Состоялась лекция "Эпоха Византийской Македонской династии в истории христианства"
История Македонской династии делится на два периода [о чем можно узнать, например, из www.biblicalstudies.ru/Books/Vasil6.html ], неравных по значимости и продолжительности. Первый продолжался с 867 по 1025 год - год смерти императора Василия II. Второй - короткий период с 1025 до 1056 года, когда умерла императрица Феодора, последняя представительница этой династии .
Первый период был самым бурным временем политической истории империи. Борьба на востоке и на севере с арабской исламской экспансией, становящимися болгарским и русским государствами, тюркскими и венгерскими племенами увенчалась успехом византийского оружия во второй половине Х и в начале XI века. Это произошло несмотря на отдельные поражения в конце IX и в начале XI века. И это было время развития и защиты православной христианской доктрины, иконоборческих смут и утверждения самостоятельного православного мировоззрения. Этот триумф Византийской империи был особенно велик при Никифоре Фоке и Иоанне Цимисхии. Он достиг своей высшей точки во время царствования Василия II. В то время сепаратистские движения в Малой Азии были подавлены, византийское влияние в Сирии усилилось, Армения была частично присоединена к империи, частично же - приведена в состояние вассальной зависимости; Болгария была преобразована в византийскую провинцию, а Русь, приняв христианство от Византии, вошла в более тесные религиозные, политические, торговые и культурные связи с империей. Это был момент высочайшей силы и славы, когда-либо достигнутый империей. Интенсивная законодательная работа выразилась в публикации гигантского кодекса, Василик. Количество знаменитых новелл, направленных против гибельного роста крупной земельной собственности, интеллектуальное движение вперед, ассоциируемое с именами патриарха Фотия и Константина Багрянородного, добавляют еще больше славы и значения первому периоду Македонской династии.
После 1025 года, когда могущественная фигура Василия II сошла с исторической сцены, империя вошла в период частых дворцовых переворотов и анархии, который привел к смутному времени 1056-1081 годов. С приходом первого из Комнинов, который захватил трон в 1081 году, империя вновь обрела свою силу. Внутренний порядок был восстановлен, и некоторое время интеллектуальная и художественная жизнь еще процветала.
Лектор обратил внимание слушателей на главные события из церковной жизни Византии и окружавших ее стран того времени - бурное развитие науки, культуры и литературы, в частности, связанное с именами Св. Иоанна Златоустого (впервые был издан сборник его трудов - "Златоструй") Св. Климента Охридского, Св. Иоанна Рыльского; укрепление Афонского монашества (в том числе, как следствие миграции монахов на Афон в результате иконоборческих смут), создание Болгарской и других автокефальных церквей и, наконец, окончательное разделение церквей, восточной и западной, на восточно-православную и западно-католическую, завершившееся после почти двухвековых споров в середине XI века. Отец Анатолий отметил три основных причины разделения: этнографическую (многонациональность империи), политико-географическую (наличие двух столиц - Рима и Константинополя) и собственно религиозную, указав на третью из них как основную. Главными причинами религиозных расхождений, сказал лектор, были: добавление Римом к Символу веры слов о Святом духе, "от Отца и Сына исходящем" (так наз. filioque); признание папы римского непогрешимым и наделение его полномочиями, превышавшими полномочия соборов; темы чистилища, "сверхдолжных заслуг", индульгенций и другие нововведения Рима.
По ряду затронутых отцом Анатолием вопросов (о языке богослужений в Византии и в нынешних православных церквах разных стран, о неуместности поспешного перевода богослужений на современный русский и украинский язык) развернулись дискуссии со слушателями.
Следующая лекция, которую прочтет преподаватель Одесской Духовной Семинарии, кандидат богословия протоиерей Анатолий Римко, – "У истоков веры" - состоится через неделю, 16 февраля, как обычно, в 18.00.