Преполовение Пятидесятницы
Преполовение Пятидесятницы
В среду 4-й седмицы празднуется Преполовение Пятидесятницы, т. е. половина времени от Пасхи до Пятидесятницы. В этот день вспоминается то событие из жизни Спасителя, когда Он в преполовение праздника Кущей учил в храме о Своем Божественном посланничестве и таинственной воде, под которой понимаются благодатное учение Христово и благодатные дары Святого Духа.
Прелоловение святой Пятидесятницы относится к древним христианским праздникам. Если начало его нельзя видеть в правилах Апостольских (37 пр.) и собора Антиохийского (20 пр.) о собрании поместных соборов на четвертой неделе Пятидесятницы, то уже во времена святого Иоанна Златоуста он является существующим и установленным святой Церковью. В V в. Анатодий Константинопольский, в VII пр. Андрей Критский, в VIII св. Иоанн Дамаскин, в IX пр. Феофан Исповедник воспели Преполовение в духовных песнях, которыми и теперь святая Церковь восхваляет Господа в этот праздник. Стоя между днем Пасхи и днем Сошествия Святого Духа, праздник Преполовения служит связью между этими двумя великими христианскими торжествами: вместе с продолжающимся чествованием первого из них в Преполовение напоминается и приближение праздника Сошествия Святого Духа, а также и праздника Вознесения Господня. "Просветившеся братие, — взывает к нам святая Церковь, — воскресением Спаса Христа, и достигше преполовения праздника Владычня, преи скренно сохраним заповеди Божия, да достойни будем и Вознесение праздновати, и пришествие Святого Духа;" "Божественных праздников преполовения достигше, совершенною Божественною добродетелию обучитися потщимся, Богомудрии."
Православная церковь в день Преполовения молится 'о напоении всех жаждущих спасения водами благочестия'. Совершается обряд освящения воды на реках, озерах, в колодцах - и вода эта считается целительной. Жители деревень в сопровождении священника отправляются на поля, засеянные хлебом, и священник окропляет нивы святой водой, а крестьяне молятcя Всевышнему о ниспослании обильного урожая.
ПРАЗДНИК ВОДЫ БЕССМЕРТИЯ.
СЛОВО НА ПРЕПОЛОВЕНИЕ ПЯТИДЕСЯТНИЦЫ.
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Сегодня мы празднуем праздник Преполовения Пятидесятницы. Казалось бы, что тут праздновать? Если есть какой-то длинный период в 50 дней между Пасхой и Пятидесятницей, то понятно, что когда-то наступит середина, что этот день придется на среду, и само по себе это никакого праздничного содержания не имеет. Но оказывается иначе. Оказывается, что с этим периодом, который наступает в середине пятидесятидневного праздника, еще в Ветхом Завете были связаны разные праздничные события. И, прежде всего, в Ветхом Завете прямо в Законе Моисеевом был установлен второй праздник Пасхи. Он совершался ровно через месяц после первого. Потому что по правилам Закона Моисеева необходимо было, чтобы все иудеи в праздник Пасхи и в два других великих праздника, т.е. всего трижды в год, собирались в Иерусалим, - и отсюда еврейское название праздника "хаг", что точно соответствует арабскому "хадж", т.е. именно чтобы все приходили в то место, где совершается праздник (а потом для мусульман местом хаджа стала Мекка). Но даже уже тогда, когда эти законы принимались, было понятно, что все одновременно не смогут придти в Иерусалим, потому что людям просто нельзя было оставить свои жилища и территории, потому что их захватили бы неприятели, не говоря о том, что и физически не все могли так вот приходить. Поэтому через месяц после большого праздника было назначено его повторение, чтобы в Иерусалим пришли в это время те, кто раньше не смог этого сделать. И естественно, что в этот праздник повторялись события, связанные с Пасхой. Однако они повторяются не в точности так, как это было в сам праздник Пасхи. И отличие здесь не только в том, что торжественность несколько меньшая, но и в содержании тоже. Есть очень вероятная гипотеза (скорее всего, так и было), что в ветхозаветные времена постепенно в этот день стали особенно праздновать избавление от потопа, который был при Ное. И видимо, этот обычай унаследовало раннее христианство. И действительно, если сама Пасха - это избавление от вод Чермного моря, переход (еврейское слово "песах" и означает "переход") через Красное море, как мы его теперь называем, когда евреи прошли и были спасены, а гнавшиеся за ними войска фараона утонули, то подобные этому события произошли и во время всемирного потопа, когда погрязшее в грехах человечество все утонуло, и только небольшое семейство праведника Ноя было спасено.
