» » » » О прощении и непрощении обид

О прощении и непрощении обид

3 марта 2013, 4 007, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Порой необыкновенно трудно со спокойствием  переносить обиды и оскорбления. Затронутое самолюбие требует дать отпор, отстоять своё мнение и поставить на место того, кто так несправедливо поступил с нами. Подвиги угодников Божиих, молящихся о своих мучителях и искренне любящих их вызывают удивление у нас, простых  грешных людей. «Я не святой и никогда так не смогу поступать», - полагают некоторые. Но вправе ли мы так рассуждать?

Что такое обида?

Как утверждают психологи обида-это способ манипуляции другими людьми, стремление изменить ближнего таким образом, чтобы его поведение стало удобным и понятным для нас. В случае, если человек не исполняет наш каприз и не становится таким как нам хотелось бы, то в ход идёт «тяжелая артиллерия» манипулятора: он начинает не разговаривать с обидчиком, не принимать извинения, избегать его и т.д. Далеко не всегда подобные меры влияния приводят к желаемому, а самое главное - к позитивному результату. Истоки такого поведения, как полагают специалисты, находятся в детстве. Дети, капризничая и обижаясь на взрослых, тем самым  требуют внимания и любви. Как правило, с взрослением эта модель поведения утрачивается, но некоторые люди переносят её и во взрослую жизнь, приобретая такую негативную черту характера как обидчивость.

Зачастую обида не возникает спонтанно, а медленно созревает в наших сердцах. Нас недооценили, не похвалили, не полюбили и еще много разных вариантов с приставкой «не»…В результате обида на окружающих может переходить в обиду на самого себя, она сопряжена с вопросами типа: зачем я позволил так с собой обращаться, почему не могу за себя постоять? и т.д. Постепенно это чувство укореняется в душе, принося серьезные душевные страдания тому, кто носит его в  себе.

Как учит Церковь, обида - это, прежде всего лекарство, которое  исцеляет нас от гордыни и учит прощать. В состоянии обиды сердце закрывается и ожесточается, и только отпустив человека с миром и простив его, мы сможем почувствовать облегчение.

Что же такое обида как нельзя лучше объясняет следующая притча: «К одному старцу пришел юноша и спросил, как ему поступать с обидами, которые появляются из-за  плохого к нему отношения со стороны других людей. Старец дал ему совет: «Каждый раз, как обидишься, клади за пазуху картошку». Ученик последовал совету старца, и вскоре собрал столько картофеля, что с трудом стал ходить, к тому же овощи вскоре стали портиться и источать смрад. Тогда ученик снова пришел к старцу: «Я больше не могу носить с собой эту зловонную тяжесть». «Тебе неприятно? – спросил старец. – Но как же ты позволяешь носить в своей душе обиды на других людей?»

Подвижники благочестия об обиде

Святые Отцы Церкви характеризовали обидчивость как духовное  заболевание, признак эгоизма и злопамятства, настоятельно советовав избавляться от этого гнетущего  и разрушающего чувства.

«Кто-нибудь оскорбил тебя? Моли Бога, чтобы Он смилостивился над ним: он брат твой, член твой» (Святитель Иоанн Златоуст).

«Часто мы озлобляемся на людей прямодушных и открытых за то, что они прямо обличают наши неправды. Такими людьми надо дорожить и прощать им, если они смелою речью обрывают наше самолюбие. Это врачи, в нравственном смысле, которые острым словом обрезывают гнилости сердечные и, чрез пробуждение нашего самолюбия, производят в душе, омертвевшей грехом, сознание греха и жизненную реакцию». (Святой праведный Иоанн Кронштадтский)

«Если ты ненавидишь того, кто причиняет тебе неприятность, не слушается тебя и ссорится с тобою, то и ты, как язычник. Но молиться надлежит о таком, да прощено ему будет (то, в чем он согрешил тебе)» (Преподобный Авва Исайя)

«Если бы твой заимодавец прощение такого долга, за который ты мог бы умереть в темнице, предлагал тебе под условием, чтобы ты простил маловажный долг твоему должнику: безумно было бы не принять сего легкаго и выгоднаго условия потому только, что ты не догадываешься, почему оно предложено. Подобно сему, когда Бог прощение грехов, за которые подлежал бы ты вечной смерти, обещает тебе, под условием, чтобы ты простил ближнему какое-нибудь оскорбление, примирился с ним после какого-нибудь недоразумения: безумно было бы лишать себя великаго прощения Божия, потому только, что ты не догадываешься, для чего так настоятельно требуется твое малое прощение ближнему, или примирение с ним». (Святитель Филарет Московский)

По мнению святителя Игнатия Брянчанинова, человек больше всего страдает не от случающихся неприятностей, а от их переживания.

Преподобный Серафим Саровский отмечает: «За обиду, какая бы не нанесена была, не только не должно отмщать, но напротив того должно еще прощать обидчика от сердца, хотя бы оно и противилось сему, и склонять его убеждением слова Божия: аще не отпущаете человeком согрeшения их, ни Отец ваш небесный отпустит вам согрeшений ваших (Матф. 6, 15), и паки: молитеся за творящих вам напасть (Матф. 5, 44)».

«Никогда не допускай слабости, чтоб у тебя срывалось что с языка или прорывалось движение, показывающее, что у тебя на душе есть некая неурядица... Это всегда унижает и показывает, что ты не умеешь владеть собою» (Святитель Феофан Затворник)

Почему нельзя обижать  ближнего

Обидев человека словом или делом мы можем принести ему непоправимый вред. Далеко не все люди настолько мудры и рассудительны, чтобы спокойно и с пониманием перенести обиду. Не стоит забывать о том, что одно только слово может стать мощным оружием, которое может не только ранить, но и убить человека, спровоцировав депрессии, болезни на нервной почве, мысли о суициде и т.д. Поэтому подвижники благочестия говорили о том,что даже наставлять ближнего необходимо с любовью и терпением,чтобы ни в коем случае не обидеть человека.

Протоиерей Сергий Филимонов в книге «Борьба со страстями» рассуждает о нетерпении к ближнему, и как следствие –  появление обиды и негодования: «Я», которое царит в нашем сердце, заставляет нас смотреть на других людей сквозь призму собственных физических, психических и душевных свойств, и мы невольно считаем себя трафаретом, образцом для других. От этого в душе начинается буря: я делаю, а он не делает; я не устаю, а он жалуется, что утомлен; я сплю пять часов, а ему, понимаете ли, восьми часов мало; я работаю не покладая рук, а он отлынивает и рано уходит спать. Именно это характерно для человека гордого; именно гордый говорит: «Почему я это делаю, а он не делает? Почему я это соблюдаю, а он не соблюдает? Почему я могу, а он не справляется?».

 Почему нельзя обижать ближних красочно повествует  притча о гвоздях и обидах.

Жил-был один очень вспыльчивый и несдержанный молодой человек. И вот однажды его отец дал ему мешочек с гвоздями и наказал каждый раз, когда он не сдержит своего гнева, вбить один гвоздь в столб забора.

В первый день в столбе было несколько десятков гвоздей. На другой неделе он научился сдерживать свой гнев, и с каждым днём число забиваемых в столб гвоздей стало уменьшаться. Юноша понял, что легче контролировать свой темперамент, чем вбивать гвозди.

Наконец пришёл день, когда он ни разу не потерял самообладания. Он рассказал об этом своему отцу и тот сказал, что на сей раз каждый день, когда сыну удастся сдержаться, он может вытащить из столба по одному гвоздю.

Шло время, и пришёл день, когда он мог сообщить отцу о том, что в столбе не осталось ни одного гвоздя. Тогда отец взял сына за руку и подвёл к забору:

— Ты неплохо справился, но ты видишь, сколько в столбе дыр? Он уже никогда не будет таким как прежде. Когда говоришь человеку что-нибудь злое, у него остаётся такой же шрам, как и эти дыры. И неважно, сколько раз после этого ты извинишься — шрам останется.

 

Андреенкова Татьяна


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Август 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2 3 4 5
6 7 8 9 10 11 12
13 14 15 16 17 18 19
20 21 22 23 24 25 26
27 28 29 30 31  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии