В последние годы Украина переживает нелёгкое время. Несомненно, тяжёлая эпидемия гриппа не может остаться не замеченной: карантин, паника, нестабильность оставляют существенный след на душевном и телесном состоянии нашего населения. Для того, чтобы прояснить создавшуюся ситуацию, мы решили обратиться к настоятелю Свято-Троицкого греческого Собора, протоиерею Виктору Петлюченко. Этот человек был свидетелем нелёгких испытаний, которые постигали страну в годы холеры и других эпидемий.
- Отец Виктор, как мы знаем, в последнее время эпидемия гриппа в Украине набирает большие обороты: началась паника, в связи с карантином закрыты школы, ВУЗы, учебные заведения и т.д. Неужели ситуация настолько серьёзна?
- Действительно, мы с вами стали не только свидетелями, но и участниками необычного времени. Времени особого испытания и больших искушений для верующих людей. Оно заключается в том, что, с одной стороны, человек боится за свою жизнь, а с другой, начинает даже сомневаться в помощи Божией, которая для него будет или не будет простерта. Вообще, православному христианину необходимо научиться отделять искушение от соблазна.
Само слово «эпидемия» латинского происхождение, означающее «всеобщность». В настоящий час ситуация вокруг эпидемиологической обстановки больше раздута, чем есть на самом деле – человек болел всегда. Каждый год происходят сезонные изменения: лета на осень, осени на зиму, а вместе с ними и ослабление иммунитета.
В Свято-Троицком соборе, нет никакой паники и растерянности, в других храмах, уверен, происходит тоже самое. Скажу больше: сегодня как раз Димитриевская родительская суббота – исторический день для нашего Отечества, я видел большое количество постоянных прихожан и все они без марлевых повязок на лице. Зашёл молодой человек в храм, перекрестился, сразу снял респиратор, будто переступил некую черту, после чего почувствовал себя в безопасности. Это очень показательно!
Касательно закрытия школ, ВУЗов, остальных учебных заведений - это свидетельство недостаточной внешней и внутренней дисциплины, необходимой для размеренной жизни.
Например, на днях я спросил у Высокопреосвященнейшего Агафангела: «Владыка, везде карантин, неужели Семинария также будет закрыта?». На что он ответил: «Нет, ни в коем случае!». В отличие от других учебных заведений, с понедельника, после традиционных осенних каникул, мы приступаем к регулярным занятиям.
- Средства массовой информации взывают не посещать общественные места, но ведь храмы являются именно таким местом. Как Церковь на это смотрит?
- Общественные мероприятия могут собирать людей с различными целями: если это массовое скопление неуправляемой молодёжи, где кто-то имеет шанс получить нож в бок или спину, тогда, конечно, это не безопасно. Но, если речь идёт о храмах, где люди собираются для общей молитвы – дело обратное. Вспоминаются слова 90-го псалма: «На руках возмут тя, да не когда преткнеши о камень ногу твою: на аспида и василиска наступиши, и попереши льва и змия»… Лев символизирует внешние нападения на человека, а змий – всевозможные эпидемии.
- В 1970 году Вы были свидетелем холеры, тогда власти запрещали ходить в храмы Божии?
- Помню нелёгкое время, тогда Одессу посетила холера, а до неё несколько раз и чума. Но вот что интересно: в 1970 году был разгул антирелигиозной пропаганды, продолжали закрывать храмы, на верующий народ совершалось гонение, особенно на часть её молодёжи. Молодых и детей не допускали к службам.
- 1970-й год похож на 2009-й?
- Он похож тем, что также звучали призывы не посещать церкви, запрещали брать благословение и целовать иконы, пугали возможностью заразиться. Я был свидетелем того, как перед покойным митрополитом Одесским – Сергием (Петровым) ставились угрожающие условия партийной власти, которая на то время всем руководила. Она дала следующее предписание: если хоть в одном храме будет обнаружен очаг холеры, то не только он будет закрыт, а и все остальные храмы в округе.
Все очень переживали… Но Митрополит сказал: «Не бойтесь, с нами Бог!». По архиерейскому благословению проводились регулярные богослужения, верующие приступали ко Святому Причастию. К удивлению медиков, православные христиане, которые прикладывались к святыням, принимали Тело и Кровь Христову из одной чаши, не боялись и болезнь обходила их стороной.
Требовалось соблюдение предупредительных мер, предосторожности в виде дезинфекции хлорной водой и так далее, но ничего этого не было в наших храмах. Господь благословил и пронёс испытания, оберегая любящих Его. Ведь с верой возможно многое! Она способна воскресить и дать необыкновенную силу, достигающуюся общей молитвой: родителей за детей или детей за родителей. Когда все мы молимся о едином Отечестве, происходят чудеса. В соборности наша сила.
- Грипп и тяжёлые болезни даются нам по попущению Божию? Возможно ли через их преодоление спастись, получить исцеление душевное и телесное?
- Церковь Христова и богословие говорит о том, что болезнь – это грех. Грех юности и неведения, не соблюдение 10 заповедей, закона Божия отдаляет от Господа и человек уходит на страну далече, как блудный сын или блудная дочь.
Господь посылая нам телесные испытания, через них дарует исцеление. Грех — источник недугов и смерти. Он делает жизнь неестественной, ведь естественно для нас не болеть.
Например, врачам, чтобы спасти жизнь человека, часто тоже приходится причинить боль во время операции. Даже, когда ноет зуб и человек всю ночь страдает, он готов идти к стоматологу, но как только боль прекращается, обо всём забывает. Только мудрые люди, понимающие к чему способна привести болезнь, - пересилит себя и пойдёт.
Человек не всегда способен ясно и чётко установить жизненные приоритеты: своё поведение, питание, распорядок дня и т.д. Важно уяснить какое место в его жизни занимает молитва – духовное укрепление. Закалка телесная невозможна без укрепления духа. Помню, однажды в Москве удалось побывать на Новодевичьем кладбище, где находилась огромная аллея спортсменов и, когда я увидел их возраст, то усомнился в словах «в здоровом теле – здоровый дух». Скажу обратное: «Где здоровый дух – там и здоровое тело!»
- Всегда ли болезнь посылается в виде наказания?
- Я бы хотел остановиться на слове «наказание». Церковно-славянское слово «наказание» не имеет ввиду возмездие (воздать за какой-либо грех или проступок). Наказание имеет ввиду научение. Не случайно вчера на парастасе, мы читали псалом пророка Давида: «…благости, наказанию и разуму научи меня».
Если посмотреть глубже на этимологию данного слова, то его корень — казать, (говорить). Поэтому болезнь не есть наказание, как таковое, а скорее научение. Господь иногда попускает телесные недуги для того, чтобы нас научить.
Помните библейкого персонажа Иова Многострадального? Он является величайшим праведником, образцом веры и терпения. Позавидовав его счастью, сатана перед лицом Бога стал утверждать, что Иов праведен и богобоязнен благодаря своему земному счастью, с потерей которого исчезнет и всё благочестие. Чтобы изобличить ложь, Бог позволил Иову испытать все бедствия земной жизни. Сатана лишает его богатства, слуг и детей, но это не поколебало Иова, тогда тот поразил тело праведника страшной проказой. И жена, и люди отвернулись.
Но Иов не роптал, неустанно верил в правду Божию. В конечном итоге безграничная вера победила нелёгкие испытания. Сатана потерпел поражение, а Бог исцелил Иова от проказы и обогатил вдвое больше прежнего. Вновь послал ему рождение семи сыновей и трёх дочерей: «И умер Иов в старости, насыщенный днями».
- Блаженнейший Владимир, митрополит Киевский и всея Украины в связи со сложной ситуацией в стране, благословил провести во всех православных храмах «Молебен во время губительного поветрия и смертоносныя заразы»?
- В нашем храме даже до благословения Блаженнейшего митрополита Владимира, по благословению Высокопреосвященнейшего митрополита Одесского и Измаильского Агафангела совершались такие молебны.
- Необходимо молиться и каяться?
Безусловно, молиться и каяться - самое главное! Молитва приближает к Богу, делая человека святее, а покаяние очищает и исцеляет.
- Отец Виктор, Ваше напутствие, пожелание или совет не только верующим, но и всему нашему народу?
Хочу пожелать неугошаемого Духа! Молитесь, веруйте и помните — с нами Бог!
Я бы хотел напомнить слова одного замечательного человека, духовника моего духовного отца (Митрополита Бориса (Вика)): «Украина, Россия и Беларусь — это и есть Святая Русь».
Желаю всем нам помнить о единстве. Тем более, что завтра Церковь чтит память святого великомученика Димитрия Солунского, который был покровителем святого князя Димитрия Донского, именно он повелел в ближайшую субботу от своего Дня Ангела, поминать павших воинов, погибших в Куликовской битве в 1380 году.
Родился отец Виктор 12 сентября 1940 года в городе Херсоне, в Украине. В 1964 году окончил Одесскую духовную семинарию. 26 апреля 1965 года, в Свято-Троицком храме Александрийского подворья г.Одессы епископом Белгород-Днестровским Антонием (Мельниковым) рукоположен во диакона, а 29 апреля того же года - во иерея, и туда же назначен на пастырское служение. В 1970 году - окончил Московскую духовную академию, с ученой степенью - кандидат богословия - за курсовое сочинение на тему: "История Элладской церкви в ХIХ и в первой половине ХХ столетия". С 1970 по 1975 год - проходил пастырское служение в Канаде, в городе Эдмонтоне. В 1971 году был членом Поместного Собора Русской Православной церкви от патриарших приходов в Канаде. 10 июня 1973 года - возведен в сан протоиерея. 20 августа 1975 года, по возвращении из Канады, митрополитом Херсонским и Одесским Сергием, протоиерей Виктор назначен помощником настоятеля Свято-Троицкой церкви Александрийского подворья. С сентября того же года - преподавателем Одесской духовной семинарии по предметам: Практическое руководство для пастырей, Общая Церковная история, Сектоведение и Сравнительное богословие. С 1976 года отец Виктор нес послушание помощника митрополита по внешней представительской деятельности, а в 1987 году назначается членом Епархиального Совета Одесско-Херсонской епархии.
Постановлением Святейшего Патриарха Алексия II и Священного Синода Русской Православной церкви, от 7 мая 1991 года, протоиерей Виктор Петлюченко назначается заместителем Председателя Отдела внешних церковных сношений и переводится в Москву. 23 августа 1991 года, будучи заместителем Председателя ОВЦС МП, получает Патриаршее благословение на настоятельское служение в Спасо-Преображенском храме, что в Богородском г. Москвы, а с 1992 года становится почетным настоятелем того же храма. Постановлением Святейшего Патриарха и Священного Синода от 1 апреля 1999 года, определено: "Освободить протоиерея Виктора Петлюченко от должности заместителя Председателя Отдела внешних церковных сношений, по его просьбе, выразив ему благодарность за понесенные труды, направить протоиерея Виктора Петлюченко в распоряжение Преосвященного Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского". 8 июля 1999 года по благословению митрополита Агафангела протоиерей Виктор, назначается настоятелем Свято-Троицкой (греческой) церкви и преподавателем Сравнительного богословия в Одесской духовной семинарии. Протоиерей Виктор Петлюченко удостоен многих священнических наград, включая митру и права служения с открытыми Царскими Вратами до молитвы "Отче наш". 3 июня 2001 года, в праздник Святой Троицы митрополит Одесский Агафангел, по благословению Блаженнейшего митрополита Киевского и всея Украины - возложил на отца Виктора второй крест.
Кроме священнических наград протоиерей Виктор Петлюченко удостоен награждения орденами Русской Православной церкви: Равноапостольного князя Владимира II и III степени; Преподобного Сергия Радонежского III степени; Святого Благоверного князя Даниила Московского II и III степени, Преподобного Серафима Саровского»; орденами Александрийской Православной церкви: св. Евангелиста Марка II и III степени, а также орденами Украинской Православной церкви: Преподобного Нестора Летописца, «Рождество Христово», Преподобного Агапита Печерского, юбилейной медалью «Харкiвський Собор - 10 рокiв» и Грамотой Священного Синода Украинской Православной Церкви «В пам'ять святкування 15-ліття Харьківського собору та Предстоятельского служіння Блаженнійшого Володимира Митрополита Київського і Всієї України».
1 Парастас - (греч. "ходатайство") - последование великой панихиды по всем усопшим православным христианинам, совершаемое на всенощном бдении родительских суббот (служится вечером в пятницу).