Главная >Информ-листок> Православное погребение и поминовение усопших христиан

Православное погребение и поминовение усопших христиан


1 ноября 2011. Разместил:TATIANA

 Погребение православного христианина


Смерть — это последний земной удел каждого человека, после смерти душа, разлучившись с телом, предстает на суд Божий. Верующие во Христа не хотят умереть с нераскаянными грехами, ибо в загробной жизни они станут тяжелым, мучительным бременем. Из многих вопросов, которые можно себе задать, едва ли не самый важный — вопрос о том, как лучше приготовиться к смерти. К тяжело больному надо пригласить священника, который его исповедует и причастит, совершит над ним таинство соборования. В самый момент смерти человек испытывает тягостное чувство страха, томления. При выходе из тела душа встречает не только Ангела-хранителя, данного ей в Святом Крещении, но и бесов, ужасный вид которых приводит ее в трепет. Для умиротворения мятущейся души родные и близкие человека, уходящего из этого мира, могут сами прочитать над ним отходную — в Молитвослове это собрание песен-молитв называется "Канон молебный при разлучении души от тела". Канон заканчивается молитвой от иерея (священника), глаголемой (читаемой) на исход души, о разрешении ее от всяких уз, освобождении от всякой клятвы, о прощении грехов и упокоении в обителях святых. Эту молитву положено читать только священнику, поэтому, если канон читали миряне, — молитва опускается.

Трогательные обряды, совершаемые Православной Церковью над умершим христианином, — не просто торжественные церемонии, зачастую изобретаемые человеческим тщеславием и ничего не говорящие ни уму ни сердцу, а напротив того: они имеют глубокий смысл и значение, поскольку основаны на откровениях святой веры (то есть открыты, завещаны Самим Господом), известных еще от апостолов — учеников и последователей Иисуса Христа. Погребальные обряды Православной Церкви несут утешение, служат символами, в которых выражается мысль о всеобщем воскресении и будущей бессмертной жизни.

 

Закон смерти непреложен. Приходит смерть, и душа человека разлучается с его телом. Понять и уразуметь до конца явление смерти невозможно. Как таинственно и непостижимо для ума происходит соединение души и тела в утробе матери, так равно таинственно бывает и их разъединение.

 

Погребение человека во все времена сопровождалось приличествующими сему событию обрядами. Посредством погребальных обрядов живые надеялись облегчить умершему переход в иной мир и сделать его пребывание там по возможности счастливым. Естествен но, что эти обряды отражали те представления о загробной жизни, какие имели совершавшие их люди.

 

Ту же цель преследует и обряд погребения Православной Церкви. В краткой статье нет возможности достаточно полно раскрыть все подробности и глубокий смысл составляющих его богослужебных действий и молитвословий. Мы рассмотрим лишь общие правила погребения православного христианина, а также обратим внимание на обычаи, ничего общего с христианским представлением о загробном мире не имеющими, но, к сожалению, часто встречающимися в повседневности.

 

Православные христиане издревле оказывают особое внимание останкам усопших братии по вере, ибо тело человека — это освященный благодатью Таинств храм живущего в нем духа (1 Кор. 6, 19). После кончины тело усопшего омывают чистой водой, облекают в чистые одежды и полагают во гроб. И гроб, и сами останки предварительно кропят святой водой. Усопшего покрывают белым покрывалом — саваном, на лоб кладут венчик — бумажную ленту с изображением Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи. Бумажный венчик символизирует тот неувядающий венец славы (1 Пет. 5, 4), который Господь обещал любящим Его и исполняющим Его заповеди. В руки усопшему кладут небольшую икону или крест.

 

Обычай полагать в гроб с умершим платки, очки и прочие предметы, которыми он пользовался при жизни, является языческим суеверием и никакой пользы его душе не приносит.

 

До отпевания над телом усопшего принято непрерывно читать Псалтирь и совершать панихиды. Псалтирь может читать любой христианин, обладающий к тому необходимыми навыками. Но приличнее пригласить для исполнения этого обряда человека, имеющего церковное благословение.

 

Перед выносом усопшего из дома его родственники, если у них есть достаточно усердия, могут пригласить священника, который совершит у гроба панихиду и, возглавив погребальную процессию, проводит останки до храма, где и должно быть совершено собственно отпевание.