Но не только к этому сводится христианский праздник Преполовения Пятидесятницы. Несмотря на то, что мы ничего не находим об этом в Евангелии, богослужение и даже сам тропарь праздника нам постоянно сегодня говорит о воде бессмертия, которую нам дает Христос. То есть не просто нас Господь избавляет от воды погибельной, о которой говорит Псалмопевец: "Углебоша воды до души моея", - но дает нам воду бессмертия, о которой тоже говорилось в Ветхом Завете: "Приидите, почерпите воду безсмертия". И Господь Сам говорит в Евангелии: "У верующего в Мя из чрева потекут реки воды живы". Действительно, вода - это символ, который сам по себе означает жизнь вечную. Недаром во время освящения воды мы молимся, чтобы эта вода стала "скачущей в жизнь вечную", и недаром сама вечная жизнь называется неким бессмертным источником - вот мы даже и перед причастием поем: "Тело Христово приимите, источника бессмертного вкусите". Это источник бессмертия понимается в том числе и как водный источник.
Ну, а чтобы уже завершить перечисление этих образов, надо вспомнить, что в Ветхом Завете Царство Небесное уподобляется храму, который видел пророк Иезекииль, и в этом храме вместо Святого Святых был источник воды, который напоял всю вселенную. Я говорю: "был", потому что его когда-то видел пророк Иезекииль - а на самом деле можно сказать, что он будет, потому что речь идет о будущем, а можно сказать "есть", - потому что речь идет о Церкви, которая уже сейчас являет нам вечность.
Вот какой глубокий по содержанию праздник мы празднуем сегодня, но, к великому сожалению, в народном благочестии значение этого праздника совершенно стерлось, и люди как-то даже не стремятся придти в церковь и вникнуть в богослужение этого праздника. И это, конечно, очень плохо, потому что вот так, постепенно отрываясь от глубокого содержания и праздников, и постных дней, и вообще всего того, чему нас учит Церковь, прежде всего, в своем богослужении, отрываясь от всего этого, мы сначала впадаем в такую рутину, когда мы вроде бы и не грешим, но занимаемся какими-то своими мелкими делами, которые в любом случае ничтожны и для нашей жизни часто мало что значат, отвлекаемся сначала на эти сами по себе безгрешные и, может быть, даже необходимые для нас дела, и перестаем думать о божественном. А потом постепенно - причем иногда нам на это нескольких дней хватает - привыкаем к тому, что наша жизнь измеряется какими-то совершенно бытовыми вещами; мы перестаем себя равнять на то, на что нас ориентирует богослужение, и вот тут уже удержаться от какого-то прямого греха становится практически невозможно, потому что здравые критерии полезного и вредного у нас постепенно стираются и вовсе исчезают. Поэтому, может быть, первый и главный вывод, который нужно сделать в результате празднования такого вот несколько забытого в народе, но до сих пор, по церковному уставу, очень важного праздника Преполовения Пятидесятницы, заключается в том, что нельзя отпадать от Церкви даже не только физически, не дай Бог, в ересь какую-нибудь, или отпадать от причастия, но нельзя отпадать от нее и в жизненных ориентирах. То есть мы постоянно должны знать, что сейчас совершается в Церкви, что празднуется, какие святые празднуются, кто они такие были. И тем более это относится к периоду великопостному или к таким праздничным периодам, как Пятидесятница. Аминь.
Иеромонах Григорий (Лурье)