Главная > Репортажи и отчеты > Заседание православного дискуссионного клуба

Заседание православного дискуссионного клуба


8 ноября 2010. Разместил: Анастасия

   По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела Митрополита Одесского и Измаильского, Отдел религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, совместно с Одесской национальной юридической академией, провели 4 ноября 2010 года  заседание православного дискуссионного клуба, посвящённое вопросу брака и семьи. В дискуссии приняли участие студенты и преподаватели ОНЮА, а также все желающие.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Перед аудиторией выступила с докладом кандидат юридических наук, ассистент кафедры теории государства и права ОНЮА  Ирина Анатольевна Бальжик, с докладом "Брак и семья в церковном праве".

«В современном мире гендерного равенства,  при культуре  граничащей с аморальностью не многие пары всерьёз задумываются над тем, что есть брак? И для чего необходимо Венчание?

   Большая часть людей приходит в храм венчаться только потому, что так принято. Плюс - красиво. В загсе все очень официально и бюрократично, а Венчание отличается внешней пышностью. Современный человек утратил понимание святости брака. В христианстве брак имеет особое измерение. Брак есть таинство, о чём свидетельствует апостол Павел: «Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия великая; говорю я по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф. 5,31-32). Муж и жена в браке - это две части единого целого. Обе стороны брачного союза становятся одной плотью. «Брак дан для деторождения, а еще более для погашения естественного пламени. Брак есть добро, потому что сохраняет мужа в целомудрии и не допускает погибнуть уклоняющемуся в прелюбодеяние» - говорит Иоанн Златоуст.

   В обряде Венчания кольца символизируют вечность и неразрывность супружеского союза.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Горящие свечи свидетельствуют о том, что у жениха и невесты самые светлые, чистые, свободные от предосудительных расчётов побуждения к браку. Брак есть дело чистое, святое, не боящееся света, как боятся этого грех и порок. Как светло и ярко горят свечи - так светла, чиста и целомудренна, должна быть душа  у брачующихся.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Образ свечи - это еще соединение земли и неба, причастность земли небу. Брак - это то, что совершается здесь, но обращено в вечность. Потому вступающие в брак и держат эти свечи как символ вечности.

Венцы - очень древний элемент христианских браков. О них известно уже в 4 веке. Они могли быть из цветов и растений, дерева и металла. Форма их похожа на царскую корону и менялась вместе с ней.

Заседание православного дискуссионного клуба

   У венцов несколько символов. Во-первых, это мученические, во-вторых, царские венцы. Это означает, что супружеская жизнь сравнивается Церковью с мученическим подвигом, так трудна она. Недаром в чине венчания поют «Святии мученицы...» С другой стороны, так велико значение того, что происходит в этот день с двумя любящими людьми, что это выделяет их из среды остальных людей, поднимает над кругом будней. Поэтому в этот день они подобны царю и царице и достойны царственного возвеличивания. Кроме того, брачные венцы символизируют Венцы Царствия Божия, то есть Жизнь вечную.

Плат (рушник), на который становятся жених и невеста, символизирует единство и чистоту супружеской жизни. Иконы символизируют Христа и Церковь, т.е. Христа и весь человеческий род. Как Христос пришел к человеку на Землю и пострадал за него (т.е. смысл Его любви заключался в самопожертвовании), так и будущий муж должен относиться к своей роли в семье. Жених есть образ Христа.

   Смысл венчальных молитв в том, чтобы Господь послал благодать, чтобы эта молодая пара смогла вместить эту благодать и сохранить ее в течение всей своей жизни.

   В своём Коринфянам апостол Павел говорит: «...Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит» (1 Кор. 13, 4-7).

Начиная со времён Древней Руси существовала только церковная форма брака. Так называемый гражданский брак впервые зафиксирован 20 декабря 1917 года: По Кодексу Законов об актах гражданского состояния (изд. 1918 г., ст. 52) начиная с 20/XII 1917 г. «только гражданский (советский) брак... порождает права и обязанности супругов». По новому Кодексу законов о браке, семьи и опеке с изменениями до 1 июля 1932 г. (Москва, 1932) «документы, удостоверяющие факт совершения брака по религиозным обрядам, никакого юридического значения не имеют» (1, 1, 2). Бесспорным доказательством брака является его регистрация, а если брак не был зарегистрирован, то совместное сожительство и вообще выявление супружеских отношений перед третьими лицами (1, 1, 3; 1, 3, 12). Подобная форма союза не признаётся Церковью, как действительная.