 

Во время движения процессии некоторые делают остановки на перекрестках. Раньше во время таких остановок священник совершал краткие литии — моления о упокоении души усопшего. Они, собственно, и служили причиной остановок.

 

Совершенно бессмысленным является обычай бросать под ноги идущим пшено или иную крупу. Ни к чему переворачивать табуретки или скамейки, на которых стоял гроб. Бросать же вслед похоронной процессии землю, как это делается в иных местах, — просто кощунство. Неужели усопший не заслужил от нас на прощание ничего более, кроме кома грязи!

 

Все эти языческие обычаи про диктованы суеверным страхом: а вдруг покойник «вернется» и «заберет» еще кого-нибудь. Какое великое заблуждение и какой великий грех думать, что жизнь и смерть человека зависят от вовремя перевернутой табуретки.

 

Отпевание должно совершаться в храме, куда для этого и приносят гроб с телом почившего христианина. Так называемое «заочное отпевание» разрешается лишь как исключение (отсутствие в окружающей местности храма, невозможность найти останки умершего и тому подобное). В остальных случаях родственники почившего, если они не хотят прегрешить перед ним, должны совершить отпевание по обычаю Церкви: в храме, или хотя бы пригласить священника для отпевания на дом.

Часто спрашивают: могут ли нести гроб усопшего его ближайшие родственники? Да, могут. Более того, в некоторых областях России дети почитают своим священным долгом именно таким образом выразить свою любовь к умершим родителям, последний раз послужить им.

 

А вот ношение во время погребальной процессии венков — обычай неправославный. В наше время обилие цветов и венков при погребении служит чествованию земной жизни усопшего, питает тщеславие, гордость, вызывает у окружающих зависть и иные неподобающие чувства, а ведь во время последнего пути христианина нужно думать не о его заслугах, а молить Бога о прощении его грехов, которые при жизни вольно или невольно совершает каждый человек.

 

Совершенно неуместна при христианском погребении и музыка. В православном храме за богослужением музыка не употреблятся, не нужна она и при погребении, которое представляет собой богослужебный обряд. «Святый Боже, Святый крепкий, Святый бессмертный, помилуй нас!» — этими словами ангельского славословия сопровождается погребальное шествие. Оно как бы вводит душу усопшего в рай. Но что может чувствовать душа, когда последний земной путь ее оглашается пронзительными звуками труб, так напоминающими рев адского пламени!

 

Если храм, в котором совершалось отпевание, находится при кладбище, то проститься с почившим уместно именно в храме. За тем гроб закрывают крышкой, и погребальная процессия движется к месту захоронения. Впереди несут крест, который затем будет установлен на могиле, за крестом следует священник с кадилом, далее несут гроб, за гробом — родные и близкие усопшего. У могилы священник совершает литию, и под звуки церковных песнопений тело предается земле. Первым со слова ми: «Господня земля и исполнение ея, вселенныя и вси живущий на ней» — бросает землю священник, изображая при этом на крышке гроба крест. В отсутствие священника это может сделать кто-либо из благочестивых мирян, используя землю, благословленную священником в храме.

 

Бросать в могилу металлические деньги не следует — это обычай языческий. Ошибочным является мнение, что живые цветы обязательно нужно убрать из гроба. Можно оставить с усопшим и икону, хотя в некоторых местах икону эту принято забирать и приносить в храм, где она находится в течение сорока дней по кончине.

 

После погребения обычно бывает поминальная трапеза. Она начинается с молитвы об упокоении души усопшего, молитвой и заканчивается. В постные дни стол должен быть постный. Водка и другие алкогольные напитки исключаются полностью. Смысл слова «помянуть» — вспомнить добродетели, которыми обладал усопший, и помолиться о прощении его грехов. У нас, к сожалению, устроители «поминок» стараются удивить всех обилием за куски и питья, тогда как для души усопшего гораздо полезнее обилие молитв о нем.

 

Вообще же порой приходится удивляться, с какой скрупулезностью люди, далекие от веры и Церкви, стараются исполнить все известные им обычаи, связанные с погребением. Они забывают (или не знают?), что главное — это не «правильно» похоронить, а правильно подготовить человека к смерти, сделать так, чтобы кончина его была христианской, чтобы предстал он пред Господом с очищенной от греховной грязи душой. Церковь молится о «в вере и покаянии скончавшихся», а значит самое важное, чтобы перед кончиной человек покаялся в совершенных им в течение жизни грехах и причастился Святых Христовых Тайн. Только в этом случае православный обряд погребения будет иметь полный смысл.

