В чем состоит роль Божией Матери, Приснодевы Марии, в деле человеческого спасения? Каково Ее место в Священной истории? Этот вопрос имеет большое значение, потому что многие христиане, веруя во Иисуса Христа и признавая Его Сыном Божиим, одновременно отрицают роль и значение Его Пречистой Матери для нашего Спасения. Эта позиция обосновывается тем, что в Евангелиях встречается не слишком много повествований о Деве Марии. Историю Богородицы Церковь знает из устного Предания, которое восходит к ранним христианским общинам апостольского века и дошло до нас, передаваемое из уст в уста, из поколения в поколение.
В момент Благовещения Пресвятой Богородицы, отзываясь на обращение Бога к людям, Дева Мария от имени всего человеческого рода и для его Спасения ответила кротким согласием.
ТЕБЕ
Тебе, Владычица, Мария Приснодева,
Немолчная Заступница земли,
Мы, распростертые во мраке и пыли,
Несем свои звенящие напевы.
Пречистая, рабом Твоим внемли
И отврати от нас мольбою чашу гнева,
Прими хвалений наших чистые рубины,
Наш светлый гимн, наш голос лебединый.
Так в литургийный час нетленные
Дары Благоухают в блещущем Потире
Так в плоти действенной, как в царственной порфире,
Хранился Тот, Кем держатся миры.
И как святители родной земли собором
Творят свои мольбы у алтаря,
Так у Престола Вечного Царя
Ты осеняешь нас Пречистым омофором.
Руно молитв Твоих — как багряница,
Как радостно блистающий покров.
Ты — ароматней всех земных цветов,
Ты неба и земли нетленная Царица
Без согласия человеческого рода Бог не мог прийти в мир и вочеловечиться. И когда в Назарете Архангел Гавриил явился Деве Марии с благой вестью о том, что от Нее родится Сын Божий, Она ответила с покорностию воле Творца.
То был Ее личный ответ на Божий призыв. Но ведь Она — одна из нас. И, подобно тому как мы через общечеловеческую солидарность и преемственность связаны с Адамом и с совершенным им грехом, точно так же мы связаны и с Богородицею, чьи слова прозвучали от имени всего человеческого рода. Не будь этого ответа, не было бы Воплощения Сына Божия и Сына Человеческого. Без Своей Пречистой Матери и против Ее воли Иисус Христос не смог бы искупить грехи мира.
Святитель Игнатий (Брянчанинов) следующим образом описывает роль Богородицы в деле Воплощения: «Божественное тело Богочеловека зачалось божественно и родилось божественно. Дева совершила рождение, будучи во время рождения преисполнена духовной святейшей радости. Болезни не сопровождали этого рождения... Богоматерь была тем единственным сосудом, в который Бог вселился самым существом Своим».
Материнство — одна из величайших ценностей человеческой жизни. Мать не только дает ребенку жизнь, что само по себе уже является тайной бытия, но и передает младенцу любовь, с которой ничто не сравнится. Материнская любовь — это высшее проявление любви одного человека к другому. Богу было угодно, чтобы тайна материнства соединилась с тайной Спасения.
Если бы не было Девы Марии, то не было бы и Спасения.
Но и Сама Божия Матерь очень многое получила от Своего Сына.
Как свидетельствует церковное предание, еще до Своего рождества Дева Мария была предочищена Духом, так что последствия первородного греха на Нее не распространились. Это особое действие Божией благодати одновременно сочеталось и с особыми нравственными усилиями Самой Девы Марии.
ПРЕСВЯТАЯ БОГОРОДИЦЕ, СПАСИ НАС!
В час, когда беда стучится в двери,
В час, когда в спасение не веришь,
Испокон взывали на Руси:
Пресвятая Богородице, спаси!
Скорби над растерзанной землею
Соберутся тучей грозовою.
Крест свой со смирением неси.
ПрссвятаяБогородице, спаси!
Тайны обнажатся сокровенные.
