Формы православной миссии
1. Воспитательная миссия (воцерковление). Это миссионерская работа с ищущими Бога, с готовящимися ко святому Крещению, а также с теми, кто, будучи уже крещеными, не получили соответствующего научения основам христианской веры, молитвы и жизни и посему пока не являются активными членами Церкви. Цель такой миссии - включение предоглашаемых, оглашаемых и крещеных людей в полноту церковной жизни и оказание помощи в формировании православного образа их жизни.Введение человека в церковную жизнь начинается со свидетельства и "предоглашения" (свт. Кирилл Иерусалимский) и оглашения.Поэтому традиционно воцерковление взрослых некрещеных людей проходит ряд ступеней: свидетельство (предоглашение) - оглашение - Крещение - научение (тайноводство) (Мф. 28, 19).1 (Воцерковление уже крещеных людей имеет свои особенности, которые зависят от личных обстоятельств каждого человека и уже пройденного им духовного пути.)Огромное значение в деле воспитательной миссии приобретают различные формы православного социального служения, ибо в делах милосердия явно проявляется сила христианской люб.спитательная миссия предполагает усиление миссионерской направленности приходской жизни путем:
- проведения специальных миссионерских богослужений;
- привлечения всех клириков и инициативных мирян, катехизаторов прихода к участию в процессе воцерковления новых членов общины;
- стимулирования создания при крупных приходах, благочиниях и епархиальных управлениях специализированных миссионерских центров духовного развития детей и молодежи, которые могли бы принимать непосредственное участие в миссионерско-просветительской работе и организовывать процесс катехизации.
Особое значение при воцерковлении имеет практика включения в миссионерскую деятельность прихода мирян, через "миссионерские поручения". Главной задачей миссионерских поручений является актуализация живого миссионерского опыта Церкви, посредством участия мирян в богослужении: несении клиросного и алтарного послушания, организацию крестных ходов и иных церковных торжеств. А также через участие мирян в церковных конференциях, диспутах, интернет-форумах, телерадио передачах, благотворительных акциях и иных формах общественной активности.
2. Апологетическая миссия. Это свидетельство истины Православия в сравнении с еретическими, сектантскими и агностическими учениями. Апологетическая миссия направлена также на противостояние прозелитической работе со стороны не христианских миссионерских объединений и "псевдоевангелизаторов". В апологетической миссии необходимо четко различать понятия "миссионерство" и "прозелитизм". В настоящее время в православном богословии под прозелитизмом понимается обращение из одного вероисповедания в другое с использованием методов и средств, противоречащих принципам, духу христианской любви и свободы личности. В этом смысле прозелитизмом является любая прямая или косвенная попытка воздействовать на религиозность человека другого вероисповедания с целью склонения к вероотступничеству через какую-либо материальную "приманку", обман или утаивание правды, когда используется неопытность, незнание, доверчивость или нужда человека. Православное миссионерство признает только те методы и средства, которые дозволяются христианской нравственностью, правилами и канонами Православной Церкви.
3. Информационная миссия. Это православное свидетельство самым широким слоям населения через все доступные средства массовой информации, а также через организацию приходских библиотек и издание специальной миссионерской литературы.Для результативной работы в средствах массовой информации необходимо:
активно осваивать информационное пространство, используя все многообразие новейших информационных технологий;
придать миссии в информационном пространстве упреждающий характер, что предполагает быстрое реагирование на происходящие в обществе события, а также их своевременную христианскую оценку для формирования общественного мнения;
своевременно предавать гласности факты вытеснения православных программ из светских средств массовой информации и иной антиправославной информационной деятельности;
создать единый банк данных аналитических и справочных материалов, доступный для любого православного миссионера.
4. Внешняя миссия. Это православное свидетельство среди народов, не имеющих истинно христианских основ в своей национальной традиции и культуре. Внешняя миссия осуществляется в различных этнокультурных и этноконфессиональных условиях. Она всегда играет значительную роль в жизни Вселенской Православной Церкви; ведь благодаря ей возникли новые Поместные Церкви.К внешней миссии можно отнести миссионерскую деятельность среди эмигрантов и иммигрантов. Переселенцы при освоении новых территорий несут с собой свою культуру. Это может привести к социальным конфликтам, в том числе и в духовной сфере, что вызывает необходимость проведения особой миссионерской работы. В условиях возникновения этноконфессиональных конфликтов миссия становится важнейшей духовной обязанностью православных христиан, которые должны избегать участия в экстремистских действиях. Характер этой миссии можно определить как миссию диалога. В данном контексте диалог следует рассматривать как необходимый образ действия миссии в целях нахождения ненасильственных путей разрешения возникающих конфликтов в духе христианской любви. Поэтому миссия диалога основывается на миссионерской приветливости, открытости, социальной отзывчивости. Для нее важно личное свидетельство о вере каждого христианина в повседневной жизни. Важно направить усилия миссии на изучение культурных традиций и мировоззренческого базиса каждой конкретной этнической группы, дабы православное просвещение осуществлялось на основе принципа церковной рецепции всех созидательных компонентов национальных культур. Для этого необходимо организовывать специальные духовно-просветительские центры, которые в своих миссионерских программах учитывали бы этнокультурные и этнорелигиозные особенности просвещаемых народов.Вместе с тем следует помнить, что переселенцы, неся с собой свое религиозное мировосприятие, могут влиять на православных, которые еще не до конца утверждены в вере Христовой, и от этих соблазнов их необходимо предостеречь.
5. Миссия примирения. В современном мире, в котором глобализационные процессы, социальное расслоение, активные и массовые миграции людей сопровождаются нагнетанием насилия, экстремизма и этноконфессиональной напряженности, свидетельство и провозглашение необходимости примирения становится одним из ключевых основ православной миссии. Миссия Церкви помогает людям осознать, что примирение необходимо на различных уровнях личного, семейного и общественного бытия, в соответствии с апостольским призывом: "Старайтесь иметь мир со всеми и святость, без которой никто не увидит Господа" (Евр. 12, 14). Православные христиане по своей вере, обычаям и традиции терпимы в бытовой и социальной сферах к иным культурам и религиозным убеждениям. Заповедь Господа Иисуса Христа призывает любить ближнего. А ближний для нас - любой человек, независимо от веры, национальности, пола и социального происхождения. Миссия примирения развивается как "диалог жизни", когда христиане живут и общаются в бытовой и социальной сферах с людьми других вероисповеданий и идеологий. Так люди узнают друг друга, уважают друг друга, учатся друг у друга, потому что, по слову свт. Иоанна Златоуста, "у нас нет ничего общего только с диаволом, со всеми же людьми мы имеем много общего". Все виды миссионерского служения основываются на принципе Божественной любви. Поэтому, непременно оставаясь верными Православию, мы обязаны уважать в человеческом отношении представителей других религиозных вероисповеданий. В то же время наше мирное сосуществование с людьми иных религий не должно пониматься как смешение различных религиозных традиций, как религиозный синкретизм. Миссия примирения включает в себя "диалог общественной деятельности", посредством которого люди различных вероисповеданий трудятся вместе ради достижения гражданского мира, предотвращения конфликтов и экстремистских угроз. Действуя совместно ради созидательных традиционных духовно-нравственных ценностей и более справедливых законов, защищая священный дар жизни и противостоя опасностям глобализации, можно достичь мира между конфликтующими народами, национальностями и культурами, классами, сообществами и странами. Одним из важных аспектов миссии примирения является "миссия примирения в памяти", когда примирение происходит в социально-политическом сознании людей, снимая конфликты, разделения и отчуждения, вызванные гражданскими войнами и резкой мировоззренческой поляризацией общества. В мире, разрываемом политическими, социальными и религиозными конфликтами, миссионеры должны осознавать, что служение примирения и мира дано нам, "потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя преступлений их, и дал нам слово примирения" (2 Кор. 5, 19).