 

Следует знать, что умышленные самоубийцы лишаются христианского погребения. Самоубийство, совершенное обдуманно и сознательно. Церковь признает столь же тяжким грехом, как и убийство. Жизнь каждого человека есть драгоценный дар Божий. Следовательно тот, кто самовольно лишает себя жизни, кощунственно отвергает этот дар. Это в особенности должно сказать о христианине, жизнь которого вдвойне есть дар Божий — и по естеству, и по благодати искупления. Налагающий на себя убийственную руку христианин вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Само собой понятно, что такое деяние может быть плодом только полного неверия и отчаяния в Божественном Промысле, без воли которого, по евангельскому слову, и волос не упадет с головы верующего. А кто чужд веры в Бога и упования на Него, тот чужд и Церкви. Она смотрит на вольного самоубийцу как на духовного потомка Иуды предателя, который, отрекшись от Бога и Богом отверженный, «шед удавился». Поэтому по церковным канонам сознательный и вольный самоубийца лишается церковного погребения и церковного поминовения.

 

Если самоубийство совершено в припадке безумия, то отпевание такого человека совершается обычным порядком.

 

Само собой разумеется, что не отпевают в Церкви людей некрещеных. Но молиться о них можно — в простоте сердца, вручая посмертную участь скончавшихся вне познания Бога истинного бес предельному милосердию Божию, и просить Господа, чтобы Он, од ному Ему известными судьбами, явил и им Свое милосердие и, на сколько угодно Ему будет, даровал бы им ослабу и успокоение.

 

Преданием усопшего земле не заканчивается забота Церкви о нем. Церковь продолжает возносить молитвы об упокоении его души. В Православной Церкви этот обычай так же древен, как древне и само основание, по которому совершается поминовение усопших. В постановлениях Апостольских находятся как молитвы за усопших, так и указание на дни, в которые особенно прилично поминать усопших, а именно: третий, девятый, сороковой по кончине. Отцы и учители Церкви, изъясняя смысл поминовения усопших и показывая истинный образ его, часто свидетельствуют, что поминовение усопших есть апостольское установление, что оно соблюдается во всей Церкви и что Божественная литургия за умерших, или принесение о спасении их бес кровной жертвы, есть самое сильное и действенное средство к испрошению усопшим милости Божией.

 

 

"Помяните мя пред Господом."

Поминальная трапеза

В православной традиции вкушение пищи – продолжение богослужения. С первохристианских времен после посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие, то есть поминки – это своего рода христианская милостыня для собравшихся.

 

Благочестивый обычай за трапезой поминать умерших известен очень давно. Но, к сожалению, многие поминки превращаются в повод для родственников собраться вместе, обсудить новости, вкусно поесть, тогда как православные христиане и за поминальным столом должны молиться об усопших.

 


Предварять трапезу нужно молитвой, например прочитать 17-ю кафисму из Псалтири или совершить литию - краткий чин панихиды, который может быть совершен мирянином. В крайнем случае, нужно хотя бы прочитать 90-й псалом и молитву "Отче наш".

 

Первым блюдом, которое вкушается на поминках, является коливо (кутья) - отваренные зерна крупы (пшеницы или риса) с медом и изюмом. Если кутья не была освящена, то нужно окропить её святой водой.

 

Если поминики совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.


От вина, а тем более от водки на поминальной трапезе нужно воздержаться. Вином усопших не поминают. Вино - символ земной радости, а поминки - повод для усиленной молитвы о человеке, который может тяжко страдать в загробной жизни.


За столом нужно вспоминать усопшего, его добрые качества и дела (отсюда и название - поминки).


Не нужно убирать со стола вилки - в этом нет никакого смысла. Обычай ставить на стол столовый прибор "для усопшего" или хуже перед портретом ставить водку в стакане и кусок хлеба, является пережитком язычества и не должен соблюдаться в православных семьях. Много существует и других странных обычаев, но главное, о чем мы должны всегда помнить: наша жизнь и смерть зависят не от каких-либо примет, а находятся в руках Божиих.


А вместо расхожей атеистической фразы: "Пусть земля ему будет пухом", помолитесь кратко: 
"Упокой, Господи, душу раба Твоего новопреставленного, и прости ему вся согрешения его вольная и невольная и дáруй ему Царствие Небесное". 
или: 
"Упокой, Господи, душу рабы Твоей новопреставленной, и прости ей вся согрешения ея вольная и невольная и дáруй ей Царствие Небесное".


Молитву эту нужно совершать перед тем как приступить к очередному блюду.

 

 

Почему надо молиться об усопших

Наши отношения с ближними не прекращаются после их смерти. Смерть прерывает только видимое общение с ними. Но в Царстве Христовом смерти нет, а то, что мы называем смертью, есть переход из временной жизни в вечную.


Наши молитвы о усопших - это продолжение наших отношений с ближними. Мы, верующие в то, что наши усопшие не умерли, веруем и в то, что Премилосердный Господь по молитве нашей простит души, умершие хотя и во грехах, но с верой и надеждой на спасение.

 


Церковь - это живой организм, по выражению апостола Павла, Тело, Главу которого составляет Сам Господь Иисус Христос.


К Церкви принадлежат не только верующие, живущие на земле, но и те, кто скончался в правой вере.


Между живыми и усопшими должно происходить живое, органическое единение, - ведь и в живом организме все члены связаны друг с другом, каждый исполняет что-либо для жизнедеятельности всего организма.


Наша обязанность - заботиться о тех членах Церкви, которые окончили свое земное существование, и нашей молитвой облегчить состояние усопших.


Многие перед смертью не успели сподобиться таинства покаяния и святого причащения, умерли неожиданной или насильственной смертью. Усопшие уже не могут сами покаяться, дать милостыню. Только принесение о них Бескровной Жертвы, молитвы Церкви, милостыня и благотворение за них могут облегчить их загробную участь.


Поминовение усопших прежде всего составляет молитва за них - домашняя, и особенно церковная, соединенная с принесением бескровной жертвы на Божественной литургии.


"Когда весь народ и священный лик стоит с воздаянием рук, и когда предлежит страшная жертва, то как не умолим Бога, прося за умерших?" - пишет святитель Иоанн златоуст.


Но кроме молитвы о усопших мы должны всячески проявлять милость и совершать благотворения, потому что "милостыня от смерти избавляет и может очищать всякий грех" (Тов. 12, 9).


Святитель Иоанн Златоуст советует: "Почти умершего милостынями и благотворениями: ибо милостыня служит к избавлению от вечных мук".


Преподобная Афанасия, сказав, что "если грешны души усопших, то за благотворения живых в память их приемлют от Бога отпущение грехов", добавляет: "если праведны, то благотворительность за них служит к спасению самим благотворителям".


Поэтому необходимо, чтобы за наших усопших как можно чаще возносилась молитва и Бескровная Жертва.


Принесение за умерших Бескровной Жертвы облегчает их участь, хотя бы они были уже и в аду, ибо Бескровные Дары, приносимые к жертву, пресуществляются в Плоть II Кровь Христовы, так что Он Сам приносится в жертву ради спасения нашего.

 

Как правильно поминать усопших

Обычай поминать усопших встречается уже в Церкви ветхозаветной.


С особой ясностью о поминовении усопших упоминают Постановления Апостольские. В них мы находим как молитвы за усопших при совершении евхаристии, так и указание на дни, в которых особенно необходимо поминать усопших: третий, девятый, сороковой, годовой.


Таким образом, поминовение усопших - это апостольское установление, оно соблюдается во всей Церкви и литургия за усопших, принесение о спасении их Бескровной Жертвы есть самое сильное и действенное средство к испрашению усопшим милости Божией.


Церковное поминовение совершается только о тех, кто был крещен в православной вере.

 


Панихиды по самоубийцам, а также по не крещенным в православной вере, не совершаются. Тем более эти лица не могут быть поминаемы на литургии. Святая Церковь возносит непрестанные молитвы об отшедших отцах и братьях наших при всяком богослужении и особенно литургии.


