Конференция «Тоталитарные секты — угроза личности, семье и государству»
25 декабря 2007, 8 288, Миссия / СТАТЬИ / Лекторий [mp3]
25 декабря в помещении Одесской национальной юридической академии состоялась научно-практическая конференция на тему «Тоталитарные секты — угроза личности, семье и государству» при участии известного православного богослова, эксперта по проблемам экспансии тоталитарных сект А. Л. Дворкина.
На конференцию были приглашены проректор ОНЮА по научной работе, зав. кафедрой теории государства и права Ю.Н.Оборотов, главный специалист Управления по делам национальностей и религий Одесской облгосадминистрации Ю. А. Милевич, кандидат медицинских наук, преподаватель кафедры психиатрии и медицинской психологии ОГМУ В.В.Сушко, старший преподаватель кафедры философии ОНЮА Е.Э.Никитченко, руководитель Запорожского центра помощи жертвам деструктивных культов «Диалог» священник Александр Мирошниченко, юрист Одесского апелляционного административного суда В.А. Настич, консультант экспертного Международного института социального и психологического здоровья г. Одессы Ю.В.Педяш, зам. начальника Департамента психологической безопасности при Международной полицейской ассоциации г. Харькова А.В.Чернай, кандидат технических наук В.Ф.Чернай (г. Харьков).
С приветственным словом к участникам конференции обратился председатель Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиерей Олег Мокряк. В ходе пленарного заседания были освещены темы: деятельность религиозных объединений в Одесской области (Ю.А. Милевич привел подробную статистику); влияние тоталитарных сект на личность человека (В.В. Сушко раскрыл данный вопрос с точки зрения судебной психиатрии); психологические механизмы контроля сознания на примере коммерческих культов (отец Александр осветил деятельность фирмы «AmWay» и тему сетевого маркетинга в целом); проблемы реабилитации лиц, пострадавших от группового психологического насилия (Ю.В.Педяш привел конкретные примеры работы с людьми, попавшими под влияние тоталитарных сект). Работу по противодействию явлениям сектантства в Украине охарактеризовал А.В. Чернай. Далее В.Ф. Чернай рассказал об исторической подоплеке сектантства. В.А Настич дала подробную оценку криминалистическим аспектам деятельности тоталитарных сект. Е.Э.Никитченко осветила основные положения Закона Украины о свободе совести. Этот доклад вызвал бурную реакцию зала, так как из него следовало, что ни одно вероисповедание не должно преследоваться законодательно. А.Л. Дворкин в ответном слове сказал, что существуют религиозные объединения, изначально деструктивные, приводящие к распаду личности, а подобную деятельность необходимо пресекать.
Также А.Л. Дворкин сделал доклад, в котором дал определение классическим и тоталитарным сектам и охарактеризовал особенности работы с представителями того или иного направления (с представителями классических сект диспут возможен, а представители тоталитарных, как правило, не слышат собеседника ). Приведем некоторые тезисы его доклада.
В первую очередь, он определил, чем отличается религиозная конфессия от секты.
Церковь – это организация с иерархической культурой, определённым структурированным богослужением (католицизм, протестантизм).
Классическая секта – это сравнительно небольшая культурно закрытая организация, главный смысл идеологии которой - противостояние основной религиозной традиции страны (к примеру, баптисты).
Баптисты существуют в мире около 300 лет. Известна ли нам, спросил А.Л. Дворкин, баптистская культура? Знаем ли мы баптиста-мыслителя, баптиста-художника, культурного деятеля? Нет, так как секта не может быть культурообразующей. Человек в секте живёт только её интересами, внутри неё. Он не может принести видимой пользы обществу, посвящая себя узкой направленности.
Тоталитарная же секта – это особого рода тоталитарная организация, главный смысл существования которой - власть и деньги для руководства и ближайшего окружения и которая для этих целей прикрывается различными масками – религиозными, политическими, коммерческими и т.п.
Используемые в тоталитарных сектах приемы таковы: обман при вербовке, обожествление лидера организации, контролирование сознания членов, эксплуатация (часто члены секты не должны общаться с семьей, не имеют личного времени) и т.п. При этом тоталитарная секта - совсем не обязательно религиозная организация. Например, секта «Свидетели Иеговы», несмотря на внешнюю религиоподобную окраску, является коммерческим культом со всеми его признаками.
Во второй половине дня в ходе семинара А. Л.Дворкин остановился также на деятельности «Свидетелей Иеговы», пятидесятников, сторонников канонизации Григория Распутина и Иоанна Грозного и ответил на вопросы слушателей.
В рамках конференции состоялась презентация документального фильма «Обыкновенные истории».
Лента рассказывает о секте сайентологов и её жертвах.
Потеря социальных связей, зависимость, тяжёлые психические расстройства, распад личности, самоубийства…
Такова реальная цена за попытку наладить свою жизнь при помощи «Сайентологической церкви», представители которой тоже — со своими целями - побывали на конференции. (Кстати, церковью это объединений не является, как отметил А.Л. Дворкин в своем докладе, это — тоталитарная секта со всеми стандартными признаками. Агрессивное поведение сектантов объснялось тем, что А.Л. Дворкин в своих выступлениях раскрывал истинную сущность деятельности сект.) Это были молодые парни и девушки — в возрасте около 20 лет. Прибыли они со своими листовками, которые — как и представители «Фалуньгун» - пытались раздавать в коридоре, а также пройти с ними в зал. Вели себя они достаточно самоуверенно, поэтому листовки пришлось отнять (с обещанием вернуть при выходе из зала). Но, получив листовки назад, сектанты тут же принялись снова распространять их — на этот раз уже на улице, откуда были препровождены отрядом охраны. Отрадно заметить, что некоторые из них впоследствии вернулись и сели уже в первом ряду.
Вместе с ними были и тесно сотрудничающие с «Дианетикой» представители «Фалуньгун». Они вели себя агрессивней и при попытке нашего корреспондента их сфотографировать один из фалуньгуновцев хотел отнять фотоаппарат (что, впрочем, не удалось).
Добавим, что в результате визитов представителей «Дианетики» и «Фалуньгун» к руководству Политехнического университета, Педагогического университета и Института Сухопутных войск лекции в этих вузах были отменены, но, несмотря на усложнение ситуации, 26 декабря А.Л.Дворкин выступил в зале Андреевского подворья, а затем — в одной из аудиторий Юридической Академии. В ходе этих лекций он подробно рассказал о коммерческих культах, психокультах, деятельности неопятидесятников и харизматов.
Мы благодарим смелого человека и выдающегося специалиста Александра Леонидовича Дворкина за цикл чрезвычайно интересных встреч и выражаем надежду, что он еще не раз посетит Одессу.