Главная > Информ-листок > Об учении баптистов

Об учении баптистов


17 февраля 2009. Разместил: Зоя

В религиозной жизни Европы XIII-ое столетие было ознаменовано окончательной победой папства над светской властью. Папа раздавал королевские короны, решал споры князей, отнимал и раздавал королевства, назначал и низлагал королей и императоров...Всё это было странным и неестественным явлением, глубоко искажавшим духовную сущность Церкви и её предстоятеля. С XIV века начался религиозный, нравственный и политический упадок папства и римской Церкви. Верующий народ чувствовал себя оскорбленным в своих верованиях. И вот поэтому началось движение в пользу очищения Церкви от папских измышлений и злоупотреблений духовенства - протестантизм.

Первые реформаторы поначалу поставили перед собой благую цель - возвращение христианства к чистоте апостольского века. Они, однако, отвергли все Церковное Предание, а в основу своего учения положили религиозный субъективизм. Это значит, что каждый протестантский богослов (а часто и человек без богословского образования) представляет именно свои личные переживания, именно свое личное толкование Священного Писания, как единственно правильные. Поэтому вместо Единого Целого - Тела Христова, - появилось целое море сект.

 Так, в числе других сект появилась секта баптистов. Первая баптистская община была создана в Англии в 1633 г., а в 1639 г. баптисты обосновались в Америке, в штате Род-Айленд. Благодаря проповеди «христианства, свободного от догматов, обрядов и общеобязательных символических знаков», движение баптистов встретило сочуствие и материальную поддержку среди многих богатых американцев. Позже баптизм нашел новых последователей в Германии, Китае, Японии, Индии и, наконец, в России.

Являясь результатом распада протестантизма, баптизм также распался на множество толков. Это деление началось вскоре после появления секты, в конце XVII века, когда баптисты разделились на «частных» и «общих» или «баптистов свободной воли». Части баптистов свойственна тяга к иудаизму - «баптисты 7-го дня» вместо воскресенья празднуют субботу. Кроме этого существуют «христианские баптисты» (отвергают догмат Троичности Лиц, учение об аде и диаволе, воскресный день и христианские праздники), «баптисты шести принципов», баптисты «тункеры»...

Итак, проповедники баптизма появились в России. Они, вероятно, плохо учили историю и забыли о том, что русскую землю 900 лет назад просветил светом Христовой веры св. равноапостольный князь Владимир. Странно выглядит и то, что баптисты не отправились в Китай или в дебри Африки, где никто и не слыхал о Христе. Нет - они, пользуясь недостаточным знанием в простом народе Слова Божия, постарались подорвать в нем святую веру Православную. Честно ли это?

Главным источником заблуждений баптистов (как и всех протестантов) явилось отвержение Священного Предания. Священное Предание - это учение Господа и Апостолов, переданное Церкви, как святыня, устно и не записанное в Библию. Его сохранили и передали нам благочестивые мужи апостольские и их преемники, после тщательной проверки его подлинности и богодухновенного достоинства. Сам Спаситель Своего учения не записывал, его записали св. апостолы, но не полностью: «Многое и другое сотворил Иисус: но если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь» (Ин. 21, 25). Апостолы учили преимущественно устно (См. Деян. 20, 31; 1 Тим. 6, 20-21; 2 Тим. 1, 13) и хвалили тех, кто держит предание: «Братия, стойте и держите предания, которым вы научены словом или посланием нашим» (2 Фес.2., 15). См. также 1 Кор. 11, 2. Именно благодаря Священному Преданию нам известно какие книги входят в состав Библии (которой пользуются и баптисты). Перечень этих книг был подтвержден Карфагенским собором и окончательно утвержден на 6-ом Вселенском соборе. Все самое необходимое для спасения верующих Апостолы записали , но кратко, остальное передали устно. Из Священного Предания нам известно как именно совершать крещение, причащение, елеопомазание, какие духовные песни петь в Церкви и многое другое.

Отличительной чертой сектантских проповедников, в том числе баптистов, является их уверенность в собственном спасении: если ты уверовал - ты уже спасен. Очень легко, правда? Незачем каяться, молиться, исполнять заповеди Божии, если Бог уже спас человека, независимо от его хотений и усилий. Не так учит св. Церковь. Да, Господь говорит о спасении верой. Однако Священное Писание делает различие между мертвой и живой верой, верой спасающей и не могущей спасти. «Что пользы, братья мои, если кто говорит, что он имеет веру, а дел не имеет? Может ли вера спасти его? Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (Иак. 2, 14-17)... «и бесы веруют и трепещут» - это пример веры мертвой, не могущей спасти. Следовательно, спасется лишь тот, кто имеет живую, деятельную веру. Вот почему Господь сказал: «Не всякий, говорящий Мне: Господи, Господи! войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного» (Мф. 7, 21).