Но кроме этого Святая Церковь творит в определенные времена особое поминовение всех от века преставлыпихся отцев и братий по вере, сподобившихся христианской кончины, равно и тех, которые, быв застигнуты внезапной смертью, не были напутствованы в загробную жизнь молитвами Церкви. Совершаемые при этом панихиды называются вселенскими.


В субботу мясопустную, перед сырной неделей, накануне воспоминаний Страшного суда, мы молим Господа, чтобы Он явил Свою милость всем усопшим в день, когда наступит Страшный суд.


В эту субботу Православная Церковь молится о всех усопших в Православной вере, когда бы и где бы ни жили они на земле, кем бы ни были по своему социальному происхождению и положению в земной жизни.


Молитвы возносятся о людях "от Адама до днесь усопших в благочестии и правой вере".


Три субботы Великого Поста - субботы второй, третьей, четвертой недель Великого поста - установлены потому, что во время преждеосвященной литургии не бывает такого поминовения, какое совершается во всякое другое время года. Чтобы не лишить умерших спасительного предстательства Церкви, и установлены эти родительские субботы. Церковь во время Великого поста ходатайствует об усопших, чтобы и им Господь простил грехи и воскресил их в жизнь вечную.


В Радоницу - вторник второй седмицы по Пасхе - с усопшими делятся радостью Воскресения Господа, в надежде воскресения и наших усопших. Сам Спаситель сошел во ад проповедать победу над смертью и извел оттуда души ветхозаветных праведников. От этой великой духовной радости день этого поминовения и носит название "радуница", или "радоница".

 


Троицкая родительская суббота - в этот день Святая Церковь призывает нас совершать поминовение усопших, чтобы спасительная благодать Святого Духа очистила грехи душ всех от века усопших праотцов, отцов и братий наших и, ходатайствуя о собрании всех в Царство Христово, молясь об искуплении живых, о возвращении пленения душ их, просит "упокоить души прежде отшедших на месте прохлаждения, яко не мертвии восхвалят Тя, Господи, ниже сущий во аде исповедания дерзнут принести Тебе: но мы, живые, благословим Тя и молим, и очистительный молитвы и жертвы приносим Тебе о душах наших".


Димитриевская родительская суббота - в этот день совершается поминовение о всех православных убиенных воинах. Оно установлено святым благоверным князем Димитрием Донским по внушению и благословению преподобного Сергия Радонежского в 1380 году, когда он одержал славную, знаменитую победу над татарами на Куликовом поле. Поминовение совершается в субботу перед Димитриевым днем (26 октября по старому стилю). Впоследствии в эту субботу православные христиане стали творить поминовение не только воинов, за веру и отечество положивших свою жизнь на поле брани, но вместе с ними и за всех православных христиан.


Поминовение усопших воинов совершается Православной Церковью 26 апреля (9 мая по новому стилю), в праздник победы над фашистской Германией, а также 29 августа, в день Усекновения главы Иоанна Предтечи.


Обязательно надо поминать усопшего в день его смерти, рождения и именин.


Дни поминовения надо проводить чинно, благоговейно, в молитве, благотворении нищим и близким, в размышлении и о нашей смерти и будущей жизни.

 


Правила подачи записок "О упокоении" такие же, как и записок "О здравии".


"На ектений же больше поминаются новопреставленные или значительные строители обители, и то не более одно или два имя. Но проскомидия самое важное поминовение, ибо вынутые части за усопших погружаются в кровь Христову и очищаются грехи сею великою жертвою; а когда случается память кого из родных, то можешь подать записку и помянуть на ектении", - писал в одном из писем преподобный Макарий Оптинский.

 

ПАМЯТКА 
для желающего подать записку о усопших


      1. Записки надо подавать до начала литургии. Лучше всего записки о поминании подать вечером или рано утром, до начала службы. 
    2. Вписывая имена усопших, поминайте их в процессе писания с искренним желанием им блага, от чистого сердца, стараясь припомнить того, чье имя вы вписываете - это уже молитва.
     3. Записка должна содержать не более пяти-десяти имен. Если вы хотите помянуть многих своих родных и близких - подайте несколько записок.
     4. Имена должны быть написаны в родительном падеже (отвечать на вопрос "кого?").
     Первыми указываются имена архиереев и иереев, причем указывается их сан - например, "о упокоении" епископа Тихона, игумена Тихона, иерея Ярослава, затем пишите своих родных и близких.

     5. Все имена должны быть даны в церковном написании (например Георгия, а не Юрия) и полностью (например Александра, Николая, но не Саши, Коли),
     6. В записках не указываются фамилии, отчества, звания и титулы, степени родства.
     7. Ребенок до 7 лет в записке упоминается как младенец - младенца Иоанна. 

    8. В записках "О упокоении" усопший в течение 40 дней по кончине именуется "новопреставленный". Допускается в записках "О упокоении" написание перед именем "убиенный", "воин", "приснопамятный" (день смерти, день именин усопшего).
     Записки на панихиду, которые совершаются после окончания литургии, подаются отдельно.


 

«Истинно, истинно говорю вам: слушающий слово Мое и верующий в Последовшего Меня имеет жизнь вечную, и на суд не приходит, но перешел от смерти в жизнь. Истинно, истинно говорю вам: наступает время, и настало уже, когда мертвые услышат глас Сына Божия и, услышав, оживут» (Ин. 5, 24 — 25).

 

«Наступает время, в которое все, находящиеся во гробах, услышат глас Сына Божия; и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делавшие зло — в воскресение осуждения» (Ин. 5, 28 — 29).

 

«Воля пославшего Меня Отца есть та, чтобы из того, что Он Мне дал, ничего не погубить, но все воскресить в последний день. Воля пославшего Меня есть та, чтобы всякий, видящий Сына и верующий в Него, имел жизнь вечную; и Я воскрешу Его в последний день» (Ин. 6,39 — 40).

 

«Не хочу же оставить вас, братия, в неведении об умерших, дабы вы не скорбели, как про чие, не имеющие надежды. Ибо, если мы веруем, что Иисус умер и воскрес, то и умерших в Иисусе Бог приведет с Ним» (1 Фес. 4, 13 - 14).

 

«Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть через человека, так через человека и воскресение мертвых. Как в Адаме все умирают, так и во Христе все оживут» (1 Кор. 15, 20 - 22).

 

«Никто из нас не живет для себя, и никто не умирает для себя; а живем ли — для Господа живем; умираем ли — для Господа умираем: и потому, живем ли или умираем, — всегда Господни. Ибо Христос для того и умер, и воскрес, и ожил, чтобы владычествовать и над мертвы ми и над живыми» (Рим. 14, 7 - 9).

 

Преподобный Ефрем Сирин: «По гласу Сына распадутся гробы, восстанут мертвые и воспоют хвалу. Новое солнце воссияет над умершими, и из гробов своих вознесут они хвалу Христу. Христос, снисходивший для нашего искупления, придет и для нашего воскресения.»

 

Святитель Григорий Нисский: «Господь, соделавшись выкупом нашей смерти, собственным воскресением разрушил узы смерти и Своим вознесением поло жил путь всякой плоти и, будучи сопрестольным и равночестным Своему Отцу, в день Суда, по достоинству жизни, произнесет приговор над судимым.»

 

Преподобный Ефрем Сирин: «Как солнце не чужим светом рассеивает тьму, так в день воскресения праведники просветятся, ризою их будет свет, покровом их — сияние, и сами для себя соделаются они светозарными звездами.»

 

Преподобный Иоанн Дамаскин: «Таинники и самовидцы Слова, покорившие круг земной, ученики и Божественные апостолы Спасителя не вез причины, не напрасно и не вез пользы установили при страшных, пречистых и животворящих Таинах совершать поминовение о верных усопших, что от конец до конец земли владычествующая Апостольская и Соборная Церковь Христа и Бога твердо и Бес прекословно содержит с того времени и даже до ныне, и до кончины мира содержать будет. Ибо вера христианская, чуждая заблуждений, ничего бесполезного не приняла и не стала бы ненарушимо содержать во веки, но все полезное, Богоугодное и весьма спасительное.»

 

Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин: Всякая долговременность настоящей жизни кажется ничтожностью, когда посмотришь на продолжительность Будущей славы, и все скорби от созерцания Безмерного Блаженства уда ляются, как дым, истощившись до ничтожества, исчезнут и ни когда не явятся, как угасшая искра.

