добно тому, как Он изнутри обожил человече­скую природу, восприняв ее на Себя, Он изнутри обоживает природу каждого из нас, когда Его Тело соединяется с нашим телом и когда Его Кровь начинает течь в наших жилах. Таинство Причащения и другие таинства Церкви, являются залогом нашего обожения.

Поэтому Христос не только пострадал на Кресте, но и совершил Тайную Вечерю, поэтому Он основал Церковь, и "врата ада не одолеют ее" (Мф. 16:18). Христос совершил это, чтобы каждый из нас мог воспринять плоды спасения, усвоить дарованное Им обожение, чтобы Его обоженная человеческая Плоть стала и нашей плотью.

Мы исповедуем, что спасение невозможно вне веры во Христа и вне Церкви, потому что только в Церкви ежедневно совершается Евхаристия, возвращающая человечество к Богу, только в Церкви через это таинство человек может воспринять Божество внутрь себя и идти тем путем, которым Христос ведет все человечество навстречу Богу.

Это не значит, что все люди, живущие вне Церк­ви, обречены на погибель. Мы могли бы так подумать, исходя из слов Христа: "Кто будет веровать и креститься, спасен будет; а кто не будет веровать, осужден будет" (Мк. 16:16). Но эти слова не следует отрывать от того, что Христос сказал перед этим Своим апостолам: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари" (Мк. 16:15). Сначала апостолы должны идти и проповедовать миру, и потом уже услышавшие, но сознательно отвергнувшие апостольскую проповедь будут за это осуждены, а принявшие благовестие - спасены. Но, как мы знаем, множество людей на земле никогда не слышали проповеди евангельской; есть люди и целые народы, которые никакого реального соприкосновения с евангельской Вестью не имели. Судьба этих людей - в руках Божиих, и никто из нас не вправе утверждать, что они заведомо обречены на погибель, потому что никто из нас не должен присваивать себе суд Божий. Один Бог знает, кто спасется, а кто погибнет. Мы знаем только, что Бог "хощет всем человекам спастися и в разум истины приити".

Но мы также знаем с неменьшей ясностью, что полнота обожения невозможна там, где нет жизни во Христе, где человек в свою собственную плоть не принял Плоть Христову и где его кровь не соединилась с Кровью Христовой. Полнота обожения невозможна там, где человек не достиг созерцания Бога и жизни в Боге.

Господь говорит: "Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят" (Мф. 5:8). Когда чистые сердцем узрят Бога? Не только после смерти, в будущей жизни, но и в настоящей жизни человек может узреть Бога, если очистится сердцем. Преподобный Симеон Новый Богослов говорит, что, как только человек становится чистым сердцем, он делается способным созерцать Бога духовными очами; как только он становится таким, о котором Христос говорит в Нагорной проповеди, - нищим духом, чистым сердцем, смиренным, плачущим, кротким, алчущим и жаждущим правды, милостивым, миро­творцем, - он уже на пути к богоуподоблению. Принимая в таинстве Евхаристии обоженное человечество Христа, он все более и более приближается к Богу, все теснее и теснее соединяется с Ним, чтобы потом, в будущем веке, уже навсегда сочетаться со Христом и пребывать в Нем, никогда с Ним не разлучаясь.

Перед каждым из нас, христиан, открыт этот путь к обожению, так же как открыт и другой - ведущий в бездны ада. Выбор - за нами. Все, что зависело от Бога, Он совершил; спасение уже даровано Богом. Человеку остается лишь принять этот Божий дар с благоговением и радостью, отвергнуть зло и встать на сторону добра, отвергнуть смерть и встать на сторону жизни, отвергнуть соблазн диавола и встать на сторону Бога: "Жизнь и смерть предложил я тебе, человек, благословение и проклятие. Избери жизнь, дабы жил ты и потомство твое" (Втор. 30:19).

Архиепископ Иларион (Алфеев)

Предыдущая страница | Страница 2 из 2
теги:
   Просмотров: 1358   Комментариев: 0   Распечатать   
Добавить комментарий