Главная > Календарь > 5 февраля по н.ст./ 23 января по ст.ст. - Неделя о мытаре и фарисее

5 февраля по н.ст./ 23 января по ст.ст. - Неделя о мытаре и фарисее


5 февраля 2012. Разместил: TATIANA
  • Смирение и грешников возводит к совершенству, а гордость и совершенных доводит до порока… Смиренному, если и согрешит, легко принести покаяние, а гордый, если и праведен, легко делается грешным…
  • Смиряющиеся грешники и без добрых дел оправдываются, а праведные за гордыню губят и множество трудов своих (Прп. Ефрем Сирин).
  • Хотя бы ты отличался молитвою, постом, милостынею, целомудрием или другою какою добродетелью, все это без смирения разрушается и гибнет.
  • Как гордость есть источник всякого нечестия, так смирение есть начало всякого благочестия. Потому-то Христос и начинает (заповеди) со смирения, желая с корнем исторгнуть гордость из души слушателей.
  • Смиренномудрый и при величии своем не думает о себе много, зная свое смирение, а ничтожный и при малости своей многое о себе воображает.
  • Гордость есть знак низкого ума и неблагородной души.
  • Подлинно ничто так не отвращает милосердие Божие и предает так геенскому огню, как страсть гордыни. Если она присуща нам, то, какие подвиги бы мы не совершали, воздержание ли, девство ли, молитву ли, милостыню ли, вся наша жизнь становится нечистой (Свт. Иоанн Златоуст).
  • Гордостью болезнует тот, кто стал отступником от Бога и собственным своим силам приписывает добрые дела (Прп. Нил Синайский).
  • Гордость и высокоумие низвергли диавола с Неба в преисподнюю, смирение и кротость возносят человека с земли на Небо. (Преп. Антоний Великий)
  • Молитва смиренного преклоняет Бога, а молитва гордого оскорбляет Его. (Преп. Нил Синайский)
  • Как гордость - источник всякого нечестия, так смирение - начало всякого благочестия. (Свт. Иоанн Златоуст)

5 февраля по н.ст./ 23 января по ст.ст. - Неделя о мытаре и фарисее


С этой недели Святая Церковь начинает подготовку верующих к Великому посту. Неделя о мытаре и фарисее.

 

Кто были фарисеи? Фарисеи между иудеями составляли древнюю и знаменитую секту: хвалились знанием и исполнением закона устного, который, по их словам, дан был им Моисеем вместе с писаным: отличались тщательным исполнением внешних обрядов и особенно крайним лицемерием, "вся же дела творили, да видимы будут человеки" (Матф. 23, 5). Посему многими людьми они почитались за добродетельных праведников и по видимой святости жизни отличными от прочих людей: что и значит имя фарисей. Напротив, мытари, сборщики царских податей, делали людям много притеснений и неправд, а потому все их считали грешниками и неправедными.

 

И мытарь и фарисей молились Богу, но мытарь, осознавая свои грехи, молился покаянно: "Господи, помилуй мя, грешнаго!". Фарисей же пришел к Богу с гордо поднятой головой, похваляясь своими добродетелями, надмеваясь своей праведностью. На примере мытаря и фарисея, святая Церковь учит нас, что первое условие для добродетели - это смирение и покаяние, а главное препятствие - гордость. Церковь внушает готовящимся к посту, подвигу и молитве, что исполнением того, что положено по Уставу, хвалиться не должно. И молитва, и пост святы и спасительны только тогда, когда не омрачены самолюбованием и превозношением. Кто любуется и хвалится своими делами, тот не ведает или забывает, что мы своими силами без помощи Божьей не можем исполнить всего закона и следовательно сделаться правыми перед Богом, и само исполнение есть не заслуга, а наш долг.

 

Закон Божий: "Притча о мытаре и фарисее"


Предостерегая всех нас, чтобы мы не гордились, не хвалились, считая себя праведными и лучше других, но чтобы со смирением, видя свои грехи, сокрушались о них, никого не осуждая, потому что только смиренный человек возвышается душою к Богу, - Иисус Христос сказал следующую притчу.

 

Два человека вошли в храм помолиться. Один был фарисей, а другой мытарь.

 

Фарисей, став впереди, молился так: "Боже! благодарю тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, беспутные, или как этот мытарь. Пощусь два раза в неделю. Жертвую десятую часть из всего, что приобретаю".

 

Мытарь же стоял вдали. Он не, смел даже поднять глаз своих к небу, но, ударяя себя в грудь, говорил: "Боже, будь милостив ко мне грешнику!"

 

Иисус Христос сказал: "говорю вам, что мытарь пошел более оправданным в дом свой, нежели фарисей. Потому что всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится".

 

 /Евангелие от Луки, гл. 18, 9-14./

 

В евангельской притче на примере мытаря и фарисея Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Молитва—великое дело. Через молитву человек общается с Богом, получает от Него дары благодати. В молитве человек благодарит Бога как Благодетеля за непрестанные милости и славит Его как всесовершенного Творца и Промыслителя. 

 

Фарисей и мытарь вместе пришли в храм Божий помолиться, но вынесли из храма неодинаковый плод молитвы. Мытарь пошел в свой дом более оправданный Богом, чем фарисей. Послушаем, как молился фарисей и как молился мытарь, и кто из них угодил Богу своей молитвой. Войдя в церковь, фарисей молился так: "Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие челове-ки, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как сей мытарь: пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". Совсем не так молился мытарь. Он говорил мало, но с многой скорбью о своих грехах, не поднимая головы, ударял себя в грудь и говорил: "Боже! будь милостив ко мне грешнику!". И вот результат: мытарь пошел из церкви домой оправданным, хотя был грешник, а фарисей—нет, хотя и делал дела законной правды (Лк.18,10-14).


Чем же была угодна Богу молитва мытаря? Тем, что он в своей молитве был смирен и имел сердце сокрушенное, а "сердце сокрушенное и смиренное Бог не уничижит" (Пс.50,19).

Отчего же молитва фарисея была неугодна Богу? "Горе тем, которые мудры в своих глазах и разумны пред самими собою!"—говорит Бог через Пророка (Ис.5,21). Фарисей в слепом самомнении и гордости забыл, что говорит и с Кем говорит.

У каждого из нас несравненно больше грехов, чем добрых дел, да и добрые дела наши совершаются при помощи Божией (Ин. 15,5),—чем же тут хвалиться? Не лучше ли пролить слезу сокрушения о грехах своих, не лучше ли вознести теплую молитву ко Господу и Тому возвестить печаль свою, "яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися" (Ирм.8 гласа, песнь 6). Каждому из нас по совершении всякого доброго дела нужно помнить слова Господа: "Когда исполните все повеленное вам, говорите: мы рабы ничего не стоящие, потому что сделали, что должны были сделать" (Лк. 17,10). И какая нам может быть польза от того, что мы говорим о чужих грехах, если мы сами "в бездне греховной валяемся", или о своих добродетелях, когда у других их куда больше; не лучше ли и не полезнее ли чаще повторять: "Даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего" (Молитва св.Ефрема Сирина).

Молитва мытаря—это истинный пример молитвы, оправдывающей грешника. С мытаревыми чувствами и расположением души надобно предстоять в храме, который есть дом молитвы, место совершения великой бескровной жертвы, место единения Бога с человеком.

Много значит и внешнее положение молящегося в церкви, ибо оно служит выражением внутреннего настроения. Кто приходит в церковь поздно, а выйти спешит пораньше, тот мало понимает достоинство молитвы и назначение Церкви, которая молится только о тех, кто с верой, благоговением и страхом Божиим входит в храм. Кто в храме позволяет себе разговоры о делах житейских, рассматривает, кто как стоит, осуждает стоящих в храме, тот уподобляется фарисею. Кто при наличии телесных сил, далекий от преклонных лет старости, прислоняется к стене, ропщет на продолжительность служб, тот исполняет только внешний обряд, не сознавая, что молитва есть подвиг, что в устремлении к Богу молитвенного духа должно быть некоторое самоотвержение. Кто скучает, когда совершается заупокойное поминовение незнакомых лиц, тот не проникся братской о Христе любовью ко всем, тот и в церковь принес дух себялюбия и фарисейского превозношения. А против этого-то духа и направлено церковное богослужение, внушающее нам взаимную друг ко другу любовь: "Возлюбим друг друга, да единомыслием исповемы Господа". Церковь всегда молится не только о всех предстоящих, но и о всех оставшихся вне храма ради извинительных причин и в отшествии сущих, о плавающих и путешествующих, о любящих нас и ненавидящих, о всех прежде почивших повсюду православных христианах.

Пусть каждый из нас, собираясь в храм или стоя на молитве, заботится преимущественно о том, как благоуспешно молиться, чтобы выйти из церкви оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей. 


Вернуться назад