Баптисты упрекают Православную Церковь за то, что она будто бы насильно крестит младенцев, без согласия с их стороны. Однако Господь сказал: «если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное» (Ин. 3, 5). Именно поэтому св. Церковь допускала крещение не только взрослых, но и детей, по вере их восприемников. Об этом известно с глубокой древности (с апостольских времен). О крещении младенцев пишет священномученик Дионисий Ареопагит, ученик апостола Павла, а позднее о необходимости крещения младенцев свидетельствовали отцы Карфагенского собора (в 252 году).

Баптисты не признают и другие Таинства, через которые верующим сообщается благодать Св. Духа. И уже не удивительно то, что нет у них ясного и четкого учения о Церкви, более того - они просто отрицают Апостольское учение о Церкви.

Не почитают сектанты и св. Крест, несмотря на слова св. ап. Павла, сказанные о подобных им людях: «слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых - сила Божия» (1 Кор. 1, 18). Отвергнув Крест Христов, баптисты отвергают также и иконы. А вспомним сколько милостей Господь посылал нашей Родине через св. иконы! В каждом православном храме есть чтимая икона, а чудотворных икон Божией Матери в Русской православной церкви более трехсот!

Также баптисты отвергают помощь св. Ангелов, угодников Божиих и не почитают Пресвятую Богородицу. А ведь Её восхвалил Ангел: «радуйся, Благодатная! Господь с тобою; благословенна Ты между женами» (Лук. 1, 28). Да и сама Божия Матерь пророчески сказала: «отныне будут ублажать Меня все роды» (Лук. 1, 48). К сектантам это, к сожалению, не относится.

Не признают сектанты посты и праздники, не придают значения молитвам за живых и умерших.

И вот при стольких отступлениях от истинного вероучения многие хвалят баптистов за их жизнь и поведение. Почему же так? На этот вопрос отвечает свят. Игнатий (Брянчанинов) в своей работе «Понятие о ереси и расколе»: «Зараженного ересью и расколом диавол не заботится искушать другими страстями и грехами очевидными. И зачем искушать диаволу того и бороться с тем, кто при посредстве смертного греха - ереси - и убит вечною смертию, и заживо уже составляет достояние диавола? Напротив того, диавол поддерживает еретика и раскольника в воздержании и прочих наружных подвигах и видах добродетели, чтоб этим поддерживать его в самодовольстве и заблуждении, а правоверных личиною святости, которую носит на себе еретик, привлечь к ереси или, по крайней мере, привести к оправданию и некоторому одобрению ее, также к сомнению в правоверии и к холодности к нему. Обладающий сокровищем подвергается нападениям разбойников, а у кого нет ничего, того не беспокоят разбойники. Имеющий сокровище правоверия жестоко наветуется врагом! Враг усильно нападает на правоверного, старается представить его пред обществом человеческим в состоянии побеждения, с такою же целию, с какою старается представить еретика добродетельным и достойным уважения. С такою же неудобопостижимою хитростию действует лукавый дух в пользу ереси и во вред истинного христианства. К несчастию, эта кознь его весьма удается ему! Ею он уловляет в погибель тысячи человеков.

Многие проводили самую строгую подвижническую жизнь, пребывая в ереси или расколе; когда ж приняли Православие, подверглись различным слабостям. К какому это должно привести заключению? К такому, что в первом состоянии враг не ратовал против них, признавая их своими, а во втором - восстал против тех лютою войною, как против таких, которые явно объявили и исповедали себя противниками его».

 

 Дорогие братья и сестры! Подумайте и решите, куда вас ведут проповедники баптизма - ко Христу или наоборот - от Него? И где содержится истина - у секты баптистов, появившейся менее 400 лет назад или в святой Православной Церкви, которая сохраняет учение Христово неизменным вот уже более 2000 лет? К тому же Господь Иисус Христос создал одну Церковь, а не много, потому, что «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Еф. 15, 51), значит и спасение только в одной вере, в одной Церкви - Православной.

 

Вернуться назад