По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела, митрополита Одесского и Измаильского, начал работу православный дискуссионный клуб - совместный проект Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства и Одесской национальной юридической академии. Первое заседание клуба состоялось 20 мая в 18.00 в помещении юридической академии (аудитория № 4).Тема дискуссии: "Нужна ли сегодня смертная казнь? (христианский взгляд)".
На заседании присутствовало около 25 человек - студентов академии, сотрудников Отдела, учащихся миссионерских курсов.
Заседание открыл протоиерей Георгий Звягинцев, настоятель Свято-Духовского храма с. Бурлачья Балка. О. Георгий огласил приветственное слово и объявил о начале работы клуба.
Студент 3-го курса судебно-административного факультета Хамходера Олег сделал доклад, в котором осветил историю возникновения смертной казни. Смерти предавали людей, в основном, за тяжкие преступления, например за предательство, преступления против церкви, преступления против морали (нравственности). Однако бывали случаи, когда людей казнили и за незначительные проступки. Можно сказать, что в древности, да и в средние века, люди были более жестоки и грубы - многие ходили смотреть на публичную казнь как на праздник или спектакль.
Далее докладчик доцент Федоров Владимир Николаевич, кандидат юридических наук, рассказал об истории смертной казни после революции 1917 г. За период существования СССР смертная казнь вводилась и отменялась несколько раз. Последний раз она была введена в кодексе 1960 г. С 1944 по 1947 г. в СССР проводились публичные казни изменников Родины (через повешение). Вплоть до 1970 г. осужденных расстреливали и хоронили в безымянных могилах. В настоящее время на Украине не существует смертной казни. В России такой вид наказания есть, но на него введен мораторий. На Украине смертная казнь заменена пожизненным заключением. В тюрьмах его отбывают около 1500 человек, и эта цифра с каждым годом увеличивается.
После этого выступила кандидат наук Лариса Васильевна, автор диссертации о смертной казни. Работая над ней, она пришла к выводу о необходимости отмены этой меры наказания. Главный аргумент, который она привела, заключался в следующем: очень много людей было казнено незаконно и их уже не вернуть. Лариса Васильевна привела многочисленные примеры, говорящие о том, что от введения смертной казни преступность не уменьшается и, если человек встал на путь нарушения закона - его уже ничто не остановит. По её мнению, преступность уменьшится только тогда, когда в нашем обществе главный акцент будет ставится на воспитании детей.
Протоиерей Георгий поделился воспоминаниями о своей службе в армии (он служил во внутренних войсках (охрана исправительных колоний)), а также рассказал о своем сегодняшнем послушании (батюшка окормляет заключенных в 14-ой колонии строгого режима и СИЗО). О. Георгий привел примеры покаяния закоренелых преступников, так называемых Также выступила студентка 3-го курса судебно-административного факультета Ольга Михайлец. В своем докладе она привела аргументы в защиту смертной казни. Судя по результатам социологических опросов, три четверти украинцев выступают за введение смертной казни. Альтернативой смертной казни является пожизненное заключение. Но является ли оно гуманней? Может быть, следует предложить осужденным выбор между этими двумя наказаниями? Докладчица заметила, что отмена смертной казни может привести к росту количества самосудов. Содержание же пожизненных заключенных ложится на плечи обычных налогоплательщиков, то есть нас с вами.
Следующая докладчица, студентка 3-го курса Марьяна Кравец осветила проблему смертной казни с христианской точки зрения. Она, в частности, сказала, что церковь издавна взяла на себя долг - печаловаться перед властью об осужденных. Докладчица рассказала о московском протоиерее Глебе Каледа († 1994), одном из первых священников, возродивших окормление тюрем православным духовенством, неоднократно беседовавшим с приговоренными к высшей мере наказания.
Отец Георгий рассказал о православном отношении к смертной казни и процитировал отрывок из Основ социальной концепции Русской Православной Церкви: "Отмена смертной казни дает больше возможностей для пастырской работы с оступившимся и для его собственного покаяния. К тому же очевидно, что наказание смертью не может иметь должного воспитательного значения, делает непоправимой судебную ошибку, вызывает неоднозначные чувства в народе. Сегодня многие государства отменили смертную казнь по закону или не осуществляют ее на практике. Помня, что милосердие к падшему человеку всегда предпочтительнее мести, Церковь приветствует такие шаги государственных властей. Вместе с тем она признает, что вопрос об отмене или неприменении смертной казни должен решаться обществом свободно, с учетом состояния в нем преступности, правоохранительной и судебной систем, а наипаче соображений охраны жизни благонамеренных членов общества".
Присутствующие слушали докладчиков с большим интересом и задавали многочисленные вопросы. Заседание клуба продолжалось более двух часов, по его окончании студенты выразили желание продолжать сотрудничество и предложили темы для следующих дискуссий.