День святых жен-мироносиц — православный женский праздник
Мироносицам женам при гробе представ ангел, вопияше:
мира мертвым суть прилична, Христос же истления явися чуждь.
Во второе воскресенье после Пасхи наша Церковь прославляет подвиг святых жен-мироносиц: Марии Магдалины, Марии Клеоповой, Саломии, Иоанны, Марфы и Марии, Сусанны и иных, а также праведных Иосифа Аримафейского и Никодима.
Когда Иуда предал Христа первосвященникам, все ученики Его бежали. Только апостол Петр следовал за Христом до двора первосвященника. Весь народ кричал Пилату: "Возьми, возьми, распни Его!" (Ин. 19.15). Когда распяли Иисуса проходящий народ злословил Его и насмехался над Ним. И только Матерь Его с любимым учеником Иоанном стояли у Креста с женщинами, которые следовали за Ним и Его учениками во время Его проповеди. Представьте, что должны были испытать эти женщины, стоя у Креста Спасителя, которые видели весь позор, ужас и, наконец, смерть любимого Учителя?
После того, как Иисус испустил дух и был погребен Никодимом в новом гробе, святые жены-мироносицы, купив ароматы, пришли рано ко гробу, чтобы помазать тело Иисусово, но увидели камень отваленным от гроба и ангела, который возвестил им, что Иисус воскрес.
Пламенная любовь святых жен-мироносиц при жизни была вознаграждена Самим Господом - святые жены первые увидели Воскресшего Спасителя. С этого времени до самой смерти святые жены стали свидетельницами Воскресения Христова, подобно апостолам. Кто были жены-мироносицы? Все евангелисты прежде всего указывают на Марию, рожденную в Галилейском городе Магдалы, ту самую, из которой Иисус изгнал семь бесов. Вторая мироносица - Мария Иосиева, мать Иакова и Иосии, следовала за Спасителем до самого гроба. Сын этой Марии, Иаков Алфеев, был одним из 12 Апостолов. Саломия была матерью сынов Зеведеевых, Апостолов Иоанна и Иакова. Кроме Марии Магдалины и Марии Иаковлевой, св. Апостол Лука указывает на жен-мироносиц - Иоанну, жену Хузы, домоправителя Иродова, исцеленную также Господом. Конечно, к числу жен-мироносиц принадлежали Мария и Марфа, сестры Лазаревы, столь пламенно любившие Господа. По словам св. апостола Луки, между женами была несомненно Сусанна (Лк. 8,1-3) и многие другие, которые служили Христу.
Это те самые женщины, которые бесстрашно и мужественно следовали за Христом, помогали Ему в проповеди и в служении людям. Жены-мироносицы шли за Ним на Голгофу и не отходили от Креста, несмотря на злобу книжников и старейшин, воинов и кричащего народа. Это они были свидетельницами Крестной смерти Спасителя и видели, как померкло солнце и сотрясалась земля, когда Христос умер на Кресте. Первыми они пришли и ко Гробу Господнему - еще затемно. Пришли несмотря на то, что им было не под силу сдвинуть громадный камень, закрывавший вход в пещеру, где был погребен Спаситель. В их сердцах горела чистая, святая любовь к Богу и именно одной из них, святой Марии Магдалине, первой явился Господь после Воскресения Своего. Впоследствии, по преданию, святая равноапостольная Мария Магдалина много потрудилась в проповеди Евангелия. Именно она преподнесла римскому императору Тиверию красное яйцо со словами: "Христос Воскресе!"
Слабые женщины чудом веры на наших глазах вырастают в жён-благовестниц, давая нам образ мужественного и самоотверженного служения Богу. Именно этим женщинам первым явился Господь, а потом уже Петру и другим ученикам. Святые жены-мироносицы являют нам пример истинной жертвенной любви и самоотверженного служения Господу.
Святитель Феофан Затворник в память жен-мироносиц говорит: «Неутомимые жены! Сна не давали очам и веждам дремания, пока не обрели Возлюбленного! А мужи будто упираются ногами: идут на гроб, видят его пустым, и остаются в недоумении что бы это значило, потому что Самого не видали. Но значит ли это, что у них меньше было любви, чем у жен? Нет, тут была любовь рассуждающая, боящаяся ошибки по причине высокой цены любви и предмета ее. Когда и они увидели и осязали, тогда каждый из них не языком, подобно Фоме, а сердцем исповедал: "Господь мой и Бог мой", и уже ничто не могло разлучить их с Господом. Мироносицы и апостолы - образ двух сторон нашей жизни: чувства и рассуждения. Без чувства жизнь не жизнь; без рассуждения - жизнь слепа, много истрачивается, а мало плода здравого дает. Надо сочетать то и другое. Чувство пусть идет вперед и возбуждает; рассуждение же пусть определяет время, место, способ, вообще бытовой строй того, что делать намекает сердце. Внутри сердце идет вперед, а на практике - рассуждение. Когда же чувства станут обученными в рассуждении добра и зла, тогда, может быть, можно будет положиться и на одно сердце; как из живого дерева сами собою идут отростки, цветы и плоды, так и из сердца начинает тогда возникать только добро, разумно влагающееся в течение жизни нашей».
Не апостолы проповедуют вселенной, но женщины проповедуют апостолам. Не апостолы пошли с благовониями ко Гробу Господа, чтобы помазать Тело своего Учителя, за них это сделали жены-мироносицы. Благодаря им апостолы получили первую для мира весть о Воскресшем Христе. Как видим, не за достоинство служения дает Господь любовь Свою, но за достоинство любви.
Первое благовестие миру о Воскрешении совершается мироносицами не по слабости апостолов, а из-за внутренней силы и из-за значительности самого события. Апостолам же нужна была подготовка; отчаяние смерти не могло сразу перейти в безмерную радость Воскресения.
И Господь, спасая учеников от необходимости пережить такой переход, призывает мироносиц и возлагает на их женственное, более непосредственное естество бремя первой встречи мира с прославленным на земле Богом. Все явления Господа женщинам - подготовка апостолов к встрече с Воскресшим. Сам Господь повелевает через Ангелов своих пойти мироносицам к апостолам и сказать о случившемся.
Архиепископ Лука (Войно-Ясенецкий) говорит о неделе святых жен-мироносиц следующее: " Это праздник женского сердца. Почему оно особенно ублажается сегодня? Святые мироносицы всем сердцем возлюбили Господа, следовали за Ним, слушали Его, служили Ему. Почему Господь после Воскресения не явился прежде всего апостолам?... Женские сердца познают все великое, таинственное, святое гораздо легче, чем мужские, более грубые сердца. Господь знал сердце мужское и женское. Он знал, что апостолы с великим трудом поверят Его Воскресению, что мироносицы поверят гораздо легче, скорее, потому и явился им первым".
Пример мироносиц учит нас сохранять живую веру, преданность и искреннюю любовь к нашему Искупителю и Спасителю, несмотря ни на какие обстоятельства и превратности нашей жизни.
В истории христианства мы видим множество матерей и жен, возлюбивших учение Христа и Святую Церковь более, чем свое знатное происхождение, земную славу, почести, богатства, наслаждение мира, более, чем родителей, мужей и своих детей, предпочитавших смерть отречению от Христа и Его заповедей. Мы знаем даже таких матерей, которые вели на казнь за Христа своих детей. Некоторые с великим мужеством и терпением распространяли учение Христово и просветили целые страны. Многие храмы и монастыри строились благочестивыми царицами, княгинями и боярынями.
Ясно, что перед Богом принадлежность к тому или другому полу совершенно безразлична: спасение обещано не мужчине или женщине, а человеку. Но Евангелие даровало женщине так много, оно одухотворило её служение смыслом столь высоким, что никакие жертвы не казались для неё слишком большими в чистом свете Божественной любви. С полным самоотвержением они разделяли подвиг апостольства! Затем мученичество во время гонений, когда на их долю выпадали страдания вдвойне тяжкие - не только физические, из-за слабости физических сил, но, куда страшнее, душевные: приходилось отрывать сердце от самых близких, оставлять на земле ребенка или видеть его истязания и гибель. Но и без явных мук: какое героическое требовалось терпение, чтобы сохранять брак с мужем, не желающем и слышать о Христе, и, день за днем в кротости и смирении преодолевая языческий семейный уклад, воспитывать детей в правилах веры и тем способствовать будущему процветанию Церкви.
Велико и возвышенно служение женщины. Ее самоотверженным подвигом рождаемся мы в мир, ее наставлениями в детстве обретаем веру и упование на Бога, ее молитвами сохраняемся в искушениях на жизненном пути. Рождение и воспитание детей, доброта и поддержка страждущих, милосердие и помощь ближним - вот особое призвание Божие, данное женщине. Святая Православная Церковь отмечает этот день как праздник всех женщин-христианок, отмечает их особую и важную роль в семье и обществе, укрепляет их в самоотверженном подвиге любви и служения ближним.