   С другой стороны, в Болгарии только церковная форма брака имеет юридическое значение. Существует также обязательный церковный брак в Польше, Австрии, Дании, Финляндии, Норвегии и Перу. В Чехии гражданская и церковная формы брака имеют одинаковое значение для государства, так что выбор той или другой формы зависит исключительно от брачущихся. Говоря юридическим языком, в Чехии существует факультативная форма брака. Существует она также в Соединенных Штатах, Северной Америки, в Англии, в Швеции, в Литве, а в последнее время и в Италии.                    

   В Югославии в разных областях государства существуют и разные законы о форме брака, так что вопрос о действительности брака решается в зависимости от географической широты и долготы. Так, на территории бывшего королевства Сербии, Черногории, Хорватии и Славонии, Боснии и Герцеговины церковная форма брака обязательна; в Воеводине обязательна гражданская форма брака, а в Далмации - для одних граждан (членов признанных государством исповеданий) обязательна церковная форма брака, для других (для членов непризнанных исповеданий и мусульман) обязательна гражданская форма. К гражданской форме приходится прибегать и тогда, когда церковная недопустима по церковным законам. Это так называемая гражданская форма брака по необходимости, которая существует также и в Австрии, и в некоторых других странах.     В Румынии по закону обязательными являются обе формы брака и церковная и гражданская.                                                                                                                       

    Если мы теперь подведем итоги, то увидим, что современное культурное человечество на шесть разных способов решает вопрос о формах брака:

1)  общеобязательный гражданский;

2) общеобязательный церковный брак,

3) обязательное соединение того и другого,

4) свободный выбор между тем и другим, то есть факультативный,

5)  обязательный выбор между тем и другим, в зависимости от исповедания, и, наконец,

6)  гражданский брак по необходимости.                                                                       

   Сегодня венчание производиться после предоставления парой документа о регистрации брака в ЗАГСе. Которое служит доказательством честности  и брачующихся.

     В дореволюционной России обряд венчания был единственным способом регистрации брака. Новобрачные проходили обряд богослужения в храме, после чего в церковной книге делались записи об образовании новой семьи. Семьдесят лет пропаганды атеизма разрушили все церковные каноны, и теперь, когда начали постепенно возвращаться духовные ценности, и венчание вновь обретает значимость, молодожены сталкиваются с большой проблемой религиозной безграмотности. Следует помнить - что суть венчания не подразумевает дань популяризации и модным веяниям времени. Это очень ответственный шаг, к которому следует отнестись со всей серьезностью. Венчание - заключение брака перед лицом Всевышнего, а союз, освященный в церкви, символизирует решение двух людей соединиться брачными узами до самой смерти. Самое разделение людей на мужской и женский пол указывает, что они созданы для взаимного дополнения. Естественная взаимная любовь мужчины и женщины является живым образом святой любви, соединяющей людей с Богом и друг с другом. Православная церковь высоко ценит брачный союз. Первое чудо Иисус Христос совершил во время брачного пира в Кане Галилейской, претворив воду в вино.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Тем самым благословив брачующихся.

Церковь не приемлет разводов. Венчание может быть только одно. Второе и третье венчание теоретически возможно, но это уже другое богослужение - не торжества, а покаяния. Церковь разрешает повторное венчание лишь в силу немощи человеческой природы. Апостол Павел говорит: «Ибо желаю, чтобы все люди были, как и я; но каждый имеет своё дарование от Бога, один так, другой иначе. Безбрачным же и вдовам говорю: хорошо им оставаться, как я; но если не могут воздержаться, пусть вступают в брак; ибо лучше вступить в брак, нежели разжигаться» (Кор. 7; 7,8,9). Здесь следует обратить внимание на слова: «лучше вступить в брак, нежели разжигаться», из которых следует, что в браке человек спасается от страсти и блуда.

   Причины препятствующие заключению брака:

Церковью не допускаются четвертый и пятый браки. Церковь не благословляет брак, если один из брачующихся (или оба) объявляет себя убежденным атеистом, пришедшим в храм лишь по настоянию супруга или родителей.

 Нельзя венчаться некрещеным.

 Нельзя венчать брак, если один из новобрачных фактически состоит в браке с другим лицом.

