Духовные качества миссионера
Успех православного благочестия во многом зависит от личности самого просветителя, его неустанных трудов и энергии. В связи с этим немаловажным представляется выяснить, какими качествами должен обладать миссионер, чтобы в полной мере соответствовать своему предназначению. Чтобы ответить на этот вопрос, нужно обратиться к истокам, историческому опыту православной миссии, и прежде всего, ко временам апостольским. Основания института апостолов коренится в домостроительной миссии Сына Божия: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю Вас» (Ин. 20,21).
Облечение в апостольское достоинство возможно только через личное избрание, призвание и постановление Богом: «Не вы Меня избрали, а Я вас избрал и поставил вас» (Ин. 15,16).
Но избранием и призванием не ограничивалось действие Божие в отношении апостолов. Даже пережитые смерть и воскресение Христа только частично приоткрыли для них смысл спасительной миссии Бога в мир. Господь по Своем Воскресении «отверз им ум» к разумению ветхозаветных пророчеств, но для полного познания дела Христова и тайн наступающего Царствия Божия была нужда в отверзении внутренних очес и просвещения от Божественного Духа.
Апостолы явились посредническим звеном между Христом Богочеловеком и основанной Им Церковью. По своему существу это служение не могло быть повторяемо, но по функциям не должно было прекращаться в Церкви. Так возникло необходимое для Церкви явление - апостольское преемство. Проповедь приемников апостолов должна соответствовать их «здравому учению», которое имеет авторитет правила веры. Апостольская преемственность в учении, служении и руководстве выразилось в формировании церковной иерархии.
Все члены Церкви - «род избранный и царственное священство» (1 Пет. 2, 9), и истина и благодать принадлежит всем им. Но не все в Церкви являются преемниками Апостолов.
Теперь мы можем обозначить те условия, которым должно отвечать служение миссионера, чтобы соответствовать апостольскому идеалу. Прежде всего, он должен быть живым членом Церкви и проповедовать в согласии с учением церковной иерархии, которая, в свою очередь, в чистоте хранит веру Церкви.
Благодатная жизнь проповедника, стремление к святости являются необходимым условием для апостольского делания. Украшение его души плодами Духа Святаго будет намного действенние для благовестие, чем риторические способности и диалектика мысли.
Проповедь словом неотделима проповедью жизнью: «Тако да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» (Мф. 5;16). Там, где бессильны слова, тем более нужно действовать добрым примером. Апостолы были носителями того же поврежденного естества, как и прочие люди, в их плоти действовал тот же закон, противоборствующий закону ума, и они не избежали великой борьбы за чистоту и святость. «Усмиряю и порабощаю тело мое, дабы, проповедуя другим, самому не остаться недостойным», - пишет апостол Павел.
Миссионеру нужно прежде возделывать ниву своего сердца; путем аскетических подвигов, исполнения евангельских заповедей.
Из истории православной миссии в России мы видим, что русские миссионеры являли собой высокие примеры жизни по Евангелию и многие из них были прославлены Церковью в лике святых.
Какие же качества мы видим у апостолов, наиболее необходимые в этом служении. Прежде всего - это самоотвержение, жертвенная любовь к людям. Настоящей миссии - от апостола Павла до равноапостольного Николая Японского - всегда было присуще самоотождествление миссионера с тем, к кому послал его Бог. Преподобный Герман Аляскинский называл себя «нянькой и слугой здешних народов». Архимандрит Макарий Глухарев лучше родного отца мог утешить всякого страждущего и ободрить печального. Вслед за ним и все алтайские миссионеры самым первым и необходимым качеством настоящего миссионера считали миссионерскую приветливость. У святого Николая Японского главным руководящим правилом было: «сначала завоевать любовь, а потом нести туда слово».
Интересны требования, которые предъявлял святой Николай к миссионеру. Последний должен не только наружно жить среди народа, которому он благовествует, но должен слиться с ним и своей внутренней жизнью и полюбить эту чужую страну, как свою Родину. Ему нужно иметь сердце, способное проникнуться нуждам ближних, почувствовать их скорби и радости как свои собственные. «Я, когда посещаю Церковь, - говорил Владыка, - как бы мала она не была, на то время делаюсь всецело ее членом, так что для меня в то время других церквей, да и всего мира, как будто не существует. Естественно, что все состояние той церкви со всеми местными нуждами, скорбями, радостями, до мельчайших частностей, все целиком вольется в душу, - и трудно ли за тем обсудить, посоветовать, убедить... Все это так просто, все само льется с языка, из сердца».
Миссионера можно обозначить как человека, стремящегося к личному спасению и желающему спасения другим, обладающего потребностью делиться духовными дарами с своими ближними и дальними. «Готов идти пешком, босой», - отвечал равноапостольный Кирилл, учитель славянский на предложение благовествовать иноверцам. Апостол Японии хотел видеть в каждом кандидате в миссионера «искреннее расположение к миссионерскому служению, совершенно свободное желание принять его на себя и твердую решимость навсегда посвятить себя ему».
Еще одним качеством, необходим для благовестника, является смирение. «Кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий - как служащий» (Лк. 22;26). Примером чему были многие миссионеры.
Следующие необходимые добродетели апостолов и миссионеров: мужество, терпение и готовность на страдания за благовестие даже до смерти. По слову Христа Спасителя, гонение и ненависть мира - неизбежный удел всех Его последователей. «Я посылаю вас, как овец среди волков» (Мф. 10; 16). Но Господь не стремиться устрашить учеников, а призывает мужественно переносить предстоящие испытания. Суровая, полная лишений и скорбей школа детства и юности укрепила в будущем апостоле Японии силу воли, выносливость, непоколебимое мужество и надежду на Бога, которые помогли ему не падать духом в тех невыносимых условиях, в которых началось бытие Японской Церкви: над ним издевались, травили собаками, бросали камни, однажды он только чудом спасся от неминуемой смерти.
Также одно из необходимых качеств, которое требуется от миссионера является - терпение. Не раз приходилось Макарию Невскому показывать пример личного мужества - и в опасных путешествиях, и при примирении враждующих, и в случаях заразных болезней. Также большое терпение нужно миссионеру, чтобы дело проповеди и обращение слушателей довести до конца.
Еще одной чертой духовного облика является бескорыстие. Хорошо известно, как святой апостол Павел, чтобы «не давать повод ищущим повода» отказывался от удовлетворения своих насущных нужд со стороны общины коринфских христиан. Апостол Петр умолял пастырей, чтобы они пасли Божие стадо , отвергаясь «гнусной корысти» (1 Пет. 5; 2).
Миссионеру также необходимо знание Священного Писания, святоотеческой мудрости, он должен быть укоренен в учении Церкви.
Высокие требование, предъявляемые к проповеднику Евангелия, говорят о том, что далеко не все могут понести это служение.