Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /srv/missia.od.ua/engine/modules/show.full.php on line 343
Главная > Информ-листок > Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым


14 февраля 2013. Разместил: Алина

15 февраля Церковь отмечает праздник Сретения. Что же мы празднуем в этот день? «Зима с летом встречается!» – к сожалению, можно услышать даже в среде православных. На самом деле в этот день мы действительно вспоминаем встречу, но не времен года, а Богомладенца Христа и праведников Ветхого Завета – Симеона Богоприимца и пророчицы Анны. В память этого события был утвержден праздник Сретения Господня, который с V века, как и другие двунадесятые праздники – Богоявление, Рождество Господне, Успение Богородицы, получает всеобщее распространение и литургическое утверждение. Об этом Богородичном празднике, а также о его значении для православного христианина, о чине освящения свечей нам рассказал клирик одесского Храма святой великомученицы Варвары иерей Андрей Шахов.

Принесение Богомладенца в храм – исполнение ветхозаветной заповеди

Сретение Господа нашего Иисуса Христа – один из двунадесятых праздников, то есть самых великих. «Сретение» на славянском языке означает «встреча». В ветхозаветные времена, когда женщина рожала ребенка, Законом Моисея были обозначены дни очищения. Как правило, на сороковой день женщина приходила в храм и, если была состоятельной, приносила в жертву однолетнего агнца на всесожжение и голубицу или голубя – жертву за грех очищения. Если же чета была менее состоятельной, приносили в жертву просто двух голубей или двух горлиц. Почему это нужно было делать? Когда евреи под предводительством Моисея выходили из египетского рабства, они помазывали косяки своих дверей кровью агнца, и ангел смерти проходил мимо – этим первенцы спасались от смерти. Поэтому, если женщина рождала первенца мужского пола, она не только приносила жертву, но и обязательно приносила его в храм для благословения и предания Богу. Это было действие, символизирующее спасение израильских первенцев, в то время как все египетские были убиты.

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

Сам Христос о себе сказал: «Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить» (Мф 5:17). И когда Он был Младенцем, благочестивая чета – Мария и Иосиф из Вифлеема на сороковой день после рождения ребенка, исполняя предписания закона, принесли Его в Иерусалим. Об этом повествует только евангелист Лука, во второй главе. Он говорит, что Духом водимый старец Симеон пришел встретить эту чету. Также пришла и пророчица Анна – женщина, постом и молитвой служившая Богу, не отходя от храма.

Здесь осуществляется встреча Ветхого Завета – в лице Симеона с Новым – в лице Христа. Старец олицетворял собой Ветхий Завет, он ожидал Христа, и возраст этого человека (по преданию ему было около 300 лет) указывает на то, что прежний завет – действительно ветхий. Принимая в руки Христа, являя Его миру, старец провозгласил пророческие слова о Нем, тем самым указав, что этот Младенец действительно Мессия.

Симеон Богоприимец: «ибо видели очи мои спасение Твое»

Симеон встретил Богомладенца в храме, потому что, как считают некоторые толкователи Священного Писания, ранее был первосвященником. И по наитию Духа Святого произносит пророческое благословение; эти слова легли в основу песнопения, которое поется за каждым вечерним богослужением. Симеон говорит: «Ныне отпускаешь раба Твоего, Владыко, по слову Твоему, с миром, ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:29-32).

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

О личности Симеона Богоприимца стоит рассказать подробней. Предание повествует, что в 285 году до Р. Х. египетский царь из династии Филадельфов Птолемей ІІ в столице Египта Александрии создал большую библиотеку. Будучи образованным человеком, он захотел, чтобы в библиотеке был перевод Пятикнижия – Торы Моисея и других пророческих книг еврейского общества. Для осуществления перевода из двенадцати колен израилевых было выделено по шесть толковников. Эти люди обладали знанием Священного Писания и греческого языка. Как повествует предание, одним из этих толковников, осуществивших перевод, был Симеон. И вот, когда он переводил книгу пророка Исаии, читая пророчество: «Се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7:14), он посчитал, что здесь ошибка: как может дева – девушка, не знающая мужа, родить? И Симеон захотел этот текст исправить, но ангел Господень удержал его руку, чтобы он этого не совершал. Симеону было обещание, что он не умрет до тех пор, пока не увидит Христа, то есть Мессию. Церковь свято верит в это предание, верит в то, что глубоким трехсотлетним старцем он встретил Христа.

Анна пророчица, постом и молитвой служившая Богу

О вдове Анне, которая также встретила Христа, в Евангелии сказано кратко. Известно, что она была пророчицей. Когда мы говорим о пророках Исаии, Малахии, Давиде и о других пророках, то подразумеваем, что эти люди не готовились к этому служению. Они жили обычной жизнью, но Господь их избирал из среды израильского народа, благодать Святого Духа посещала их, и они начинали провозглашать волю Божию.

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

Анна пророчица была вдовицей. Рано потеряв супруга, непрестанно пребывала она возле храма, постом и молитвой служа Богу. Скорей всего, такой образ жизни и привлек к ней благодать Святого Духа. Сказано, что не сама она именно в этот день, когда принесли Богомладенца Христа, пришла в храм, а по наитию Духа Святого, как и Симеон. Здесь прямое указание, что за добродетельную жизнь, целомудрие и сугубое воздержание Бог посещает человека, и богоугодная жизнь привела Анну пророчицу к богопосещению. Евангелист говорит, что она «славила Господа и говорила о Нем всем, ожидавшим избавления в Иерусалиме» (Лк 2:38).Анна славит Бога в средоточии всей религиозной жизни Ветхого Завета, в Иерусалимском храме и его окрестностях и по всему Иерусалиму.

Почему праздник относится к Богородичным?

Каждый церковный праздник напоминает о каком-либо событии. И в Православной Церкви есть части богослужения неизменяемые – эти молитвы и песнопения совершаются всегда, и изменяемые – посвященные конкретному событию: из жизни Христа Спасителя, Его Пречистой Матери, памяти святых или событию из жизни Церкви. И казалось бы, праздник совершается в честь Сретения Христа, Его принесли в храм, по отношению к Нему Симеон произносит пророчество, но и к Матери Божьей, Пресвятой Богородице, обращены слова Богоприимца: «се лежит Сей на падение и на восстание многих в Израиле и предмет пререканий, и Тебе Самой оружие пройдет душу» (Лк 2:34-35). Именно эти слова легли в основу написания образа Божией Матери «Семистрельная», или «Умягчение злых сердец».

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

Воспоминая Матерь Божию наряду с событием Сретения Христа в храме, Церковь подчеркивает Ее роль и Ее служение в деле спасения всего человеческого рода и утверждении Церкви. И большинство изменяемых литургических текстов в этот день направлены не столько ко Христу, сколько к Богородице. И цвет облачений в этот день голубой – Богородичный. Поэтому праздник Сретения Господня именуется не Господским, а Богородичным, наряду с Успением и Ее славным Рождеством. Этот праздник относится к Богородичным на основании уважения к страданиям и материнской боли, которые Царица Небесная перенесла, видя Своего Сына распинаемым.

Чин освящения свечей

В день этого праздника Православная Церковь совершает чин освящения свечей – это тесно связано с утверждением праздника. В V-VI веках вошла традиция со светильниками – со свечами – совершать крестные ходы. Это основано на словах Симеона Богоприимца: «ибо видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовал пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников и славу народа Твоего Израиля» (Лк 2:30-32). Другими словами, Христос именуется светом, который воссиял грешникам. Как говорит евангелист Матфей, вспоминая пророчество Исаии о Христе: «Народ, сидящий во тьме, увидел свет великий, и сидящим в стране и тени смертной воссиял свет» (Мф 4:16).

На основании этих слов в праздник Сретения Господня в древней Церкви совершалось большое шествие: люди в храме совершали богослужение, после чего крестным ходом от одной святыни к другой, от одного храма к другому шли ночью со свечами. Сейчас в Православной Церкви такие шествия не совершаются, но в праздник Сретения в храме освящаются свечи. Священник перед Царскими вратами читает особые молитвы. В третьей из них он просит, чтобы свет евангельской истины, которую принес Христос, просветил каждого человека.

Праздник Сретения Господня – встреча Ветхого Завета с Новым

Подобные слова читаются и за каждым вечерним богослужением: когда заканчивается первый час, священник, стоя перед иконой Христа Спасителя на амвоне, говорит: «Христе, Свете Истинный, просвещаяй и освящаяй всякаго человека, грядущаго в мир, да знаменается на нас свет лица Твоего, да в нем узрим Свет Неприступный: и исправи стопы наша к деланию заповедей Твоих, молитвами Пречистыя Твоея Матере, и всех Твоих святых, аминь». В этой молитве священнослужитель просит о том, что, если человек находится во тьме, если он в состоянии греховности, если не знает истины и живет неправедно, чтобы и его коснулась эта благодать и в первую очередь в нем самом воссиял этот свет, который бы и направлял его к Богу и добродетельной богоугодной жизни.

 

Подготовила Ирина Кондратьева


Вернуться назад