Запрещается брак между кровными родственниками вплоть до четвертой степени родства (т.е. с троюродным братом или сестрой).

Древняя благочестивая традиция запрещает браки между крестными родителями и крестниками, а также между двумя восприемниками одного ребёнка. Строго говоря, канонических препятствий к этому нет, однако в настоящее время разрешение на такой брак может быть получено только у правящего архиерея.

 Безусловно, не венчается брак, если хотя бы один из супругов исповедует нехристианскую религию (мусульманство, иудаизм, буддизм, язычество, индуизм...). Для венчания с католиком или протестантом в случае согласия на воспитание детей в православном духе (указ введённый в 1721 году Императором Петром I), также требуется разрешение архиерея.

 Нельзя венчаться тем, кто ранее дал монашеские обеты или принял рукоположение в священный сан.

 Если у жениха и невесты большая разница в возрасте, требуется специальное разрешение высшего церковного начальства - архиерея. То же самое нужно, если возраст невесты или жениха выходит за установленные рамки.

    В наши дни Церковь не производит дознания о совершеннолетии, психическом и физическом здоровье жениха и невесты, добровольности их вступления в брак, так как эти условия обязательны для регистрации гражданского союза. Разумеется, скрыть от представителей государственных органов те или иные препятствия к браку достаточно легко. Но невозможно обмануть Всеведущего Бога, поэтому главным препятствием для совершения незаконного брака должна стать совесть брачующихся. Отсутствие родительского благословения на венчание является весьма прискорбным фактом, однако в случае совершеннолетия жениха и невесты оно не может воспрепятствовать венчанию. Кроме того, часто родители-атеисты противятся именно церковному браку, и в таком случае родительское благословение может быть заменено священническим, лучше всего - духовника хотя бы одного из супругов.

   Развод осуществляется только в исключительном случае.

«Жена связана законом, доколе жив муж её; если же муж её умрёт, свободна выйти, за кого хочет, только в Господе. Но она блаженнее, если останется так, по моему совету; а думаю, и я имею Духа Божия» (1Кор. 7, 39 - 40).

В 1918 году состоялся Собор Святой Православной Церкви, на котором было восстановлено Патриаршество, и на нём стоял вопрос о том, какие могут быть поводы для расторжения брачного союза:

- отпадение от православия, когда один из членов семьи делает спасительную жизнь невозможной.

-   прилюбодейство и противоестественные  пороки, когда человек не просто в искушение впадает, а порок становится образом его жизни.

- неспособность к брачному сожительству

- безвестное отсутствие, когда на многие годы один из супругов пропадает и причина неизвестна.

- присуждение одного из супругов к наказанию с лишением всех прав состояния.

- посягательство на жизнь или здоровье супруга или детей, когда совместное проживание опасно.

   То, какими должны быть отношения между супругами и их детьми в семейной жизни, поясняет нам послание апостола Павла Колоссянам:

     "Жены повинуйтесь мужьям вашим в Господе. Мужья, любите своих жен и не будьте к ним суровы. Дети будьте послушны родителям вашим, ибо это угодно Господу. Отцы не раздражайте детей ваших, дабы они не унывали». (Кол. 3; 18 - 21). По учению Священного Писания, главенство мужа в семье - не тирания, не унижение и угнетение, а деятельная любовь. «Мужеский пол и женский, все вы одно во Христе Иисусе» (Гал. 3; 28).Муж - господин в доме, значит, он первый отвечает перед Богом и людьми за всё, что делается в доме, и хорошего и худого.         Жена - подруга дарованная Богом мужу. Она своим живым участием в его блаженстве, своей любовью должна сделать это блаженство полным, её призвание любовь. Этому призванию соответствует и то место, которое назначено женщине Самим Богом. Место это не унизительно для женщины. Она не ниже мужчины, потому что она не только помощница мужу, она помощница «подобная ему», «сонаследница благодатной жизни» (1Петр. 3;7).

  «...повинуясь друг другу в страхе Божием. Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела. Но как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее, чтобы освятить ее, очистив банею водною посредством слова; чтобы представить ее Себе славною Церковью, не имеющею пятна, или порока, или чего-либо подобного, но дабы она была свята и непорочна. Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь, потому что мы члены тела Его, от плоти Его и от костей Его. Посему оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна сия велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви. Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится своего мужа» (Еф. 5, 21-33).

   Следует также упомянуть об одной немаловажной вещи, такой как целомудрие.              

