Главная >Информ-листок> Двунадесятые праздники месяца: Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (28 апреля)

Двунадесятые праздники месяца: Благовещение Пресвятой Богородицы (7 апреля) и Вход Господень в Иерусалим (28 апреля)


5 апреля 2013. Разместил:Татиана

 

Мы часто забываем, как важно смирение и послушание воле Божьей в нашей жизни, мы изменчивы в своих мнениях и не тверды в вере, не всегда следуем за Христом. Нам тяжело исполнять заповеди и идти по пути, который указал нам Господь. Насколько велико значение смирения в жизни православного христианина и принятия той воли, которую Господь ниспосылает каждому, напоминают двунадесятые праздники Благовещение Пресвятой Богородицы и Вход Господень в Иерусалим («Вербное воскресенье»). О них нам рассказывает настоятель одесского Свято-Варваринского храма протоиерей Вячеслав Софияник.


Праздник Благовещения – радость о начале спасения рода человеческого

Благовещение Пресвятой Богородицы – один из двунадесятых праздников, очень почитаемый в народе. Его история восходит к глубокой древности. Еще с первых веков христианства находим свидетельства о том, что верующие особо относились к этому празднику, потому что в нем почитается Пресвятая Богородица, Которая смогла воспринять в себя Христа Спасителя, пришедшего в этот мир, чтобы пострадать за всех людей и искупить человечество от первородного греха. И, как говорят святые отцы, женщиной Евой вошел грех в человеческую природу, а Пресвятой Богородицей мы избавляемся от этого греха, Она является началом нашего спасения. Благовещение празднуется 7 апреля (н. ст.), отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования Рождества Христова. В этот день всегда совершается полная Божественная литургия. Естественно, литургия – это всегда праздничное Богослужение, преисполненное радости, благодарения Бога. Самим совершением богослужения, его содержанием, Церковь подчеркивает торжественность этого праздника.

В празднике Благовещения Пресвятой Богородицы мы прежде всего воспоминаем ту благую весть о начале спасения рода человеческого, которую Архангел Гавриил принес Пресвятой Деве Марии, обрученной Иосифу. Юная Мария решила посвятить свою жизнь Богу, сохраняя девство, чистоту и служа Господу всей своей жизнью. После смерти ее родителей – праведных Иоакима и Анны – она была обручена своему дальнему родственнику – Иосифу. И как повествует Священное Писание, в момент благовещения в сердце Марии было некоторое смущение, потому как она не знала, каким образом может произойти то, о чем говорил Архангел: «как будет это, когда Я мужа не знаю?» (Лк 1:34). На что Архангел Гавриил ответил ей: «Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим» (Лк 1:35). И Мария ответила: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему» (Лк 1:38). То есть Пресвятая Богородица приняла волю, которую Господь ниспослал Ей. Может быть, Она до конца не осознавала, каким образом произойдет это воплощение, но понимала, что это будет совершено каким-то чудесным образом. Как учат святые отцы, зачатие Сына Божия у Пресвятой Богородицы произошло в тот момент, когда Она приняла волю Божию: тогда по слову Архангела Гавриила Дух Святой снизошел на нее и произошло чудо Боговоплощения.

Пример Пресвятой Богородицы: как важно смиренно принимать волю Господню

После Благовещения Пресвятая Богородица отправилась навестить святую праведную Елисавету, ибо она, как указал Архангел Гавриил, «зачала сына в старости своей, и ей уже шестой месяц» (Лк 1:36). Елисавета, будучи уже в летах преклонных и не имея детей, на протяжении долгих лет молилась, чтобы Господь даровал ей ребенка. И вот уже в таком престарелом возрасте она зачала ребенка – пророка и Предтечу Господнего Иоанна. Естественно, обычным образом, не так, как Пресвятая Богородица. И когда встреча Пресвятой Богородицы и святой праведной Елисаветы состоялась, то взыграл младенец во чреве ее, «и Елисавета исполнилась Святаго Духа, и воскликнула громким голосом, и сказала: благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего!» (Лк 1:41-42). Это еще более воодушевило и укрепило Пресвятую Богородицу в том послушании, которое Она проявила по отношению к явленной Ей воле Господней. В дальнейшем Пресвятая Богородица стала Заступницей, Ходатаицей рода человеческого, Она молится за каждого из нас и помогает нам.

Праздник Благовещения еще раз подчеркивает, насколько велико значение смирения в жизни православного христианина, насколько важно принимать ту волю, которую Господь ниспосылает каждому. И если человек воспринимает волю Божью со смирением, то он живет, достигая спасения своей души и принося пользу людям, с которыми он сообщается в силу тех или иных своих обязанностей. Поэтому в праздник Благовещения прежде всего мы стараемся подражать послушанию и чистоте, которые явила нам Пресвятая Богородица, и, конечно же, радуемся, что с этого дня началось спасение рода человеческого. Благовещение было первым шагом, за которым последовала цепочка событий, в результате которой, как повествуется в Новом Завете, стало возможно и Воскресение Господа нашего Иисуса Христа, и воскресение всех людей, верующих в Него.

Вход Господень в Иерусалим: Он приходит с миром, но люди его не принимают

Праздник Вход Господень в Иерусалим приближает нас к Пасхе и отделяет Великий пост от Страстной седмицы. В его основе – евангельские события. Когда Господь наш Иисус Христос приближается к Иерусалиму, то просит учеников привести Ему молодого осленка: «И когда приблизились к Иерусалиму и пришли в Виффагию к горе Елеонской, тогда Иисус послал двух учеников, сказав им: пойдите в селение, которое прямо перед вами; и тотчас найдете ослицу привязанную и молодого осла с нею; отвязав, приведите ко Мне (Мф 21:1-2). На этом осленке торжественно, как Царь, как победитель, входит Он в Иерусалим. В древние времена, если правитель въезжал в город на осленке, это означало, что он приходит с миром, а если на коне – это был знак объявления войны. Поэтому Господь, входя в Иерусалим на осленке, говорит о том, что Он несет мир. Но этот мир не был принят. Может быть, люди больше хотели войны, освобождения от завоевателей, возможно, бунта, и поэтому тихий мир, с которым Господь входит в Иерусалим, они, к сожалению, не приняли.

Но на тот момент многие люди встречают Его с пальмовыми ветвями, постилают Ему под ноги одежды свои и приветствуют: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21:9). Его встречают с большими почестями, потому как знают, что совсем недавно Он Своим словом воскресил Лазаря, который уже четыре дня пролежал в гробнице. Многие приветствуют Иисуса как Мессию, как освободителя, и, как повествует Священное Писание, это признание Христа Мессией породило зависть и тревогу в сердцах первосвященников, старейшин рода израильского, и поэтому они решили сделать все, чтобы избавиться от Христа. Когда Христос вошел в Иерусалимский храм, то обличил бывших там торговцев и меновщиков: они продавали голубей для принесения в жертву и меняли римские деньги на иудейские, которые можно было жертвовать в иудейском храме. Господь сказал им: «написано, – дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф 21:13). После Иисус возвращается в Вифанию, к другу Лазарю. И через некоторое время происходит предательство Иуды в Гефсиманском саду, осуждение Христа на смерть, Его побиение и Его крестные страдания.

Народ израильский ждал пришествия Мессии не только как Спасителя от грехов. В умах многих людей было представление, что Мессия должен быть тем человеком, который избавит их от власти римского владычества, сделает их народ независимым, то есть станет освободителем и земным царем. Поэтому когда они не услышали, что бы Господь призывал к каким-то переворотам, политическим действиям, то начали прислушиваться к мнению своих старейшин. И уже совсем скоро мы видим, что те же самые люди, которые торжественно встречали Христа как Мессию, уже кричали: «распни, распни Его!» (Лк 23:21) и говорили, что «кровь Его на нас и на детях наших» (Мф 27:25). Это очень страшные слова, выражающие всю ожесточенность сердца человеческого.

Изменчивость человеческого сердца: от «осанна Сыну Давидову!» до «распни, распни Его!»

Праздник Вход Господень в Иерусалим радостный, но в то же время вносит в наше сердце скорбь. Потому как, с одной стороны, люди приняли Христа, они восклицали Ему: «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21:9), в их сердцах вроде бы была вера, а с другой стороны, мы видим, насколько изменчиво бывает сердце человеческое. Оно поддается тем или иным внушениям извне, и бывает, что человек интересы сегодняшнего дня ставит выше голоса своей совести, выше своего спасения и единения с Богом.

Поэтому каждый православный христианин должен помнить, что он должен быть верным своей вере, что враг рода человеческого пытается сделать все, чтобы мы были такими же изменчивыми в своих мнениях, в своем жизненном стремлении. И даже если у человека в сердце есть православная вера, есть желание жить, исполняя заповеди Божии, все равно в некоторые моменты лукавый искушает его, пытаясь увести с истинного пути, вовлечь в пучину житейского моря, чтобы человек не думал ни о своей душе, ни о спасении, а лишь о куске хлеба, о каких-то материальных благах, богатствах и в этом видел цель своего существования. Это страшный грех для человека: если он начинает таким образом жить, то уподобляется бессловесным тварям, которые так проводят свою жизнь. Человек, как венец творения Божия, всегда достоин большего и высшего.

Народное название праздника – «Вербное воскресенье». Читая Священное Писание, христиане всегда пытались подражать тому доброму, что было в сердцах людей, окружавших Спасителя. И момент торжественной встречи, когда люди резали ветви фиников и постилали их под ноги Спасителю, нашел отражение и в нашей церковной жизни. Люди приходят в храм с вербными ветвями (это дерево раньше остальных пробуждается от зимнего периода), чтобы символически приветствовать Спасителя.

Люди несут в свои дома освященную вербу, принося эту радостную весть: Господь идет в мир, чтобы его спасти. В то же время верба является напоминанием, что не нужно быть похожими на тех людей, которые, постилая финиковые ветви под ноги Христу, через время изменили своей вере. И если человек пришел в храм освятить вербу, то он должен сохранить ее лишь со словами «осанна Сыну Давидову! благословен Грядущий во имя Господне! осанна в вышних!» (Мф 21:9). И ни в коем случае не уподобиться тем людям, которые затем кричали: «распни, распни Его!» (Лк 23:21). Святые отцы говорят, что своими грехами, своими похотями и страстями мы снова и снова распинаем Христа. И когда на протяжении всей Страстной седмицы, а затем на протяжении года освященная верба хранится в доме, она напоминает человеку о произошедшем событии и, может быть, удерживает его от тех или иных греховных поступков, которые, к сожалению, люди иногда допускают в своей жизни.

Подготовила Ирина Кондратьева


Вернуться назад