 

Преподобный Ефрем Сирин: Огненное море приводит меня в смущение и ужас, и трепещу по причине злых дел, какие совершены мною. Да послужит для меня мостом через оное Крест Твой, Сын Бога Живого; да от ступит со стыдом геенна пред Телом Твоим и Кровию Твоею и да буду спасен щедротами Твоими.

 

Святитель Афанасий Великий: Богоглаголивые апостолы, освященные учители и духовные отцы, по достоинству их, Будучи исполнены Божественного Духа и по мере вместимости приявшие исполнившую их восторга силу Его, Богодухновенными устами Богодухновенно учредили Литургии, молитвы и псалмопения и годичные воспоминания об усопших, каковое обыкновение благодатию человеколюбивого Бога даже доныне усиливается и распространяется от восток солнца до запад, на севере и юге, в честь и славу Господа господствующих и Царя царствующих.

 

Святитель Григорий Нисский: Ничего без рассуждения, ничего бесполезного не предано от Христовых проповедников и учеников и не принято повсеместною Церковию Божиею, но это есть дело весьма Богоугодное и полезное при Божественном и преславном Таинстве совершать поминовение о усопших в правой вере.

 

Ответы на вопросы относительно смерти, похорон, отпеванияправославных христиан.

Смерть ожидает каждого из нас, и все же мы часто желаем избежать мыслей о ней. По-христиански мы понимаем земную смерть, как ворота в вечную жизнь. Очень важно подготовить себя духовно и заранее совершить практические приготовления.

 

 

Вот немного информации о православных обрядах и подготовке похорон.

Почему важно подготовить похороны

- Это дает осознать значение жизни человека; 
- Это помогает сплотить семью и друзей в выражении чувства любви, горя и печали; 
- Это помогает семье и друзьям принять реальность смерти и преодолеть душевные страдания.

Подготовка похорон помогает ослабить боль. Готовясь теперь, Вы можете уменьшить напряжение и снять часть  будущего бремени с семьи и друзей.

Основной  вопрос при захоронении

Одно из самых важных решений в планировании похорон – что сделать с телом. Однако, для православного христианина нет никакого выбора: согласно святым канонам Церкви, тело покойного христианина должно быть возвращено земле. Кремация определенно запрещается. Тело помещается в гроб и опускается в могилу. Необходимо иметь участок на кладбище, оборудованную могилу или склеп (если требуется законом), и табличку или памятник с изображением Креста.

Донорство органов

Учение нашей Церкви не запрещает пожертвование органов после смерти человека. Напротив, Господь горячо одобряет отдание жизни за своих друзей (Иоанн 15:13). Он, конечно, приветствовал бы отдачу органов, необходимых  тем, чья жизнь может быть продлена и сохранена. В Автомобильном департаменте имеются специальные карты донора органов, которые подписывают в присутствии свидетеля и хранятся в вашем бумажнике или кошельке.

Православные похоронные обряды

Тайна, человеческое мучение, смысл потери, желание продолжения общения ... все это исстари в каждой культуре и эпохе находило свою форму ритуального выражения. Некоторые из этих форм были освящены в литургической жизни Церкви. Каждый должен помнить принятый в  Церкви обычай посещения могил покойных (Фомин вторник - Радоница) и обычай литургического поминовения.

Православные литургические обряды для смерти, похорон усопших, и их воспоминания следующие:

Служба на разрешение души от тела. Родственники или близкие друзья тяжело больного должны пригласить к его кровати священника (и певца), чтобы  была спета эта живая и духовно наполненная служба. 
Служба на разрешение души от тела при длительных страданиях умирающего. Вместе со священником, мы поем молитвы, испрашивая у Бога милостиво позволить Его рабу отойти в мире. 
Служба погребения умершего. По существу, это - служба Заутрени, с каноном и другими гимнами, очень напоминающими таковые из Заутрени Великой Субботы - похорон Христа. В идеале, этот обряд должен быть выполнен в церковном храме, с гробом, помещенным в середине храма. Однако, возможны исключения, и этот обряд может быть выполнен или в часовне похоронного бюро или в часовне кладбища. В любом случае, свяжитесь с вашим священником как можно скорее или проинструктируйте вашего распорядителя похорон, чтобы все детали похорон могли быть устроены в соответствии с традициями Церкви.

Панихида, Лития, Парастас, и т.д. Панихиду (также называемые Парастас, Лития или Трисагион) для покойного служат: 
- в похоронном бюро вечером перед похоронами; 
- в дни особого поминовения: 9-ый день, 40-ый день, ежегодные годовщины, родительские субботы. Так как эти дни известны, нужно заранее просить  вашего священника (так же как регента хора) совершить службу . 
- Лития (или Трисагион) для покойного может совершаться в конце почти любой службы. Однако, не положено петь Панихиду после воскресной Божественной Литургии (в любом случае, мы не хороним по воскресеньям): в нашем приходе мы обычно поем поминальные службы в субботу вечером, прямо перед Всенощной.

По традиции, когда мы совершаем поминальную службу, родственники или друзья покойного готовят блюдо сваренных зерен пшеницы или ячменя. Его подслащивают сахаром, медом, изюмом или другими сухими фруктами. Это коливо предлагается всем участникам службы в воспоминание слов Господа: "Истинно, истинно говорю вам: если пшеничное зерно, пав в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то принесет много плода." (Иоанн 12:24).

Кроме того, те, кто заказывает эту поминальную службу Господу, должны купить и раздать свечи духовенству, певцам, и всем молящимся. Освященные свечи символизируют нашу надежду на воскресение - что Христос, Свет Мира, восставит нас, соединив с Собою в Своем славном Втором пришествии. (Это - та же самая надежда, которую мы выражаем, когда  держим освященные свечи на Воскресной службе пасхальной ночью.)

Можно ли заказать Панихиду за наших умерших родственников и друзей, не бывших членами Православной Церкви? 

Строго говоря, нет. Не то, чтобы мы не можем молиться за них (мы можем и должны!), но сама служба целиком предназначена для молитв о почивших православных христианах.  Не следует "делать" православных из тех, кто не был и возможно не хотел бы быть православным! Так, что мы можем сделать? В Служебнике священника есть чин поминания неправославных христиан. Он не включает особые литании и гимны, которые  были бы не уместны, но содержит Псалмы и гимны, которые являются общим достоянием, а не предназначены специально для православных христиан.

 

Отпевание в Церкви

- Тело покойного, помещенное в гроб, несут – ногами вперед - в церковь для отпевания и устанавливают в центре храма  перед алтарем. 
- Гроб открыт и образ Христа, или святого покровителя помещен в руки покойного. 
- Венчик (с Трисагион (Трисвятым), напечатанным на нем) помещен на лоб покойного. 
- Ручной крест помещен в гроб около головы покойного. 
- Свечи распределены прихожанам, которые, получая свет от священника, сохраняют их горящими почти до самого конца службы. 
- После Отпуста и "Вечной Памяти," друзья подходят, чтобы сказать последнее «прости» покойному. Они могут поцеловать ручной крест, который положен сбоку гроба или икону, помещенную в руки покойного. Самым близким родственникам нужно дать возможность провести несколько минут с покойным одним. Потом гроб закрывают и несут из церкви к катафалку. Хор поет Трисвятое, и колокола тихо звонят. 
- Похоронный кортеж следует к кладбищу, где священник поет короткую погребальную службу.

Благословение креста на могиле

С дохристианских времен было общепринято отметить место похорон могильным холмом. Христианская церковь приняла эту традицию, благословляя могильный холмик победным знаком нашего спасения - святым животворящим крестом, который может быть изображен на могильном камне или установлен над могилой. Крест на могильном холмике помещен в ноги похороненного христианина, так, чтобы он оказался обращен лицом к Распятию.

Когда памятник установлен на могиле, родственники покойного приглашают приходского священника на кладбище совершить чин благословения креста.

Другие вопросы

Есть много вопросов и проблем, перед которыми могут оказаться родственники покойного. Например, они могут сделать особое убранство из цветов; гостевую книгу; открытки-извещения; молитвенные открытки; поминки (поминальную трапезу), и т.д. Всякий раз, когда возникают сомнения, не стесняйтесь спрашивать распорядителя похорон и вашего приходского священника: они понимают, что вы чувствуете и сделают все возможное, чтобы ослабить ваше бремя.

Они дадут вам совет относительно подарков или пожертвований, которые Вы можете сделать от имени покойного: это всегда добрая мысль - ознаменовать завершение земного странствия верующего, делая поминальное пожертвование в его церковь.

 

 

 

 


Вернуться назад