Первоначальное значение этого слова было благоразумие ( 2 Мак. 4, 37; Деян. 26, 25; 1 Пет. 4, 7), здравомыслие, здравомудрие, примудрость в жизни и слове. Целомудрие - это полная мудрость, сколько умственная, столько же и нравственная.

К девственности надо относиться очень серьёзно, вопреки модным тенденциям поведения современности. В традициях Церкви всегда воспевалась девственная чистота Богородицы, которая девушкам - высший образец. Целомудрие есть высшая добродетель, надёжная основа будущей семейной жизни.  Сохранение чистоты, целомудрия души и тела до брака так важно потому, что брак - это избранничество, посвящение всего себя, души и тела, одному человеку. «Я буду служить его счастью, его благополучию, его здоровью». Когда молодой человек или девушка приходит к моменту создания семьи уже потеряв целомудрие, в браке не происходит этого таинства посвящения, чуда избранничества. Следствием добрачных связей часто бывают аборты. Убийства детей в утробе матери приводят к тому, что родовая функция матери оскудевает. Родившийся ребёнок получается ослабленным, болезненным, с неустойчивой психикой, с невротическими проявлениями. Очень часто мы видим, что если ребёнок ведет себя неуправляемо, расторможенный или, наоборот, подавленный, страдающий аутизмом, как правило, за этим стоят ранее сделанные аборты.

   Целомудрие - характеристика не только телесного состояния, это характеристика человеческой души. Целомудрие - стремление к чистоте и цельности жизни. Целомудрие обязательная добродетель для всех, вне зависимости от того желает ли человек вступать в брак, или нет. Господь даёт каждому по силам, и Церковь предоставляет право выбора всем».

Не стоит и говорить, о том, что на слушателей лекция произвела сильное впечатление. Публика по началу весёлая и возбуждённая призадумалась, с лиц исчезли ухмылки, и каждый размышлял об услышанном.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Поблагодарив Ирину Анатольевну, отец Олег заметил, что лекция была проведена на высокопрофессиональном уровне. И обращаясь к студентам, дополнил от себя несколько слов, опираясь на личный опыт:

«Воистину браки совершаются на небесах, и Венчание не просто красивый обряд. Не венчанные браки не освящаются, тогда как на венчанных супругах пребывает Божье благословение. Которое помогает сносить все тяготы семейной жизни. Перед венчанием обязательным является исповедь и причастие. Следует также обратить внимание на то, что во время обряда священник даёт испить новобрачным из общей чаши вина. Для чего это делается? Вино в чаше напоминает о чуде превращения  воды в вино (а виноградное вино, как известно, является символом радости и полноты жизни). А то, что чаша является общей, единой для двоих, символизирует полное единство супругов, неразрывность их союза в радости и скорби, печали и утешении. У нас правда существуют ещё свои, народные обряды, например когда священник обвязывает соединённые руки жениха и невесты полотенцем. Эта традиция несет символ духовных уз, знак союза любви и взаимной привязанности супругов, тесного духовного единения их. Не редки конечно же случаи, когда муж и жена воспитанные в эпоху атеизма и прожив какое-то количество лет в гражданском браке, приходили в храм, и просили священника совершить Таинство венчания. Случалось даже, что у бездетных супругов, через некоторое время, после венчания рождались дети. Так велика сила Божьего благословения».

 На заседании также выступила представитель национальной экспертной комиссии Украины  по вопросам защиты общественной морали в Одесской, Николаевской и Херсонской областях Людмила Степановна Акимова. Людмила Степановна проявила активное участие в дискуссии, призывая молодых людей  высказать своё мнение.

Заседание православного дискуссионного клуба

   Но обсудить этот вопрос вызвались не многие. Очевидно необходимо время осмыслить услышанное и определиться, в приоритетах. А это, нужно сказать довольно трудно, если человек живёт по канонам мира сего.

Наверное, для некоторых юношей и девушек услышанное и обсуждаемое было не ново, а  кого-то заставило всерьёз задуматься, над своей дальнейшей жизнью. Но мало кто в этот вечер отнёсся с легкомыслием к вопросу о браке и семье. Важно осознавать, что наше будущее в наших руках, и что у нас всегда есть выбор. И от этого выбора может зависеть не только наше личное счастье, но счастье и здоровье всей нашей нации.

 

 

Автор: Костенко Валерия.


Вернуться назад