Главная > Календарь > 19 ноября н.ст./ 6 ноября ст.ст. – Православная Церковь совершает память прп. Варлаама Хутынского (1192)

19 ноября н.ст./ 6 ноября ст.ст. – Православная Церковь совершает память прп. Варлаама Хутынского (1192)


18 ноября 2011. Разместил: TATIANA

Преподобный Варлаам, в мире Алексей, подвизался в XII веке на берегу Волхова. Он был сын богатых и именитых граждан великого Новгорода, Михаила и Анны, отличавшихся благочестивой жизнью. Воспитанный под влиянием добродетельных родителей, Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте.

19 ноября н.ст./ 6 ноября ст.ст. – Православная Церковь совершает память прп. Варлаама Хутынского (1192)

 

Искавший совершенного уединения Преподобный Варлаам решил поселиться в глухом месте, в 10 верстах от Новгорода. Место это называлось Хутынь (худынь, худое место) и пользовалось дурною славой; по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но никакая нечистая сила не страшна рабу Христову, вооруженному неодолимым оружием - крестом Христовым, далеко отгоняющим всех врагов. Подходя к Хутыни, Преподобный увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. С чувством благодарности ко Господу воскликнул Преподобный словами Пророка: "3десь покой мой и здесь вселюся в веке века!" (Псал.131, 14). Помолившись усердно Господу, поставил себе Преподобный келью посреди глухой чащи. Весь день он проводил в трудах, а ночь - в молитве, строго постился, носил суровую одежду и вериги (хранящаяся в Хутынской обители власяница Преподобного имеет 18 ф. весу, а вериги - 8 фунтов). Много нападений должен был перенести строгий подвижник от диавола. Стараясь изгнать пустынника, бесы то принимали вид разных зверей, змей, чтобы устрашить его. то возбуждали против него людей, чтобы оскорблениями от них принудить его оставить избранное им место, то возбуждали в нем разные помыслы, старались довести его до нарушения поста, но Преподобный кротко переносил все обиды, усердной слезной молитвой и строгим постом подавлял все эти помыслы и разрушал все ухищрения диавола.

 

Число иноков, желавших подвизаться в обители Преподобного, постоянно увеличивалось. Св. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда Св. Варлаам принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью; и сейчас цел колодец, выкопанный им.

 

За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

 

Потому Архиепископ Новгорода часто обращался к Преподобному за советами.

 

Однажды, отправившись к Архиепископу, Св. Варлаам увидел на мосту через Волхов большую толпу народа и палача, который готовился сбросить в реку осужденного преступника (обычная смертная казнь в Новгороде в древнее время). Преподобный остановил палача, и просил народ отдать ему осужденного, сказав" "Он загладит вины свои в Хутыне". Все тотчас же единодушно закричали: "Отдайте, отдайте осужденного Преподобному отцу нашему Варлааму". Освободив осужденного от уз, Св. Варлаам послал его в свою обитель. Через некоторое время спасенный от казни принял иночество и, пожив благочестиво в обители, скончался. Но в другом подобном же случае Св. Варлаам поступил по-иному. Пришлось ему опять проезжать мост, когда готовились сбросить осужденного. Родственники и многие из народа, увидев Преподобного, умоляли его спасти осужденного, но он, не обращая внимания на все просьбы, велел вознице своему скорее ехать, и казнь совершилась. Такой поступок святого изумил народ.

 

"Что это значит?" - говорили все между собой, - "Одного Преподобный спас от казни, хотя его и не просили об этом, а другого не захотел, несмотря на все мольбы". Ученики Св. Варлаама по возвращении в обитель просили его объяснить этот поступок. "Судьбы Господни," - отвечал Преподобный, - "бездна многа. Господь всем хочет спасения и не хочет смерти грешника. Первый был осужден справедливо, но после осуждения сознал свои грехи, и Господь избавил его от смерти через мое недостоинство, чтобы дать ему время раскаяться и загладить свои грехи, что он и исполнил в обители. Второй же был осужден невинно, но Господь попустил ему умереть, чтобы впоследствии он не сделался дурным человеком; теперь же, умерев невинно, он получил от Господа венец мученический. Такова тайна судеб Божиих: "Кто бо разум ум Господень или кто советник ему бысть" (Рим. 2. 33, 34).

 

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав. Св. Варлаам, благославляя его, сказал: "Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим". Это приветствие изумило князя, не знавшего еще о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Св. Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году.

 

Обладая даром прозорливости, Преподобный старался предостеречь братию от греховных падений. Как-то монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Св. Варлаам сказал: "Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать". Смущенные этим кротким обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

 

Научая других удерживаться от искушений, Преподобный строго следил за собой, молитвой и постом подавляя в себе всякий дурной помысел. Однажды принесли Преподобному свежую рыбу. Ему захотелось вкусить ее, но, подавив в себе это желание, велел приготовить рыбу и положить в сосуд в келье. Три дня он провел в строгом посте и молитве. На четвертый день Святой открыл сосуд с рыбой и, увидев там множество червей, сказал: "Варлаам, Варлаам? Всякое животное по разрушении своем обращается в тление; подобает и нам разрешиться от всякаго наслаждения брашен и пристрастия к этой жизни. Если же хочешь здесь есть сладкую пищу и пить сладкое питье, то зачем и черноризцем называешься? Ты уже отлучился от мира в пустыню, чтобы служить Творцу своему". Сказав это, он выбросил рыбу, и помысл о сладкой пище не смущал более.

 

Особенно замечательный случай прозорливости Св. Варлаама остался навсегда памятным в Новгороде.

 

Преподобному пришлось быть у Новгородского Архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему побывать через неделю. Св. Варлаам отвечал: "если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Свв. Апостол Петра и Павла". Удивился Архиепископ такому ответу. Действительно, накануне определенного дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный на санях приехал в Новгород к Архипастырю. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Св. Варлаам сказал ему: "Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. Но милости Господа, будет плодородие". На другой день, как предсказывал Св. Варлаам, наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. И был в тот год невиданный урожай.

 

Кроме дара прозорливости Господь прославил Своего угодника даром чудотворения.

 

Близ обители Св. Варлаама жил один поселянин, имевший сына. Он особенно чтил Преподобного, часто приходил в монастырь слушать беседу его и присылал на монастырские нужды, сколько мог по своим средствам. Сын этого поселянина заболел и не было надежды на его выздоровление. Тогда отец, взяв больного сына, понес его в обитель Преподобного. Но на пути мальчик умер. С горьким плачем подошел огорченный отец к келье Преподобного и сказал: "Я надеялся, что по твоим молитвам сын мой выздоровеет, но получил большую скорбь. Лучше было бы для меня, если бы он умер дома, нежели на дороге". Св. Варлаам сказал ему: "Напрасно ты плачешь и сокрушаешься. Разве ты не знаешь, что всех ожидает смерть и общий суд, и как восхотел Господь, так и сотворил. Посему, возлюбленный, не скорби об этом, а поди приготовь все нужное к погребению". Между тем Св. Варлаам, тронутый его горем, преклонив колена, стал усердно молить Господа воскресить отрока, и Господь услышал молитву Своего угодника - умерший ожил. Отец с изумлением увидел сына своего сидящим на постели Преподобного совершенно здоровым. С радостными слезами припал он к ногам Св. Варлаама, благодаря его и прославляя Бога, чудодействующего во святых Своих. Не желая славы человеческой, Св. Варлаам старался скрыть совершившееся чудо и сказал поселянину: "Ты, как я вижу, обманулся и от сильной печали, потеряв здравый ум, не понял действительности. Сын твой и не умирал, и не воскресал, но, изнемогши дорогой от холода, впал в безчувственность, а ты подумал, что он умер. Теперь же, согревшись в теплой келье. он пришел в сознание, а тебе кажется, что он воскрес". Но поселянин никак не мог согласиться с таким объяснением. "Зачем ты, угодник Божий, хочешь скрыть от меня чудо?" - сказал он Святому. - "Я хорошо знаю, что сын мой был мертв. Если бы я не видел ясно, что он умер, не стал бы готовить все нужное к погребению". Тогда Преподобный строго запретил ему рассказывать о совершившемся чуде при его жизни, предупредив, что если он расскажет кому либо об этом, то и сам лишится милости Божией и опять потеряет сына. Радуясь и прославляя Бога и Его угодника Варлаама, возвратился поселянин в дом свой.

 

Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

 

Известие о кончине горячо любимого и чтимого всеми Преподобного Варлаама сильно опечалило всех жителей Новгорода. На погребение его прибыл Архиепископ Новгорода со всем духовенством, иноки из всех монастырей и почти все жители города, всякого возраста, пола и состояния. Плач народа заглушал погребальные песнопения. За эту народную любовь Преподобный воздал любовью: многие больные получили исцеление.

19 ноября н.ст./ 6 ноября ст.ст. – Православная Церковь совершает память прп. Варлаама Хутынского (1192)

 

День этот остался памятным для народа, и в монастыре Преподобного до сих пор сохраняется обычай в день кончины его раздавать милостыню всем убогим, сколько бы их ни приходило, по заповеди Святого Варлаама, повелевшего принимать всех странных, кормить их и покоить.

 

Господь даровал Святому Варлааму дар чудотворения и по его кончине, так что все, приходящие с верой ко гробу Угодника, получают просимое.

 

Трудно и описать все многочисленные чудеса Святого Варлаама. Один слепой, долго страдавший и много без успеха лечившийся от своей болезни, просил привести его в монастырь Св. Варлаама. Во время пения молебна Богоматери слепой усердно молился при гробе Преподобного. Когда же запели: "Владычице приими молитвы раб твоих..." он вдруг увидел гроб Преподобного. Не смея верить своему исцелению, он подошел ко гробу и осязал его. С чувством живой радости и благодарности к Святому он объявил всем о своем чудесном исцелении, и все прославили Господа и Его Угодника.

 

Один человек, имевший большую веру к Преподобному, отправился по воде вместе с женой поклониться мощам его; на обратном пути из монастыря лодка опрокинулась и он утонул. Рыбаки соседнего селения с трудом отыскали его тело и вытащили сетями. При виде утонувшего некоторые роптали на Преподобного, что не спас от смерти человека, приходившего к нему с верой. "Пришедши к мощам Преподобного, человек этот надеялся получить здоровье и долголетнюю жизнь, говорили они; - а вместо того погиб такой нечаянной смертью. Лучше бы ему не приходить и не молиться, нежели, помолившись, так умереть". Но Господь не попустил порицания на Своего Угодника. Утонувший неожиданно встал, прославляя Бога и Святого Варлаама.

 

В 1408 году Новгородский князь Константин тяжко заболел, так что потеряли совершенно надежду на его выздоровление. Он велел отнести себя в обитель Св. Варлаама. Без памяти принесли князя ко гробу Преподобного, а приближенные стали думать о погребении. Но благоговейные иноки утешали их надеждой на помощь Св. Варлаама. "Веруйте только в Бога и возложите надежду на Преподобного, который подаст исцеление князю", говорили они. Совершив молебен при гробе Святого, игумен и братия отправились на трапезу, оставив больного в церкви. Вдруг он стал совершено здоровым, как бы пробудившись от глубокого сна. Получив известие об этом, игумен и братья поспешили в церковь и нашли князя здоровым, молящимся при гробе Преподобного.

 

В 1445 году Великий князь Василий Темный с сыновьями прибыл в Новгород. Там опасно заболел любимый постельничий князя Григорий и восемь дней лежал без пищи. Во сне он отвечал как будто спрашивавшим его, хотя с ним никто из бывших при нем не говорил. Когда он пришел в сознание, его спросили, с кем он разговаривал. Григорий отвечал: "Лежа на постели, я думал, как бы мне побывать в обители Св. Варлаама, чтобы помолиться при его гробе. Вдруг я услышал голос, что идет к тебе сам чудотворец. Я увидел, что ко мне идет Св. Варлаам с крестом в руке. Подойдя ко мне, Преподобный сказал: "Ты молишься Николаю Чудотворцу и меня призываешь в помощь, не зная меня, и канон мой, и житие списал, даже дал обет постричься в монастыре моем. Молись и впредь Николаю Чудотворцу, а я твой помощник. Теперь же, увидев меня, будь мне верен: я тебя избавлю от твоей болезни". "Поэтому прошу вас", - продолжал Григорий; - "отвезите меня в обитель Преподобного Варлаама, если даже и смерть постигнет меня здесь, погребите меня в его обители". По этой просьбе больного положили в сани и повезли в монастырь. Дорогою он умер. Провожавшие его не знали, как поступить, везти ли тело в обитель или отвезти к родителям. Но исполняя просьбу умершего, решились отвезти его в обитель. У монастырских ворот мертвый неожиданно ожил и громко воскликнул: "Я был мертв, и ныне здесь!" Провожавшие его стали спрашивать, но он не мог более ничего сказать. Услышав об этом чуде, игумен Леонтий и братия собрались в церковь и совершили молебен при гробе Преподобного Варлаама. Оживший стоял на ногах, но был нем. Когда же его ввели в келью и по его просьбе принесли икону Св. Варлаама, юноша, приблизившись к иконе, внезапно заговорил. Со слезами благодарил он Преподобного за свое исцеление и рассказал игумену и братии о случившемся с ним: "В час смерти видел я около себя множество бесов, и один из них держал свиток, где были записаны грехи мои. Но Святитель Николай, отгоняя от меня демонов, сказал: "Немногия добрыя дела его значат больше, чем грехи его, в которых он притом раскаялся духовному отцу". Тогда бесы скрылись, явились ангелы, и один из них повел меня в светлое место, где росло множество прекрасных деревьев. Здесь я увидел Преподобного Варлаама с посохом в руке, как изображен он на иконе. Подойдя ко мне, он сказал: "Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем. Теперь ты хочешь ли оставаться здесь?" - "Хочу здесь пребывать", - ответил я. Св. Варлаам сказал: "Хорошо бы было остаться тебе здесь, но будут скорбеть родители твои; иди утешь отца и мать". Взяв меня за руку, Преподобный повел меня, а ангел шел впереди в диаконском одеянии. Пройдя мимо цветущих деревьев, ангел скрылся, а Преподобный, осенив меня крестом и иконою Святителя Николая, сказал: "Через семь лет ты будешь у меня" и стал невидимым, а я ожил. Это чудо совершилось 31 января 1445 года.

 

Чудеса, совершавшиеся при гробе Преподобного Варлаама, побудили Новгородского Архиепископа Евфимия приступить к освидетельствованию святых мощей его. С благоговением приступил к этому Архиепископ. Призвав к себе Хутынского игумена Тарасия, он заповедал тридневный пост и молитву в обители, и сам постился и молился эти дни. Через три дня Архиепископ с игуменом и одним иподиаконом вошли в храм, с молитвой сняли каменную крышу с гроба и увидели честное тело Преподобного совершенно нетленным: лицо и борода его были сходны с изображением на иконе, стоявшей над гробом. Все прославили Бога, а иподиакон, пораженный чудом, принял монашество. Это было около 1452 года.

 

Мощи Преподобного и после того остались закрытыми. В 1471 году Великий князь Московский Иоанн III-й, завоевав Новгород, прибыл в Хутынскую обитель поклониться Святому Варлааму. "Почему не открывают гроба Святого?" спросил он игумена Нафанаила. "Издавна никто не смеет видеть мощи чудотворца", - отвечал игумен: ни для князей, ни для архиепископов, ни для бояр не открывают их, пока Господу не благоугодно будет изъявить на то Свою волю". Тогда Великий князь гневно сказал: "Никто из святых не скрывается, но они везде по вселенной явны бывают, чтобы каждый христианин мог с верою приходить к святым мощам, целовать их и получать защиту. Открыты мощи Святителя Николая в Барах, а также в Царьграде Вселенский Патриарх в праздник Рождества Предтечи всенародно воздвигает честную руку его". С этими словами он грозно приказал открыть гроб, гневно ударяя при этом жезлом в землю. Но Господу угодно было вразумить князя, что все сильные земли ничто пред лицом Господа. Едва только стали поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба Святого вышел густой дым и затем пламень, опаливший стены храма. В ужасе бросился князь со своей свитой вон из храма, выронив жезл, которым гневно ударял землю. В память чуда и обители хранится этот жезл.

 

Переселившись в небесную обитель. Св. Варлаам по своему обещанию не оставлял своим попечением устроенную им земную обитель. Он строго следил за исполнением иноками данного им Устава и нередко, являясь сам, наказывал или помогал им. Игумен Сергий, прибывший в Хутынский монастырь из Московского Андрониева монастыря, вел невоздержанную жизнь, был немилостив к бедным, и запретил принимать странников. Преподобный не потерпел такого нарушения своей заповеди. Однажды во время всенощного бдения один из иноков увидел, что Св. Варлаам, встав из гроба, подошел к Сергию, отнял у него жезл и наказал им игумена. Как мертвый, упал недостойный игумен, братия отнесла его в келью, где он чрез неделю умер.

 

Таким же образом наказал Преподобный и другого игумена Никифора за нарушение заповеди о милосердии к бедным. В седьмой год правления Никифорова обителью начался сильный голод в Новгородской земле. Множество бедных людей приходили в обитель Св. Варлаама и со слезами просили хлеба, но игумен Никифор велел отогнать их и запереть ворота. Ночью явился ему Св. Варлаам с жезлом в руке и сказал: "Зачем ты так немилосердно поступаешь с бедными? Они изнемогают от голода и близки к смерти, а ты не только не дал им пищи, но и ворота обители запер. А я заповедал всем живущим в моей обители прежде всего любить друг друга, кормить и покоить нищих и странных, приходящих в обитель. За такое милосердие, по благодати Христовой, обитель моя никогда не оскудеет. Ты же своей скупостью и нелюбовью оскорбил Христа, допустил уйти из нашей обители многих голодными и изнемогшими". Сказав это, Преподобный наказал игумена жезлом. С той минуты Никифор почувствовал расслабление в руке и ноге, так что должен был оставить управление монастырем и удалиться в Чудов монастырь, где он раскаялся в своем грехе и получил исцеление по молитве Св. Варлаама.

 

Множество и других чудес совершилось при гробе Св. Варлаама, много совершается их и ныне для всех, с верою призывающих Угодника Божия. Он всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял нашу родную Русь от страшных врагов.

 

Не оставляет своей помощью Преподобный родную землю и ныне, не оставит ее и на будущее время, если только мы будем прибегать к нему с теплой молитвой и живой верою в Господа.

 

Тропарь преподобного Варлаама Хутынского, глас 3 :

Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

 

Кондак преподобного Варлаама Хутынского, глас 8 :

Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш. 

 


Вернуться назад