» » » » Можно ли гадать на Святки?

Можно ли гадать на Святки?

6 января 2009, 13 939, Миссия / СТАТЬИ / Информ-листок

alt
 
Рождество... Сочельник... Святки... Колядки... Эти понятия с детских лет связаны в нашем сознании с трепетным ожиданием праздника, овеяны таинственностью, однако далеко не каждому из нас понятен их глубокий смысл.    Конечно, сейчас не найдешь человека, который не знал бы об исторических событиях самого Христова Рождества, ставшего точкой отсчета новой эры. А вот то, как встречали этот великий праздник наши боголюбивые предки, уже забылось, стерлось из народной памяти.

 

Для многих из нас Святки связаны лишь с гаданием (как у В.А. Жуковского в балладе "Светлана" - "Раз в Крещенский вечерок девушки гадали..."), хотя по церковным понятиям гадание (в любое время года) было и остается несомненным грехом, что, кстати говоря, становится наглядно яснопо прочтении баллады Жуковского.

 

От Рождества до Крещения следуют особые дни духовного торжества, которые на Руси называются святками, так как эти двенадцать дней освящены великими событиями Рождества Христова. В первые три века христианства праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения под общим названием Богоявления. Памятником древней традиции соединения Рождества Христова и Святого Богоявления является совершенное их сходство, дошедшее и до наших времен. Когда же эти праздники были разделены, то празднование распространилось на все дни, промежуточные от 25 декабря до 6 января ( с 7 января до 19 января по н. с.), и эти дни как бы составили один день праздника. В народе эти праздничные дни называют святыми вечерами, потому что по древнему обычаю православные христиане прекращают свои дневные дела вечером, в воспоминание событий Рождества Христова. В эти дни весь мир находится в сугубом благодатном общении с Богом. Дух Святой оживотворяет весь мир. Лишь утешающая душу благодать Божия делает праздник Рождества Христова радостным и светлым. А дается эта благодать лишь тем, кто удаляет от себя все то, чем оскорбляется Божия любовь к нам, чем бесчестится святое имя Христово, чем нарушается святость праздника. Зачем же омрачать это торжество погибелью душ человеческих, если именно "нас ради человек и нашего ради спасения" пришел в этот грешный мир Господь наш Иисус Христос?

Зачастую нарушается святость этих дней и всякого рода другими, неприличными для христиан шумными и разгульными забавами и развлечениями. Так вот, многие «целители» и «целительницы», маги и колдуньи, прорицатели и ведьмы с экранов телевизоров, по радио и из газет, вновь и вновь будут пытаться нас убедить, что святки — это время, когда положено гадать, ворожить, волховать и заниматься другими астрально-оккультными (богопротовными) деяниями. Святки – праздник христианский, но к нему примешалось немало языческого, унаследованного от самых древнейших времен, так как до крещения Руси предки наши были язычниками и, к большому сожалению, до сих пор не смогли избавиться от многих языческих традиций и обрядов. У славян с давних пор существовал во время зимних праздников обычай рядиться, надевать личины («окруты», «скураты»), «играть козу», проводить гадания.

С распространением христианства на Руси все эти языческие обряды, к сожалению, не потеряли своей силы. Но ведь Церковь издавна запрещала любые гадания в среде христиан. Так, в 61 правиле VI Вселенского собора говорится: "предающиеся волшебникам, или другим подобным, дабы узнати от них, что восходят им открытия, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу 6 (шестилетней) епитимии. Той же епитимии подвергати и тех, кои произносят гадания о счастии, о судьбе, а равно и так именуемых обаятелей, деятелей предохранительных талисанов и колдунов. Закосневающих же в сем и не отвергающихся от таковых пагубных языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как священныя правила повелевают". Преп. Григорий Нисский учит: "У плотолюбца в настоящей жизни есть желание заглянуть в будущее, чтобы избежать бед или достигнуть желаемого. Потому, чтобы люди не обращали взор к Богу, исполненное обманом демонское естество изобрело многие способы узнать будущее: например, гадание, толкование знамений, прорицания, вызывание мертвых, исступления, наития божеств, вдохновения, карты и многое другое. И если какой-либо род предвидения, вследствие какого-либо обмана, признан истинным, демон представляет его обольщенному в оправдание лживого предложения. И на всякую ложную примету демонское ухищрение указывает обольщаемым, чтобы люди, отступив от Бога, обратились к служению демонам". Нет никакой разницы, гадаете ли вы из серьезных побуждений или же просто ради развлечения, баловства, шутки.

Современные святочные гадания хотя и начинаются иногда шуткою, но оканчиваются всегда, как и в любые времена, вредом для души. А использование для этой цели церковных свечей и икон является осквернением святыни. Еще в XIII веке Кормчая книга запрещала подобные обряды, а к гаданиям наша Церковь относится строго, и грозно запрещает гадания в среде христиан.

alt

 

Как же отмечали Рождество благочестивые люди? Вторым Туронским Собором в 567 году все дни от Рождества Христова до Богоявления названы праздничными. К примеру, в древности во время Святок даже цари, переодетые в простолюдинов, посещали тюрьмы и давали заключенным милостыню. И сегодня принято в эти дни вспоминать о бедных, больных, нуждающихся людях: посещать детские дома, приюты, больницы, тюрьмы. Особой традицией Святок на Руси являлось колядование, или славление. Молодежь и дети ходили по дворам со звездой, исполняя церковные песнопения - тропарь и кондак праздника, а также духовные песни-колядки, посвященные Рождеству Христову. Обычай колядования был распространен повсеместно, но в разных районах он имел свои особенности. В некоторых местах звезду заменяли «вертепом» - своеобразным кукольным театром, в котором представляли сцены Рождества Христова. Хозяева давали славильщикам (колядовщикам) угощенье. Местами славление с его серьезным духовным репертуаром четко отделялось — и по времени хождения, и по составу участников — от исполнения колядок, в которых допускалось и озорство. Особенно четким было разделение, если славить ходил причт во главе со священником с крестом и иконами. Это было как бы продолжением службы в храме; в домах оно превращалось в общесемейный рождественский праздник — участвовали и те, кто не смог пойти на службу в церковь. Празднование Святок богато отражено в фольклоре и литературном творчестве. Рождественские дни становятся, по выражению великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского, «днями семейного сбора», днями милосердия и примирения. А рассказы о добрых, чудесных событиях, происходящих с людьми в Рождество, получили название святочных историй.

Что же касается гаданий, то Церковь не раз высказывалась против этой языческой традиции, хотя существует устойчивое мнение, будто бы на святках Церковь гадания благословляет. Конечно, в новогодние дни человеку хочется заглянуть в свое будущее, хочется узнать, "что день грядущий нам готовит". Но христиане ведь не случайно выражают свое религиозное мировоззрение не словом "знание", а словом "вера". Оно предполагает, что человек всегда свободен в своей духовной жизни. А гадание нарушает свободу, потому что люди пытаются влезть в духовный мир и узнать из него нужную информацию, сделать ее предметом знания, а не веры. Человек попадает в зависимость от того, что он видит на звездном небе или в кофейной гуще. И здесь уже нет места для свободного решения. Но Бог только там, где свобода. Это выразилось в том, что Он родился не в римском императорском дворце, не в палатах царя Ирода и даже не в доме иудейского Первосвященника. Он появился на свет в пещере, где во время непогоды находились животные. Его Рождество не сопровождалось громом и молниями. Бог предоставил человеческому сердцу свободу верить.

Как говорил святитель Феофан Затворник (XIX в.): «Славьте Христа: это не то, что составляйте длинные хвалебные песни Христу, нет; но если, помышляя или слушая о рождестве Христа Спасителя, вы невольно из глубины души воскликнете: слава Тебе, Господи, что родился Христос! - этого и довольно; это будет тихая песнь сердца, которая пройдет, однако же, небеса и войдет к Самому Богу». Люди верят, что детям, которые колядуют (славят Бога) споспешествует Сам Бог, и человек, который примет их в своём доме, принимает Самого Господа.

 


Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Сентябрь 2019    »
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
  1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30  
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии