Грех, который нельзя искупить
Ежегодно на земле совершается более полумиллиона самоубийств. Печальная статистика стремительно возрастает с каждым годом, находя всё большее распространение среди молодёжи. Причина кроется в отступлении современных людей от Бога, нежелании мириться с испытаниями, посланными свыше.
Многие люди заканчивают свой жизненный путь, так и не начав его. Они не находят в себе силы верить, что многие жизненные ситуации, которые кажутся безвыходными, через некоторое время станут вполне решаемыми. Надежда только на себя, свои силы, а не на Бога приводит людей к ощущению безысходности и отчаяния.
Тяжесть этого греха состоит в том, что самоубийца восстаёт против божественного порядка и своего назначения в мире, забывая о том, что его жизнь принадлежит не только ему, но и Богу, а также родным и близким. Самоубийцы забывают о том, что жизнь - это драгоценный дар от Бога, посланный нам для духовного самосовершенствования. Отказываться от этого дара, от своей земной миссии - значит уходить в мир иной непризванным. Лишающий себя жизни вдвойне оскорбляет Бога: и как Творца, и как Искупителя. Православная Церковь смотрит на самоубийцу как на духовного потомка Иуды - предателя, который, отвернувшись от Бога и Богом отверженный, «пошел и удавился». Необходимо помнить, что самоубийство - тяжелейший грех, который Церковь на земле уже не может отпустить, так как всякий грех отпускается только при покаянии.
Многие самоубийцы, которых успели спасти и вырвать из смертельных оков, вспоминают, что в момент совершения суицида их решение покончить с собой резко менялось - вдруг становилось страшно и тоскливо от ощущения смертельной безысходности. Но исправить что-либо они уже были не в силах: кто-то боролся с удушающей петлёй, кто-то падал вниз с небоскрёба, а кто-то истекал кровью, перерезав вены. Таких печальных примеров много. В эти мгновения многие из них молитвенно обращались к Богу, просили о помощи, осознавая всю глупость содеянного. Именно в такие моменты человек как никогда осознает свою слабость, потребность в помощи Отца Небесного. Именно тогда, как вспоминают несостоявшиеся самоубийцы, к ним приходили на помощь люди, которых посылал Господь для спасения своих заблудших чад.
Но, к сожалению, попытки самоубийств могут совершаться не один и не два раза, это говорит о серьёзном духовном кризисе человека, об утрате связи с Богом. По мнению современных психологов, повторные суицидальные попытки совершают, как правило, люди в подростковом периоде, когда обострено до предела чувство справедливости и нереализованные потребности кажутся настоящим жизненным крахом. Проблема подростковых самоубийств - бич нашего времени.
Современные средства массовой информации, как никогда часто, транслируют опасные морально-психологические установки, пропагандирующие заигрывание со смертью, легкомысленное отношение к ней. Суицид в большей степени представлен молодым людям как своеобразное «геройство» и доказательство собственной уникальности. Многие молодёжные субкультуры пропагандируют суицидальные практики, эстетизируя и превознося смерть, обесценивая при этом саму жизнь. Масс-медиа, ориентируясь на новейшие культурные потребности современной молодёжи, методично производит образы «героев нашего времени», разочарованных в жизни и не ценящих её. Эти «крутые ребята», за которыми молодые люди наблюдают по ту сторону экранов, проверяют «на прочность» свою жизнь разными способами, демонстрируя пренебрежительное отношение к ней.
Новое время диктует новые правила, порой разрушительные и опасные для человеческой души. Музыкальные тексты, зрительные образы, представленные в современном медиапространстве, создают искусственные образы (симулякры), которые подменяют истинное человеческое начало и заменяют настоящую жизнь её иллюзией. Тело человека трактуется как «машина», которую можно и нужно максимально испытывать (например, алкогольные и наркотические практики, занятия экстремальными видами спорта, угрожающими здоровью и жизни человека и т. д.). А жизнь, в свою очередь, рассматривается в современном молодежном контексте как источник наслаждений и удовольствий. Страдания воспринимаются как несправедливость, жизненный тупик, выйти из которого поможет лишь суицид.
Нежелание жить в реальности, подмена её виртуальностью - один из популярных выборов молодежного поколения. Отказ от реальной действительности с её несовершенством, противоречивостью, невозможностью подчинить себе жизненные обстоятельства нередко приводит подростков к суицидальным настроениям. Виртуальная реальность более предсказуема и контролируема, нежели настоящая жизнь, в ней человек может рассчитывать только на свои силы и умения. Именно это и привлекает многих молодых людей к подобного рода подмене. Но рано или поздно приходится возвращаться в реальный мир, где действуют другие правила и законы. Тогда-то и происходит духовная трагедия: привыкнув жить внутри иллюзорного пространства, где человек сам себе господин, в реальном мире он сталкивается с невозможностью самостоятельно решить жизненные противоречия.
По единодушному соборному мнению Православной Церкви, жизненный крест, как и различные искушения в течение всей жизни, никогда не даются сверх сил человека. Но душу ничем и никак нельзя убить. Лишившись своего телесного сосуда, душа лишь переходит в другое состояние, гораздо худшее, чем то, в котором она была, находясь в теле. Желая избежать временного страдания, человек подвергает себя вечному мучению. Покой вечной, истинной, бессмертной жизни приходит к человеку не от убийства собственного тела, Богом данного для духовного созревания и приготовления души к вечности. Этот покой приходит как следствие веры, надежды и любви. Самоубийца перестаёт быть верным сыном своей Церкви. Потому Церковь лишает его церковного отпевания. Ведь главная мысль отпевания заключена в словах: «упокой, Господи, душу раба Твоего - ибо он на Бога возложил надежду ...». Но произнесенные над самоубийцей эти слова будут неправдой. Самоубийство есть полная измена самому духу христианства, нежелание нести свой жизненный крест.
Оптинские старцы советовали людям, которыми овладело непреодолимое желание покончить с собой, «настойчиво и усердно просить Господа Бога о помощи, чтобы Он возвратил Свои дары, от которых человек в свое время отказался: благодать Божию и Ангела-Хранителя. Такие люди должны ходить в храм не раз и не два, а постоянно, они должны обратиться к пастырю Церкви и просить его молитв о себе, прибегнуть к спасительным Таинствам - Покаянию и Причащению, в которых подается людям благодать Божия, очищающая от всякой греховной скверны и нечистоты».
Татьяна Андреенкова