Cостоялась лекция "Путь к единству. К объединению Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви"
Тема лекции была связана с самым значимым событием жизни Православной Церкви ХХI столетия - подписанием 17 июня, в праздник Вознесения Господня, в Храме Христа Спасителя в Москве Акта о каноническом общении двух церквей. После более чем 80-летнего перерыва Русская Зарубежная Церковь вошла в состав Московского Патриархата.
Молитва ко Господу, которую сотворил в этот день на совместной Божественной Литургии Патриарх Московский и Всея Руси Алексий, гласила:
«Иже ко Отцу Небесному о ученицех Твоих молитву вознесый, да вси едини будут, призри милостивым оком на люди Твоя согрешившия и не соблюдшия воли Твоея, благослови благое намерение наше и дело единения Церкве к славе Твоей Сам соверши, утоли церковныя соблазны и разделения. Давый нам заповедь Твою, еже любити Тебе, Бога нашего, и ближняго своего, сотвори, да от всех обид и нестроений избавимся, братолюбие же да царствует среди чад Церкве нашея, во Отечестве и разсеянии сущих. Сподоби убо нас ныне внити во святая Твоя и принести Ти жертву безкровную, во еже соединенным быти во едино тело причастием Животворящаго Тела и Честныя Крови Твоея и славословити всем сердцем Твое неизреченное человеколюбие».
Лектор остановился на самых важных этапах истории Русской Зарубежной Церкви. При обсуждении этого события возникают многие спорные вопросы, касающиеся нелегкого пути, пройденного РЗЦ, - сказал он. - Как и почему она возникла? Что представляет собою Зарубежная Церковь - как в каноническом, та и в историческом плане? Всегда ли РЗЦ оставалась истинно Православной церковью? или же уходила в раскол? И, наконец, как следовало присоединять ее к Московскому Патриархату?
Отец Андрей прежде всего отметил, что "был не раскол, а разделение" - ведь во время гражданской войны/1918-1920 гг./ многие епархии, оказавшиеся на территории, занятой Белой армией, оказались отгорожены от Москвы линией фронта. Чтобы сохранить единство Церкви, патриарх Тихон разрешил создавать на территориях, занятых Белой армией, временные церковные управления, - ведь в церковной жизни есть множество вопросов, которые можно решать только объединенно.Такие управления были учреждены, в частности, на юге России. Когда Белая армия вынуждена была оставить Крым, руководство временных церковных управлений эмигрировало в Константинополь.
Далее лектор обратил внимание слушателей на документы VI Вселенского Собора (Каноны XVIII, XIX и Правило 39-е), в которых изложены решения по поводу эмиграции (переселения) духовенства. В них, в частности, говорится о том, что "Аще кто, претерпев насилие, неправедно извержен будет за то, что защищал Истину", - то возвращаться этому человеку или этим людям имеет смысл только тогда, когда гонения прекратятся. То есть,именно решениями VI Вселенского Собора оправдывается эмиграция духовенства после Октябрьского переворота. В эти годы, сказал отец Андрей, происходило страшное, небывалое гонение. Уничтожался и сам человек (священник), и те, за кого он отвечал (причт, прихожане). И далее гонения усилились. Православной Церкви Московского Патриархата пришлось претерпеть множество бедствий, выживать и сохранять веру в Господа в крайне тяжелых условиях насилия богоборческой власти, приведшего к гибели миллионов людей.
В 1920 году в Константинополе покинувшие Россию архиереи образовали Высшее Церковное Управление За границей. В 1921 году управление переехало в Югославию, в Сремские Карловцы, и в том же году там был созван 1-й Всезарубежный Русский Церковный Собор. Этот год стал датой основания Русской Православной Церкви За границей.
В течение последующих лет Зарубежная Церковь считала себя частью Русской Православной Церкви. Разрыв отношений с Московской Патриархией произошел после принятия в 1927 году декларации главы РПЦ митрополита Сергия /Старогородского/ о лояльности Русской Православной Церкви к советскому правительству. Заявление же это было сделано с целью сохранить Церковь в безбожном государстве. Однако иерархи Зарубежной церкви отказались подписывать декларацию, и РПЦЗ прекратила какие-либо отношения с Москвой.
С 1927 года и вплоть до распада СССР высшее духовенство РПЦЗ категорически отказывалось от любых контактов с московскими иерархами. Представители РПЦЗ видели два главных препятствия на пути к единению церквей: официально не прозвучавшее со стороны Московского Патриархата осуждение заявления митрополита Сергия и участие РПЦ в экуменическом движении, объединяющем все христианские конфессии.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий II неоднократно призывал иерархов РПЦЗ к примирению и предлагал провести совместную встречу руководства двух церквей. Но, как сказал он в своей речи, существует "небольшая, четко очерченная группа профессиональных раскольников, стремящаяся заработать политический капитал на вмешательстве в проблемы воссоединения. Их имена известны… ".
Но, несмотря на возникшее разделение, подчеркнул отец Андрей, ни один из ныне здравствующих иерархов РЗЦ не находился ни под прещением, ни под судом и никем не был лишен сана. Равно как и созванный в 1921г. собор Русской Зарубежной Церкви не объявлял неправославной Русскую Православную Церковь Московского Патриархата. По слову Патриарха Алексия, "...Мы воспринимали Русскую Церковь за границей как плоть от плоти нашего народа, как неотъемлемую часть Русской Церкви, трагически отделенную от нас вследствие страшных событий ХХ века: революции, гражданской войны... Мы всегда верили, что это разделение – временное, потому что вера у нас одна, святыни общие, и одно Отечество, где бы ни жили его чада. Нам было больно от этого, виделось непонимание – а то и нежелание понять – со стороны тех, кто все же находился не в таких тяжелых условиях. Конечно, бывало, что резкие заявления звучали и с нашей стороны. Думаю, не об этом теперь нам надо вспоминать, а, как учил Апостол, забывая заднее, простираться вперед (Флп. 3. 13). "
Разделение церквей - означает и раскол в народе, отметил в заключение отец Андрей. Теперь, когда церкви объединились, наступает и новый этап в истории нашего Отечества.