DataLife Engine > Информ-листок > Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась


14 июня 2012. Разместил: Лариса

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась   

   Краткая справка:

   Инсталляция "Алтарь Наций" была создана украинской художницей Оксаной Мась. Арт-проект воссоздаёт шедевр эпохи Возрождения братьев-живописцев Ван Эйк – “Гентский алтарь”. Он собран из деревянных яиц, на которых жители из 42 стран (люди из разных слоёв общества и специальностей, а также дети, пенсионеры, заключённые) расписали свои желания, страсти, мечты и в общем всё, что им было угодно. В композиции есть традиционные писанки и яйца с изображениями логотипов, черепов, животных, грехов, субкультур, идолов, лейблов. Из яиц с рисунками грехов выложены прародители человеческого рода Адам и Ева и глаза Бога.

  Уже показано более 100 тысяч яиц. Окончательный вариант работы будет представлять собой инсталляцию высотой 92 м, шириной 134 м, состоять из 3 миллионов 400 тысяч яиц.  

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   В Одессе православные верующие выразили свой протест касательно кощунства над святыми образами, представленными на экспозиции "Алтарь Наций" художницы Оксаны Мась. 

   На Греческой площади собрались православные священнослужители, председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства протоиерей Олег Мокряк, различные художники, а так же православные одесситы, которым не безразлично оскорбление религии и Бога в целом. 

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Протестующие демонстрировали своё мнение в броских  плакатах против лжеискусства и надругательства над христианской верой. Каждому желающему была предоставлена возможность высказать своё мнение относительно данной творческой работы Оксаны Мась.

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Обозреватель радио «Радонеж» Виктор Саулкин объёмно разъяснил, в чём именно проявляется некорректность экспозиции:

“У каждого человека бывают в жизни особые, главные события,  такие как: рождение, смерть, рождение детей и боязнь их утраты. Скорбь встречается на пути каждого человека и наступает момент, когда мы с надеждой на спасение обращаемся к Богу. И вот, представьте, вы заходите в храм и хотите увидеть портрет Христа Спасителя, а вместо его лика на вас смотрит изображение всех человеческих грехов одновременно. Эта ужасная подмена заключается в том, что человек, желая увидеть свет, вместо этого получает тьму. Представьте, допустим,  человек приходит за лекарством в храм, а храм – духовная лечебница, и взамен этого получает яд. То, что человек вместо Христа Спасителя видит изображенные грехи – сатанинские символы, это не искусство, это его подмена и в частности Иисуса Христа. Кто его подменяет? Конечно же, антихрист и представляете, что человек получит в таком случае? Ритуальный смысл кощунства в том, что все, кто купит билет на эту выставку, поучаствует в надругательстве над Христом Спасителем, но, к сожалению, каждому за это придется ответить в течение своей последующей жизни. И когда человек подходит к концу своего жизненного пути, он  начинает понимать, что всё произошедшее с ним было не случайно и всё взаимосвязано, а данное мероприятие являлось формой искушения.  Поэтому хотелось бы, чтобы в Одессе больше таких выставок не было”.

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Можно смело заявить, что “Алтарь Наций” не является искусством, а лишь его подменой, неким актом богохульства и вандализма над православной верой тысяч людей по причине ярко выраженного религиозного синкретизма.

   Синкретизм  (от греч. synkretismos - соединение) - бесплодная попытка смешения различных религий, духовная беспринципность.

  По мнению православных богословов, синкретизм - общекультурное явление, это внешнее, неорганическое, искусственное соединение фрагментов или элементов разнородных учений религиозного, антропологического или космологического характера. Духовные основы подобного соединения либо не определяются ясно, либо не сочетаются с содержанием привлекаемых фрагментов, что даёт право относить его к некой религиозной смешенной всеядности, то есть абсолютной расплывчатости и неразборчивости в главных основах  и терминологии религии.

   Художник Григорий Федоров так же и высказал свою точку зрения по поводу "Алтаря Наций":

   "Искусство Оксаны Мась не является искусством как таковым! Композиции здесь нет, а взято изображение, которое когда-то создали другие художники. Единственный её вклад – это идея росписи рисунков на деревянных яйцах, рисунки осуществляли все желающие. Некоторые из этих изображений весьма спорны и противоречивы. Я не знаю, может это содержание её души, а может быть западных ценностей! Изображение черепов и трёх шестёрок, явно не имеют ничего общего с Богом и вряд ли принесут какую-либо пользу. Это не относится к нашей цивилизации, наши предки жили в Святой Руси и в этом направлении стоит двигаться - к высоким нравственно-духовным стандартам, которые присутствовали в нашей культуре испокон веков. Мне кажется, что художница просто рекламирует своё имя и творчество за счёт отрицательного аспекта. Я не говорю, что всё плохо, но всё таки негативное проявление в подобных работах мы не должны перенимать и добавлять в нашу культуру. Ведь в православной культуре содержится много доброго и светлого, почему бы не развивать своё творчество в данном направлении?".

   Выставка экспозиции “Алтаря Наций” будет находиться в Одессе ещё достаточно долгое время, в течение которого священнослужители будут продолжать стремиться убедить одесситов воздержаться от её посещения. Вызывают искреннее недоумение мотивы самой художницы при создании проекта “Алтарь Наций”. Ведь демонстрация грехов человечества, отражённых в каждой писанке, явно не прибавляет оптимизма и не способствует вере в лучшее, а уж тем более не несёт уважения к религии и чувствам многих верующих, когда используются святые образы в качестве удовлетворения своих творческих амбиций, не особо заботясь о моральной стороне проекта. Соответственно можно заключить, что эта выставка не что иное, как проявление всего нечистого и злого отражённого замыслом художницы в глазах добра и света. 

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Протоиерей Олег Мокряк обращается ко всем жителям Одессы:

“На первый взгляд люди, когда заходят посмотреть выставку, увидят образ Бога, но если присмотреться – эти образы созданы из деревянных яиц-писанок с тёмными и страшными рисунками. На них изображены различные мерзости - и череп с костями, и три шестерки, и обнаженные женщины - это оскорбляет чувства верующих, потому что, как говорит сама художница, изображение, которое она сделала, состоит из человеческих страстей  и грехов. Мы знаем, что Бог безгрешен и иконописцы всегда творили свои изображения с молитвой, с постом, уходили в безмолвие для того, чтобы в покаянии писать иконы. Потом они становились чудотворными, пред ними мы молимся, пред ними наши предки одерживали победу над врагами. Все что происходит сейчас – это подмена ценностей, так как крашенка, писанка, это символ жизни, пасхальной радости, а когда мы видим вот эти мерзости, которые изображены на данных яйцах, это, конечно же, оскорбляет верующих. И алтарь на самом деле, в православном, христианском мире святая из святых, где происходят молитвы. А это – лжеискусство!”

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Высказал свою точку зрения о демонстрации данной инсталляции настоятель одесского Свято-Троицкого собора (Греческого собора) протоиерей Виктор Петлюченко:

   “Попытка объединить религии и культуры является плодом художественного искания, в данном случае повторяет одну из опаснейших для христианства ересей - религиозный синкретизм. В религиоведении, религиозно-философский синкретизм - множество мистическихоккультных, а также спиритуалистических и других концепций, отличных от традиционных религиозных направлений. Для религиозно-философского синкретизма характерен синтез элементов различных религий, а также научного и ненаучного знания.

   Синкретизм был широко распространен в Римской империи в первые века нашей эры. Учителя христианства вели неуклонную борьбу за сохранение чистоты веры. Эта борьба закончилась победой христианского учения. Были выработаны классические формулы символа веры, касающиеся Троицы и Боговоплощения. По мере распространения христианства среди других народов подобные ситуации возникали постоянно - библейское учение смешивалось с языческими традициями.

   Священное Писание сурово осуждает зло идолопоклонства. Почитатели идолов попадают в рабство пустых предрассудков. Апостол Павел говорил, что через идолов действуют демоны, превращая их в реальную духовную угрозу: «...язычники, принося жертвы, приносят их бесам, а не Богу. Но я не хочу, чтобы вы были в общении с бесами. Не можете пить чашу Господню и чашу бесовскую; не можете быть участниками в трапезе Господней и в трапезе бесовской. Неужели мы решимся раздражать Господа?» (1 Кор. 10,10-22). 

   Общение с идолами не проходит для людей безвредно. Хотя современная культура и благосклонно относится к религиозному синкретизму, а также к различным формам колдовства и оккультизма, с помощью которых люди надеются заполнить свой духовный вакуум, библейские предостережения против идолопоклонства в любом его виде должны быть прочно закреплены в сердцах верующих”.

Кощунство – не искусство, лжеискусство от Оксаны Мась

   Узнав о данном митинге, художница и создатель инсталляции “Алтарь Наций” Оксана Мась сразу же приехала защитить свои права и пояснить своё виденье экспозиции. Каждая из сторон приводила разнообразное количество доводов, но прийти к общему компромиссу так и не удалось, а выставка так и осталась на Греческой площади…  

Остается лишь надеяться на мудрость и благоразумие одесситов, которые осознают и поймут, что инсталляция "Алтарь Наций" Оксаны Мась – это всего лишь имитация добродетели в угоду тщеславия и гордыни её создательницы, открытая демонстрация грехов  и самого тёмного, что есть в человечестве посредством привлечения изображений самого светлого и святого, что есть у верующих - это православной религии и, конечно же,  Бога. 

 

Автор: Коваленко Лариса




Вернуться назад