К чему приводят занятия йогой?
"… какая польза человеку, если он
приобретет весь мир, а душе своей повредит?
Или какой выкуп даст человек за душу свою?"
Мф. 16; 26
Многие люди активно увлечены поиском быстрых и, как им кажется, надежных методов оздоровления. Среди таких методик прочную позицию заняла йога. Увлекающиеся этой методикой люди считают ее своеобразным аналогом гимнастики, с помощью которой можно значительно улучшить состояние своего здоровья. При этом лишь немногие всерьез задумываются об истоках и изначальных целях занятий йогой, а также о том, что результаты этих занятий могут оказаться самыми неожиданными.
Термин "йога" родился в Индии и имеет около 20 словарных значений. Среди них: "связывать", "соединять", "скреплять", "сцеплять" и т.д. В общем смысле йога – это "техника, совокупность методик, процесс и итог интеграции духовных, психических, а в некоторых йогах - и физических возможностей индивидуума, имеющий целью по меньшей мере завершенность и свершенность личности изнутри". Но подчеркнем, что все виды йоги имеют религиозный характер: "…в древности все высшие достижения человека в познании, искусстве и власти были частью религии и считались принадлежащими Богу и Его земным служителям". Это в оздоровительном центре могут говорить, что цель занятий йогой — исправление сутулости и снятие стресса. На самом деле даже в общедоступных источниках конечной целью йоги объявляется единение с Божеством, которое достигается разными путями: от самоконтроля и силы (раджа-йога), веры и преданности (бхакти-йога) до магических формул и заклинаний (мантра-йога).
Огромную роль в йоге играет «учитель» - гуру: "гуру – это тот, кто дарует знание, благо (или процветание), состояние Шивы. Связь ученика с гуру имеет очень большое значение, фактически, не имея гуру, йогой заниматься нельзя, более того, "если человек покидает своего гуру из-за каких-либо материальных побуждений или мотивов, он совершает тем самым самый страшный грех (обычно учителя йоги говорят, что ученик таким поступком портит себе судьбу) и будет вынужден расплачиваться за этот поступок в течение длительного времени (например, в следующих жизнях).
Высшее духовное состояние, которого может достичь йог, называется самадхи. Описать самадхи почему-то невозможно, по сути это некое мистическое переживание, которое испытывает человек в результате занятия йогой: "Самадхи – это неописуемое состояние. Оно находится вне компетенции ума и речи. В Самадхи, или состоянии Сверхсознания, медитирующий теряет свою индивидуальность и становится единым с Высшим "Я". Вопрос — с каким? И высшим ли?
О том, сколь лукаво действует измененное йогой сознание даже на христиан, говорил иеромонах Серафим (Роуз). В книге «Православие и религия будущего», он раскрывает цели этого учения: «Индийская йога — учение, рекомендующее довольно аскетический, подчиненный дисциплине образ жизни,— состоит в управлении дыханием и в определенных физических позах, которые приводят к состоянию расслабления, способствующему медитации, при которой обычно применяется мантра, или священное изречение, которое помогает сосредоточиться. Сущность йоги не в самой дисциплине, а в медитации, которая является ее целью».
«Цель йоговских приемов, с этой точки зрения, — пишет отец Серафим, — сделать человека раскрепощенным (расслабленным), удовлетворенным, недумающим и пассивным, то есть восприимчивым к духовным идеям и впечатлениям». Необычайное ощущение покоя, прекрасное самочувствие, эйфория (блаженство), описанные «христианским» йогом (некоторые люди так себя именуют), по мнению отца Серафима, понятны любому, знающему природу прелести.
Йогу и медитацию невозможно совместить с православной верой и духовной жизнью. Сегодня часто можно услышать, что йогой можно заниматься, исповедуя любую религию, что можно взять из йоги только набор физических упражнений, чтобы оздоровить свое тело. Но хотим мы этого или нет, йога — это духовная практика, и цели этой практики — духовные, в основе их лежит индуизм. Те, кто практикует йогу, сами подчеркивают, что цель физических поз — достижение определенных психических и духовных состояний: эйфории, чувства глубокой удовлетворенности и покоя, расслабленности, отключения «думающего начала». И даже если человек не догадывается о целях упражнений, он, тем не менее, готовит себя к восприятию таких состояний.
Что касается медитации, то это не просто чуждая православному христианству, но и опасная практика. Одна из распространенных сегодня ее разновидностей — так называемая «трансцендентальная медитация». Практикующие её признаны неоиндуистской тоталитарной сектой. Последствия пребывания в ней — разрушенные семьи, психические и психосоматические болезни. О религиозном характере секты организаторы изначально умалчивают. Однако мантры, на повторении которых основана медитация, являются различными именами индийской богини смерти Кали. Нельзя сказать, что впадение в такие состояния — это результат невольного заблуждения. Ведь медитацией начинают заниматься вполне осознанно, чтобы «побыстрее достигнуть духовных вершин», т. е. без усилий получить то, чего святые достигают ежедневным подвигом поста, молитвы, посвящения Богу всей своей жизни без остатка. Причем святые получают разнообразные духовные дары, совсем к этому не стремясь, потому что цели у них совсем другие: освободиться от своих грехов и страстей, чтобы приблизиться к Богу. Таким образом, и медитация, и йога уводят человека с истинного духовного пути — пути молитвы и трезвения.
Всеобщая диспансеризация, которая была в Индии (первый и последний раз) в 1980-х годах, показала, что йогины, которых там несколько миллионов человек, живут в среднем даже меньше, чем обычный житель этой страны и страдают к тому же массой заболеваний. Например, катарактой глаз, потому что постоянно концентрируются на солнце, вывихами суставов, артритами и артрозами из-за частого нахождения подолгу в противоестественных позах. Йоги страдают «букетом» заболеваний верхних дыхательных путей и желудочно-кишечного тракта, потому как каждый день делают клизмы, жгутами очищают носоглотку, что со временем практически уничтожает слизистую оболочку в кишечнике и носовой полости и т. д. Кроме того, исследования профессора иеромонаха Анатолия Берестова показали наличие характерных изменений деятельности мозга при медитациях. Тщательные электрофизиологические исследования показали усиление гиперсинхронных разрядов на электроэнцефалограмме испытуемых, угнетение альфа-ритма (основного ритма мозга), появление эпилептической активности мозга. О каком «оздоровлении» мы, в таком случае, говорим? Ни о душевном, ни о телесном здоровье речь идти не может.
Апостол Павел говорил: «Все мне позволительно, но не все полезно» (1 Кор., 6, 12). Так полезна ли нам чужая, совершенно отличная от христианства духовная традиция, в которой, кстати говоря, нет ни слова о таком фундаментальном для нас понятии, как покаяние? А тем, кто с помощью йоги решил поправить свое здоровье, нелишне напомнить, что источником всех болезней является грех, который уничтожается только в Таинстве Покаяния, а другие, легкие пути, его лишь приумножают.
Обладая истинным и спасительным знанием о Боге, путях спасения и благочестия, православные христиане, посещая Церковь, которая «есть Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим.3:15), не могут и не имеют права искать иных знаний от языческих религий и сект, так как это будет удаление от Христовой истины, в которой мы стоим, поиском пустословия и ложных знаний. Любое же искажение веры: ересь, суеверие, языческая и человеческая ложная мудрость приводят к тому, что человек начинает поступать по-иному и оказывается вне пути спасения, «потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф.7:14).
Наше время — это время невероятно быстрого взаимопроникновения культур и религий, и сейчас как никогда актуальны слова апостола Павла: «…храни преданное тебе, отвращаясь негодного пустословия и прекословий лжеименного знания» (1Тим.6:20), ибо мы получили от Бога истинное знание, и Церковь будет обладать им вовек (2Ин.1:2), потому что в ее Главе — Господе Иисусе Христе — «сокрыты все сокровища премудрости и ведения» (Кол 2:3), потому что Он и есть Истина (Ин. 14:6).