» » » » Правда о хлыстовстве и хлыстах.

Правда о хлыстовстве и хлыстах.

11 августа 2011, 6 292, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

Хлыстовство - это учение о слиянии с Богом через чередование экстатических практик, подобных индуистской Тантре, и крайнего аскетизма, что в конечном итоге должно привести к пониманию иллюзорности всего "плотского". Формально возникло оно в середине XVII века, основателем был Данила Филиппович (т.н. "Саваоф"). На раскол он отреагировал так: свез телегу старых и новых книг к берегам Оки, свалил в воду и сказал, что "таперича не читать надо, а трястись". Однако сама концепция хлыстовства - не русская и не европейская. Ее корни уходят к критским и малоазийским мистериям Великой Матери (каковую у хлыстов заменяла Богородица), и родственные черты прослеживаются у суфиев, йезидов, трубадуров (наследников малоазийских еретиков, переселившихся в Прованс). Можно предположить, что поклонение Великой Матери, Богине Жизни и Смерти, соединение с которой через удовольствие и боль становится залогом самообожествления, существовало на территории нашей страны еще до заселения ее славянами.

 

Интересно, что многие черты культа Великой Матери унаследовал библейский Единый Бог. Видимо, поэтому хлыстовство, враждебное официальной церкви, одновременно было основано на фундаменте христианства, а не язычества. Западное масонство, абсолютно не связанное с русским оккультизмом, также называло членов своих лож "детьми Вдовы".

 

Хлысты́, или христововеры — одно из старейших русских внецерковных религиозных течений (сект), экстатическая разновидность духовных христиан, возникшая в сер. XVII века средиправославных крестьян. Самоназвание — "люди Божьи", "Христова вера". В современной религиоведческой литературе как равнозначные используются термины "хлысты" ("хлыстовщина") и "христововеры" ("христовщина"). Наименование "хлысты" происходит от встречавшегося в их среде обряда самобичевания или от видоизмененного слова "христы", т. к. официальные духовные лица считали неприличным в названии секты употреблять имя Иисуса Христа.

 

В России имеются небольшие общины хлыстов в Тамбовской, Самарской и Оренбургской областях, на Северном Кавказе. 

 

В вопросе о происхождении хлыстов можно выделить следующие точки зрения. Во-первых, это представление о влиянии западно-европейских протестантских мистических сект и масонства. Во-вторых, гипотеза более раннего южного влиянияболгарских богомилов, а через них ещё более древнего манихейства. В-третьих, взгляд на хлыстов как русское самобытное явление, генетически связанное со славянским язычеством и эзотеризмом. Наконец, в-четвёртых, это точка зрения также признающая самобытное происхождение хлыстов, но связывающая их с христианскими явлениями религиозной жизни XVII века: преимущественно, русской православной традицией исихазма с идеей "обожения" и радикальными толкамистарообрядчества.

 

Несмотря на то, что в песнях хлыстов есть указания на деяния их учителей ещё во времена Дмитрия Донского и Ивана Грозного, основателем секты ими же считается крестьянин Костромской губернии Данила Филиппович (Филиппов). Предание гласит, что в 1645 году в Стародубской волостиМуромского уезда Владимирской губернии, в приходе Егорьевском, на горе Городина, сокатил на землю сам Господь Саваоф и вселился в плоть Данилы Филипповича и дал людям 12 новых заповедей. В дальнейшем Данила Филиппович жил в Костроме и умер на сотом году жизни 1 января 1700 года. Так как по учению хлыстов Саваоф сошёл на землю лишь однажды, то преемники Данилы Филипповича были уже «Христами» (помимо христов-преемников в каждой общине также были свои христы). Первым Христом стал Иван Тимофеевич Суслов, проживавший в селе Павлов ПеревозНижегородской губернии. Второй Хистос — Прокопий Данилович Лупкин, живший сначала в Нижнем Новгороде, а позднее в Москве. При Христах были и «Богородицы»: имя первой не известно, а вторую звали Акулина Ивановна. В 1716, 1721 и 1732 годах были возбуждены первые судебные дела охлыстах. В 1739 году Сенат постановил выкопать и сжечь тела Ивана Суслова и Прокопия Лупкина, ранее похороненные в Московском Ивановском женском монастыре, в котором они пользовались влиянием среди монашествующих

.

Вероятно, движение хлыстов с самого начала не было жестко централизовано, являясь своего рода ассоциацией независимых общин. Но, начиная со второй половины XVIII века в среде хлыстов появляются обособленные течения, признающие Христом лишь своего единственного руководителя и четко отделявшие себя от иных общин.

 

Община хлыстов, называемая "кораблем" (так якобы называл христианскую общину не то Христос, не то св. Петр), возглавлялась "Богородицей", надзиравшей за отправлением ритуалов, "Саваофом", инициировавшим и проводившим ритуалы, и "Духом Святым" - медиумом, как правило - ребенком. Хлысты провозглашали "вседозволенность" и полное удовлетворение "страстей"... но только во время "радений", "великих деяний" или "особых ночей" - так назывались дни ритуальных оргий. Все остальное время следовало проводить в смирении, труде и размышлениях о тайнах бытия и собственном несовершенстве. Эта последовательность должна была привести к освобождению истинной сущности человека - "искры божией", к обретению изначального ангелического образа, утраченного Адамом и Евой.

 

На "радениях" практиковались самобичевание, нанесение себе кровоточащих ран, пляски (наподобии дервишских), групповой секс - "свальный грех" - , в котором принимали участие все желающие члены общины, не взирая на возраст. Само название "хлысты", по одной из версий, происходит от слов, выкрикиваемых "Саваофом" в начале "радения", когда он бил плетью или бичом свою паству: "Хлыщу, хлыщу! Христа ищу!". Все это сопровождалось пением переделанных на мистический лад псалмов и православных молитв, в которых упоминались как Бог, Христос и ангелы, так и различные демоны, символизировавшие "грехи" и "страсти", которые следовало преодолеть на пути к самообожествлению. Кстати, самообожествление хлысты понимали как окончательное слияние с Богом (или Богородицей?), т.е. при всей экстравагантности их учения они не выходили за рамки авраамизма, и были чужды как языческой идее о божественной индивидуальности, так и сатанинскому отрицанию идеи бога. Об этом свидетельствует и то, что фактической целью хлыстов было "изнашивание" физического тела с одновременным угасанием "страстей", что должно было привести к идеалу ранних христиан и позднейших монахов великой схимы - победе над "чином бытия", отрицанию всего естественного ради слияния с Высшей Сущностью.

Хлысты учат, что существуют небо и земля, мир духовный и мир материальный, первый создан Богом, второй - Сатаной. Небес семь. На седьмом небе обитают Святая Троица,Богородица, архангелы, ангелы и святые угодники. Что такое Троица, архангелы и ангелы, хлысты не разъясняют. Можно думать, что под этими названиями они разумеют не лица, а только нравственные свойства, различные проявления одного и того же божественного существа. С этим взглядом у хлыстов соединяется учение о воплощениях Божества в человека, раскрываемое у них с особенной подробностью. По учению хлыстов, Бог может воплощаться в людей неопределенное количество раз, смотря по надобности и нравственному достоинству людей. В Даниле Филиппове воплотился Бог Отец «Саваоф», в Суслове, Лупкине и других — Сын Божий, Христос; на многих «накатывает» Дух Святой. Воплощения Божества в человека идут непрерывно: за одним христом является другой. Воплощение Христа может совершаться путем естественной передачи Христом своего духа сыну своему по плоти; но чаще воплощение Христа достигается через продолжительный пост, молитву и добрые дела в хлыстовском смысле.

 

В целом хлысты провозглашают строгий аскетизм, пищевое и половое воздержание. Человеческое тело греховно и есть наказание за первородный грех. По некоторым свидетельствам признается переселение душ. Отрицаются священники, святые, государство, священные книги, т.к. ещё Данила Филиппович собрал все книги и утопил в Волге, заповедовав верить только в Святой Дух.

 

Хлысты не признают церковную обрядность, хотя в целях конспирации могут посещать православные церкви. Богослужения хлыстов (радения) проходят ночью и состоят в самобичевании, кружении, при котором они доходят до состояния экстаза. Иногда они заканчивались сексуальными оргиями, что не вполне достоверно. Во время радений исполнялись собственные духовные песни, являющиеся важным источником для понимания мировоззрения хлыстов.

 

В начале XIX века среди высших слоев России распространилось увлечение масонством и мистицизмом, в т.ч. хлыстовским. Хлыстам симпатизировали масон, издатель "Сионского Вестника" А. Ф. Лабзин, художник В. Л. Боровиковский и даже обер-прокурор Святейшего Синода, позднее министр духовных дел и народного просвещения, председатель Библейского общества А. Н. Голицын. Чиновник и писатель П. И. Мельников (Печерский) помимо антисектантских исследований написал о быте хлыстов роман "На горах". Исследователинароднического и социал-демократического толка искали в религиозных диссидентах, в т.ч. хлыстах, опору для борьбы с самодержавием. Философ В. В. Розанов написал книгу "Апокалиптические секты: хлыстовство и скопчество" и сам участвовал в хлыстовском общем чаепитии. О своих хлыстовских годах рассказывал поэт Н. А. Клюев. Существует неподтвержденное фактами мнение о принадлежности к хлыстам Григория Распутина.

 

«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас...ибо восстанут лжехристы и лжепророки... чтобы прельстить, если возможно, и избранных» (Мф. 24; 4, 24)


 

Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2018    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1 2
3 4 5 6 7 8 9
10 11 12 13 14 15 16
17 18 19 20 21 22 23
24 25 26 27 28 29 30
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии