Лекция на тему «Древнегреческие философы в поисках истинного Бога»
В его изложении перед слушателями была развернута историческая картина развития древнегреческих философских школ, представлены их основатели и ключевые положения теорий.
Главное в древнегреческой философии, - отметил лектор, - это постоянный поиск мыслителями первопричины мироздания. Душа человеческая по природе своей стремится к Богу, и ученые Эллады, каждый по-своему, совершали свой путь в поиске Истины. Это люди, которые (порой даже своими заблуждениями) много сделали для того, чтобы человечество приблизилось к Богу. Среди них были упомянуты:
Гераклит, пришедший к мысли о существовании Божественного Разума; Эмпедокл, которому приписывают следующие стихи: «В Боге ни органов нет, ни головы человека, Ни ветвевидных двух рук от спины… Он есть один Ум Святой и незримый, Он всю Вселенную разумом обтекает…»; Противник Эмпедокла, Анаксагор, говоривший о Нусе – невещественном, всеобъемлющем Уме, упорядочивающем частицы мироздания; Демокрит, автор учения об атомах, считавший, что и души, и боги состоят из них, - а следовательно, не бессмертны, но высшее блаженство видевший в освобождении от всего чувственного и случайного, в спокойной ясности духа; Учитель Демокрита, Левкипп, сумевший совмещать материализм своего учения с высотой личной нравственной жизни; Продик - один из родоначальников школы софистов, которого Святитель Василий Великий назвал «человеком, не презрения достойным»; Сократ, принявший смерть, чтобы исполнить закон (он был приговорен к казни афинским судом – якобы за отрицание богов и растление юношества – и выпил приготовленный яд). Сократу, по мнению Платона, было присуще стремление к моральному совершенству. Сократу приписывают слова: «Я на самом деле таков (подвержен страстям), но сдерживаю себя». В дошедших до нас источниках упоминается о том, что с юности Сократ находился под влиянием некоего голоса, помогавшего ему бороться со страстями. Быть может, это был Ангел-Хранитель, - сказал протоиерей Димитрий. Одним из главных положений учения Сократа стало то, что Истина – одна для всех людей, независимо от того, нравится она людям или нет, и она имеет Божественный статус, - отметил лектор; Платон, создавший наиболее близкое к христианству учение о Боге. Святой Климент Александрийский назвал Платона «богодухновенным». Этот философ первым предпринял попытку доказать бытие Бога; наконец, Аристотель, который отношения между душой и телом охарактеризовал близко к христианской антропологии.
По словам Св. Климента, «…перед пришествием Господа эллинам была нужна философия для праведности, как теперь она нужна для богопочтения… философия дана эллинам как собственный их завет, как приготовление к философии Христовой».
Лекция высокоэрудированного специалиста собрала около 90 человек и длилась более 3 часов. Не менее половины слушателей составила молодежь. По окончании лекции протоиерей Димитрий Предеин общался с заинтересованными слушателями и подробно отвечал на их вопросы.
Следующая лекция на тему «ЛОЖНАЯ И ИСТИННАЯ И РЕЛИГИЯ» состоится 22 декабря в 18.00. Ее прочтет преподаватель Одесской духовной семинарии, кандидат богословия протоиерей Анатолий Римко.