Древнюю усталую вселенную
Покаянным плачем сотряси.
Пресвятая Богородице, спаси!
Если в душу прокрадется червь уныния
Чадо Божие, поскорей отринь его,
В сердце дерзкий ропот угаси.
Пресвятая Богородице, спаси!
Пусть надеждою сменяется отчаянье
И в молитве растворяется печаль моя.
Веруй и без устали проси:
Пресвятая Богородице, спаси!
Выше мы кратко говорили о событиях, связанных с рождением и отрочеством Пресвятой Богородицы, известия о которых донесло до нас древнее христианское Предание.
Из Священного Писания мы знаем о Благовещении Пресвятой Богородицы, о Рождестве в Вифлееме от Девы Марии Иисуса Христа и о принесении Царицей Небесной Богомладенца в Иерусалимский храм на сороковой день после Его рождения.
Спасая Богомладенца Христа от Ирода, Мария вместе с Иосифом Обручником бежит в Египет, но впоследствии Святое семейство возвращается на родину. Евангелист Лука повествует о том, как в отрочестве Иисус был приведен Своею Матерью и Иосифом Обручником в Иерусалим, где в храме беседовал со старейшинами и книжниками, поражая их Своею мудростью.
Потом мы встречаем Божию Матерь на брачном пире в Кане Галилейской, где Спаситель совершил Свое первое чудо, превратив воду в вино.
Мы видим Божию Матерь предстоящей у Креста Господня вместе с любимым учеником Спасителя Иоанном, которому Иисус препоручает Свою Мать. Вместе с тем Ей в лице Иоанна усыновляются и все ученики Спасителя. Мария становится Матерью учеников Иисуса, а значит, и Матерью всей Церкви.
К БОЖИЕЙ МАТЕРИ
Я, Матерь Божия, ныне с молитвою
Пред Твоим образом, ярким сиянием,
Не о спасении, не перед битвою,
Не с благодарностью иль покаянием,
Не за свою молю душу пустынную,
За душу странника в свете безродного,
Но я вручить хочу деву невинную
Теплой Заступнице мира холодного.
Окружи счастьем счастья достойную,
Дай ей спутников полных внимания,
Молодость светлую, старость спокойную,
Сердцу незлобному мир упования.
Срок ли приблизится часу прощальному,
В утро ли шумное, в ночь ли безгласную,
Ты восприять пошли к ложу печальному
Лучшего ангела — душу прекрасную.
Дальнейшие сведения из жизни Девы Марии также доносит до нас церковное Предание. После Воскресения и Вознесения Спасителя Мария живет вместе с Его любимым учеником Иоанном, участвует в Соборе апостолов в Иерусалиме. Предание свидетельствует также о Ее блаженной кончине, именуемой на языке Церкви Успением. Покинув этот мир, Она не была предана земле, но тело Ее чудесным образом исчезло — Божия Матерь была принята Своим Сыном с душою и телом в Небесное Царство. И ныне Она пребывает со Христом и неразлучна с Ним. Почитание Божией Матери основывается на изначальном в христианской общине понимании особого значения Пресвятой Девы для спасения человеческого рода, на Ее личной святости, превышающей святость кого-либо из людей, и даже ангелов. Господь спасает мир вместе со Своей Матерью. Ни в церковном Предании, ни в евангельских повествованиях Она не выступает в качестве Той, на Которую направлена спасительная миссия Ее Сына, ибо Она уже предочищена Духом Святым от влияния первородного греха. А иначе и быть не могло, ибо безгрешный Бог не мог соединиться с помраченной грехом человеческой природой. Он был во всем подобен нам — кроме греха. И когда говорится о воссоздании во Христе первозданной природы человека, то имеется в виду то, что Спаситель, получив от Своей Матери непомраченную грехом человеческую природу, не повторил грех Адама, но подчинив Свою человеческую волю воле Божественной, в Самом Себе осуществил первоначальный замысел Творца о человеке, уподобившись Богу, став «вторым Адамом».
Именно поэтому мы обращаемся в молитве к Пресвятой Богородице с теми же словами, что и в молитве к Ее Сыну: «спаси нас», в отличии от обращения ко всякому другому святому, которого мы просим: «моли Бога о нас». Каждый человек может обратиться к Ней за помощью, как к своей Матери, потому что Ее Материнство распространяется на всех нас. Матерь Божия — Мать всех человеков, любящая нас не меньше нашей собственной матери.
МОЛИТВА
Мира Заступница, Матерь всепетая,
Я пред Тобою с мольбой:
Бедную грешницу, мраком одетую,
Ты благодатью прикрой.
Если постигнут меня испытания,
Скорби, утраты, враги, —
В трудный час жизни, в минуту страданья,
Ты мне, молю, помоги.
Радость духовную, жажду спасения
В сердце мое положи;
В царство небесное, в мир утешения
Путь мне прямой укажи.
Почитание Девы Марии началось с первых дней существования Церкви. В Назарете сохранился Ее дом, всегда бывший местом молитвы и поклонения христианской общины. В римских катакомбах, где собирались для молитвы первые христиане, на стенах можно обнаружить изображения Девы Марии.
СВЯТАЯ ДЕВА! ПРЕД ТОБОЙ…
Святая Дева! Пред Тобой
Стою с горячею мольбой…
Тебе дана благая власть
От смертных удалять напасть,
Целить недуги, - за себя,
Должна бы я просить Тебя:
Я так темна, я так грешна,
Страстей и дум земных полна;
Но в этот тихий, сладкий миг, -
Когда порыв грехов утих, -
Не о себе я слезы лью,
Не за себя Тебя молю:
Есть у меня один больной,
С тревожной, гордою душой,
Он уж давно, давно томим
Недугом тягостным и злым…
Святая Дева! Исцели
Страдальца бедного земли!
Пошли отраду и покой
Душе измученной, больной…
Ее от гибели храни,
И благодатью осени!
Известный афонский подвижник XVIII века преподобный Никодим Святогорец обращается ко всем нам с таким призывом: «Когда увидишь икону Пресвятой Богородицы, обрати сердце свое к Ней, Царице Небесной, и возблагодари Ее за то, что Она явилась такой готовой на покорность воле Божией, что родила, вскормила и воспитала Избавителя мира, и что в невидимой брани нашей никогда не оскудевает Ее предстательство в помощь нам».
Божию Матерь почитают во всем мире, особенно в нашей стране, где так много Ее чудотворных образов.
Мы верим, что над нашей страной особым образом простирается Покров и заступление Божией Матери, Пречистой и Пресвятой Девы Марии.
О ВСЕПЕТАЯ
О Всепетая
Дево вечная,
Дево чудная.
Всесвятейшая!
Помощь скорая
Безпомощному,
Радость чудная
Безотрадному
Жезл для старого
И усталого,
Кров для странного
Безпокровного
Дите сирому
Безприютному
Матерь нежная
Сердобольная
Я Тебя молю,
Всесвятейшую,
Не отринь мою
Мольбу грешную.
Приклонись ко мне
На моление,
Поспеши ко мне
На спасение.
Руку крепкую
Ты простри ко мне,
Милость чудную
Удиви на мне.
Помоги идти
Стезёй тесною,
Помоги нести
Ношу трудную.
О Всепетая,
Я Тебе пою,
Сердобольная,
Услышь песнь мою.
Мы чтим превысшую всех сил небесных, честнейшую Херувим, и славнейшую без сравнения Серафим. Ей, единственной из всего рода человеческого, Бог определил быть Матерью Господа, через Нее Слово стало Плотью - Сын Божий, Отчее Слово, воплотилось в образе человека (Ин. 1,14). Приснодева Мария явилась лестницей, соединившей небо и землю, - той лестницей, которую видел п. Иаков (Быт. 28). Ее прообразовали неопалимая купина, явившаяся пр. Моисею, и священный ковчег, в котором пребывал Господь.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов