» » » » Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

Берегитесь закваски фарисейской и саддукейской

9 июня 2008, 2 539, Миссия / СТАТЬИ / Новости

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.
 
Укорение фарисеев;Дионисий,Собор Рождества БогородицыОднажды фарисеи подошли к Иисусу и сказали:

– Мы много слышали о Тебе. Вот Ты ходишь, говорят, чудеса творишь. Ну-ка, покажи чудо и нам. Яви нам какое-то знамение, чтобы мы увидели, что Тебя послал Бог.

Господь ответил им:

– Род лукавый и прелюбодейный. Почему, когда вечером смотрите вы на небо и говорите, вот, небо красное – завтра дождь будет. Или видите, дым поднимается столбом – холодает. Почему это вы понимаете, почему можете абсолютно спокойно предсказать, какая погода будет, а знамение времён не разумеете? Почему обращаете внимание на вещи, может быть, не столь важные в нашей жизни, и абсолютно не обращаете внимания на то, что происходит вокруг вас, на то, что происходит с людьми? Род лукавый и прелюбодейный, просите знамения, просите чуда... Да не нужно вам чудо! Не будет вам никаких чудес кроме чуда подобного тому, что было некогда с пророком Ионой. Как был Иона три дня и три ночи во чреве кита, так надлежало и Сыну Человеческому быть распятому, погребенному и в третий день воскреснуть.

После этого разговора отправился Господь с учениками на другой берег реки Иордан и сказал им:

– Смотрите, берегитесь закваски фарисейской и саддукейской.

– А мы хлеба с собой не взяли. Придётся у местных жителей что-то покупать. Ещё обманут. Ещё неизвестно, что за люди там живут, верующие, неверующие... из чего они этот хлеб пекут?

– Не важно из чего пекут. Главное, берегитесь от закваски фарисейской и саддукейской.

– Это Он наверно о том, что мы хлеба не взяли, догадался.

– Да не о хлебе Я говорю. Что не помните, как пять тысяч накормил пятью хлебами, и сколько осталось? Как четыре тысячи – семью хлебами, и сколько осталось? Главное, чтобы фарисейство не проникало в ваше сердце.

Всё это было очень-очень давно. Но сказано было не только фарисеем и саддукеем, не только апостолом, забывшим взять хлеб, но и каждому из нас. Посмотрите вокруг, как часто люди говорят: «Мы хотим чуда!» А ведь верующему сердцу, по сути дела, доказательства бытия Божия не нужны.

Для чего же нужны чудеса, которые порой посылает Господь? Например, чудо, о котором мы все знаем – образ, проявившейся на стекле иконы Божией Матери во Введенском монастыре. Это нужно для тех многих, которые придут, увидят своими глазами, услышат мнение учёных, и убедятся в сверхъестественном действии Божества. Это нужно для того, чтобы люди, которые колеблются, которые слабы в своей вере, укрепились. Чтобы они увидели, что жив Бог! Там, где хочет Бог, нарушаются законы природы, потому что Он Сам – Законодатель, и Он может из любого правила сделать исключение. Учёные (независимая экспертная комиссия), когда исследовали эту икону, заключили, что человеческими усилиями, при помощи современных технологий, мы можем сделать отпечаток любого изображения на стекле. Правда, есть одно маленькое «но»: это стекло будет как чернобыльский реактор, вы к нему на 30 километров подойти не сможете. А здесь – никакой радиации, никакого излучения, просто чудесным образом отпечаталось изображение.

Но не гоняйтесь за чудесами! В нашей жизни совершается достаточно событий, чтобы мы имели рассуждение, чтобы во всём видели промышление Божие. Мы часто переживаем за политику, за нашу страну, спрашиваем, как там дальше будет? И каждый раз думаем, что вот приедет барин и, как у классика, «барин нас рассудит» (Н.А. Некрасов. «Забытая деревня», 1885). Помните, что было дальше у классика? Посмотрел, «сел в свою карету – и уехал в Питер». Для того, чтобы знать, как относиться к политике, достаточно по воскресеньям ходить на литургию. «Не надейтеся на князи, на сыны человечeския, в нихже несть спасения. Изыдет дух eго, и возвратится в землю свою; в той день погибнут вся помышлeния eго». И тут же псалмопевец даёт ответ, на кого возлагать своё упование: «Блажен, eмуже Бог Иаковль помощник eго, упование eго на Господа Бога своего». Не сделавшего революцию, не поднявшего зарплаты и пенсии, а, на секундочку, «сотворшаго небо и землю»! Тут всё-таки немножко побольше сил, как кажется.

И вот, когда человек возлагает упование на Бога, когда сам старается жить в мире с Богом – быть ребёнком на руках Божиих, когда доверяется целиком своему Спасителю... было одно чудо, явленное ему – чудо Воскресения Христова – и этим чудом он живёт, он доверяет Богу, который был распят за него, и воскрес, чтобы он имел жизнь вечную.

Как же быть с закваской фарисейской и саддукейской? Один человек говорит:

– А я, батюшка, берегусь от закваски фарисейской и саддукейской. Я по улице шёл, а там еврейка квас продавала. Я не стал у неё покупать – вдруг она фарисейка.

– Ты бы Евангелие дальше почитал про квас фарисейский.

Сам Господь сказал, что не о еде Он говорит, а об этом внутреннем законническом подходе. Как просто казаться христианином и как трудно им быть. Как просто измерять свою молитву количеством прочитанных акафистов или перевёрнутых страничек молитвослова. И как порой трудно обратиться к Богу искренне со своей просьбой, какой бы простой она не казалась, всецело доверившись Ему, смирившись перед Ним, признав свою собственную немощь, бессилие, недостаток любви, или отсутствие рассуждения. Когда человек смиряется, когда он искренне, как любящий ребёнок, как верный раб предстоит перед Господом, тогда нет в его сердце места закваске фарисейской.

Когда же человек приходит... знаете, у нас в храме этого, слава Богу, нет... На последнем епархиальном собрании говорили, что как бывает обидно, когда приходит человек, впервые переступив порог храма, тут же на него налетают так называемые «матёрые верующие», которые уже взяли на себя право «распоряжаться Богом» – раздают, кому сколько надо. И как отталкивает это людей от веры, как легко их соблазнить! Откуда вот это? Это ничто иное, как закваска фарисейская.

Быть готовым помочь ближнему, поделиться, не соблазнить ни в коей мере. Радоваться каждому, кто хочет быть рядом с нами! Вот, что нужно от нас. Так что послушаем слова Спасителя, не будем «родом лукавыми и прелюбодейным, который ищет чудеса и знамения», не будем гоняться за чудесами. Как говорят, вот батюшка в одном селе служит, как приедем к нему, он в ладоши как хлопнет, и сразу мы станем духовными, жизнь у нас будет шоколадом, и обязательно в рай попадём. Тут уж проще идти в какую-нибудь секту, там нам сразу скажут: «Всё, ты в спасён, ты в шоколаде!» То есть не ожидать именно чего-то такого, а просто работать Господу, не искать чудес. Ведь Бог не творит чудеса просто так – каждое чудо для чего-то нужно. И если нам нужно будет для нашего вразумления, назидания, исцеления или ещё для чего-нибудь, если нужно будет чудо, Бог обязательно пошлёт его.

И беречься от закваски фарисейской и саддукейской. Саддукеи... вы знаете, я видел недавно по телевизору саддукейскую передачу, самую настоящую. Саддукейство становится очень популярной формой религиозности на Украине. Саддукейство – это не значит, что придут какие-то специальные евреи и скажут, вот мы, саддукеи, принесли вам своей закваски, кваском угостить. Саддукеи, по сути, не верили в Бога. Для них религия была хорошей благочестивой традицией, одним из принципов еврейской жизни. Сколько сейчас передач, в которых говорят: «Віра та церква – це дуже гарно. Це є сторінка нашої української культури». Когда вера, религия, живое богообщение, посещение церкви начинает рассматриваться как... знаете, как говорят: «У меня есть вышиванка, а ещё я хожу в церковь», когда эти понятия ставятся в один ряд, когда вера является лишь культурной страничкой, предметом исследования, а не образом жизни украинца – это больно! Когда смотришь передачу, и вроде бы рассказывают об иконах, вроде бы рассказывают о молитве, о храмах... но рассказывают исключительно с культурологической стороны, рассматривая икону лишь как произведение искусства, как работу какого-то мастера, а не как образ Бога или угодника Божия. Вот это и есть закваска саддукейская!

Побережёмся же мы, братья и сестры, этой закваски, не будем родом лукавым и прелюбодейным, ищущим знамения, не будем надеяться на князей и сынов человеческих, а возложим упование на Господа Бога своего, сотворшего небо и землю, Ему же слава во веки! Аминь.

Дата публикации: 21 августа 2007 года

Электронная версия: © Игумен Валериан. Проповеди, 2007


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии