Серьёзный взгляд на детские игрушки
Грядёт праздничная неделя, и дети разных возрастов, с нетерпением ожидают подарков. Самое подходящее время задуматься над тем, что подарить, и главное какую роль может сыграть подаренная игрушка в жизни ребёнка.
История игрушек также длинна как история самого человечества. Они бывают совершенно разные, от деревянных до изготовленных из более сложных материалов. Игрушки с давних пор предназначались не только лишь для развлечения. Во все исторические эпохи игрушка была связана с процессом игры - ведущей деятельностью, в которой формируется типичный облик ребенка: ум, физические и нравственные качества. То есть игрушка несёт на себе функцию, прежде всего воспитательного характера, в то время как взрослые заняты другими важными делами. Игрушка помогает ребёнку познавать окружающий мир, приучает его к целенаправленной, осмысленной деятельности, способствует развитию мышления, памяти, речи, эмоций. Самая древнейшая из всех игрушек - это кукла.
Издавна кукла была традиционной игрушкой и в русских семьях. Причем играли в тряпичные куклы все - не только девочки, но и мальчики до 7-8 лет, а потом их игры начинали строго разделять. Для малышей куклы изготавливали мамы и бабушки. Подрастая, дети сами начинали их шить. Так, пятилетняя девочка уже вполне могла самостоятельно смастерить себе куклу. В играх дети постигали искусство рукоделия, а затем их мастерство шить, вышивать и т.д. оценивалось взрослыми.
Игрушка в России до XVIII века называлась потеха, потешка.
Многим знакома фраза «тяжёлое детство - деревянные игрушки». Деревянная игрушка известна на Руси с глубокой древности. Еще в IX в., а может быть и раньше, у восточнославянских племен, живших на реке Волхов, были в обращении деревянные игрушки. Игрушка XVIII в. сохранилась до наших дней в небольшом количестве.
Во второй половине XIX в. в селе Лысково Нижегородской губернии делали коньки-каталки.
Лысковские коньки, выполненные из плоских дощечек и поставленные на две пары колес, имели очень выразительный силуэт. А вот такими были куклы средневековой Европы:
Рыцарь, Нюрберг 1520 год
Изготовленные из дерева, глины и прочих естественных материалов, с реалистической достоверностью отражали облик эпохи.
Кукла из глины, Нюрберг 1459 год
Обратите внимание на устрашающий вид большинства игрушек, которые скопированы из детских мультиков последнего десятилетия. Ужасные динозавры, кибер роботы, черепашки ниндзя, солдаты с пушками, демоны, трансформеры, снабженные различным оружием и много другой нечисти, которые не соответствуют санитарным нормам, несут агрессию, издают неприятный звук или сделаны из материалов ядовитого цвета. Их вид не может приносить эстетического удовольствия от созерцания и тем более от игры с ними.
Такая игрушка ничего кроме агрессии и жестокости у ребенка вызывать не может.
Если оглянуться на наше недавнее прошлое можно проследить интересную картину того, как менялся облик игрушки:
В 30 е годы прошлого века считалось, что куклы не должны носить платьев и быть барышней (шла так называемая «борьба с пережитками буржуазного прошлого»).
В военные годы мамы делали кукол своими руками, а дети раскрашивали их.
В 50-е кукол начинают выпускать в большом объёме и игрушка становиться общедоступной. В гардеробе пупсиков - национальные костюмы народов СССР.
60-е в Эру космических полётов лошадок потеснили с полок детских магазинов луноходы и ракеты. Стали популярны фигурки космонавтов. А во времена Хрущева в моде игрушка-кукуруза.
В 80-е над кубиком Рубика ломают голову и детвора, и взрослые, появляются тетрисы.
В 90-х на прилавках появляется Барби, отечественная продукция практически исчезает. Детские магазины оккупируют китайские игрушки, среди прочих невероятно популярные Тамагочи. Каждый ребёнок мечтает «завести» себе электронную зверушку, кормить его, лечить и всячески заботиться. А когда надоест - просто выключить. Со временем маленькая электронная игрушка из виртуального персонажа перерастёт в реального робота, по сути являющегося аналогом.
Всемирно знаменитая кукла Барби заслуживает пристального внимания. В старину девочки из богатых семей тоже играли с разряженными куклами, изображавшими светских дам. Воспроизводили они в игре модели поведения взрослых женщин своего круга.
Это тоже была репетиция реальной жизни, подготовка к роли светской дамы. А к чему готовятся современные девочки, играя в Барби? Яркий макияж, нескромная одежда, кого она может изображать?
Такие игрушки это неосознанный призыв ребенку: вот какой должна быть девочка. И девочки сравнивают и отождествляют себя с ней. Возьмите любую куклу "до эпохи Барби": малыша-голыша, резиновую или пластмассовую девочку, принцессу с фарфоровым личиком, - и вы сразу заметите, что даже у самой расфуфыренной кукольной красотки не было тех форм взрослой женщины, которые есть у любой модификации Барби. Вроде бы пустяк, а на самом деле поистине революционный переворот. Традиционная кукла недаром лишена взрослых форм. Это прообраз ребенка. А девочка, играя, становится в опекающую материнскую позицию. С Барби же в "дочки-матери" толком не поиграешь. Какая из нее дочка? В результате материнский инстинкт у девочек не формируется правильно, он остаётся в зачаточном состоянии. Девочки начинают сызмальства ориентироваться не на создание семьи, а на что-то другое.
К слову сказать, Барби уже не так модна, сегодня на пике популярности кукла Братц.
Усовершенствованная Барби имеет искаженные пропорции (которые делают её похожей больше на насекомое, а не на человека: огромные глаза и губы, тонкие ручки-ножки на коротком торсе, почти отсутствует нос). А туфли у нее снимаются с частью ноги!
Символами десятилетия начала 2000-го года можно смело назвать Человека-паука, телепузиков и динозавров. Но визитная карточка XXI века все же компьютерные игры. На смену пупсикам и зайчикам приходят «квесты» и «стрелялки».
Создаётся впечатление, что люди всё больше отрываются от реальности повседневной жизни. Что стало тому причиной? Вседозволенность перестройки или свободомыслие демократии? Этот вопрос ещё предстоит решить, но так или иначе очевидно, что подобная вседозволенность более чем негативно влияет на наших деток. Если мы сами ничего не противопоставляем навязчивому миру рекламы.
Дети всегда просят родителей купить именно те игрушки, повторяющих героев мультиков (либо фильмов), которые дети видят на экранах телевизоров, или имеют в компьютерных играх.
Все остальные игрушки, как правило, спросом не пользуются. Либо дети играют в них слишком непродолжительное время, а потом снова переходят к игрушкам, раскрученным по телевиденью, а в современных детских мультиках фигурируют в основном чудища.
Это драконы и тому подобные агрессивные персонажи, всякие герои с противоестественной физиологией (например Человек-паук), либо просто герои (солдаты в форме и с оружием). Раньше конечно тоже играли в «войну», разделялись между собой, после долгих споров, на «немцев» и «наших». Но если раньше в таких играх превалировали зачатки доблести, отваги и желание защитить и отстоять родину, то теперь игра принимает захватнический характер. И враги радикально изменились, теперь стали убивать инопланетян.
Отдельную категорию составляют всякие черепа, мертвецы, и прочие выходцы с того света. Когда дети видят их на прилавке, то просят купить именно их, а не что-либо иное. Играя с ними, ребенок становится жестоким и злым.
У детей пользуются популярностью страшные, свирепые и агрессивные игрушки. Именно их обсуждают дети при совместном общении. Если какому-то ребёнку родители не покупают "то, что есть у всех", ребёнок становится изгоем в детском коллективе.
В последнее время в моду стали входить куклы изображающие персонажи потустороннего мира, которые пользуются популярностью среди представителей различных субкультур. Коллекционные куклы Living Dead Dolls (Живые мёртвые куклы) от Эда Лонга и Дамиана Глонека. Успешно выпускаются и продаются вот уже в течении 10 лет.
Недавно эти куклы в небольших количествах стали появляться в российских интернет-магазинах. Это коллекционная серия создана, как говорят на любителя, но неисключено что после просмотров мультфильмов про приключения инфернальных существ ребёнок может заинтересоваться подобной продукцией.
«Есть и еще одна опасность, подстерегающая детей, играющих со "страшными" игрушками, - рассказывает одна мама. Впервые я задумалась об этом после того, как у нас побывал в гостях четырехлетний мальчик из православной семьи, где очень серьезно относились к вопросам воспитания.
Моя дочка, которой было тогда лет семнадцать, с удовольствием возилась с ним целый вечер, предоставив в его распоряжение все мягкие игрушки, которые ей когда-то надарили друзья и родственники.
И потом с удивлением рассказывала:
- Представляешь? Егор брал в руки только зверюшек с закрытой пастью. А от тех, у которых видны зубы, отказался наотрез. Я ему и дракончика предлагала, и собаку, и динозаврика. "Нет, - говорит, и все! - Зубастые кусаются". Так и не стал с ними играть. Странный какой-то ребенок...
Я тоже удивилась, а потом сообразила, что перед нами, можно сказать, уникум: ребенок, не испорченный современной масс-культурой. Стремясь оградить мальчика от дурных влияний, родители отказались от телевизора. У бабушки или в гостях Егор иногда смотрел мультики по видео, но только отечественные, так что к западной стилистике не был приучен. Игрушки для него тоже отбирались очень строго: никаких "монстриков" и покемонов. В садик он не ходил. Так что ничего странного в его поведении не было. Наоборот, мальчик воспринимал мир так, как и должен воспринимать его ребенок. Страшное его пугало, а не притягивало. Безобразное отталкивало.
И среагировал он совершенно нормально. Ощерившийся зверь опасен, он действительно может укусить, и лучше держаться от него подальше. Даже от игрушечного. При этом Егор вовсе не был трусишкой. Скорее, наоборот. Но в нем заговорил нормальный инстинкт самосохранения.
У тех же малышей, которых безобразное или страшное притягивает, инстинкт самосохранения повреждается. И это может привести к плачевным последствиям. Например, немного повзрослев, они вполне могут потянуться к наркотикам, вполне осознавая их опасность. Но сработает усвоенный с детства стереотип: опасное будет их притягивать, а не отталкивать».
Страшно представить, кем может вырасти малыш, играющий с нежитью. Ведь, по словам детских психологов впечатления, полученные ребенком в возрасте от 2,5 до 5 лет, сохраняются особенно долго.
Конечно же родители, покупая очередную игрушку, хотят порадовать свое дитятко. Но будьте благоразумны и проанализируйте, какой вред может принести та или иная игрушка ребенку. И помните, что то, что смотрят наши дети по телевизору, то с чем они играют должно воспитывать в детях лишь положительные качества. Вспомните советские игрушки и мультфильмы. В каждом из них была мораль, воспитывающая в детях чувство доброты, заботы, достоинства, чести, ответственности.
Там не было ни зла, ни агрессии, ничего что могло бы навредить ребёнку. Добро всегда побеждало зло, сейчас же отличия между добром и злом почти перестали существовать.
Искажённые гримасы становятся «милыми и симпатичными», причинение боли и даже убийство - естественным. Это, в сущности, касается виртуальной реальности, когда ты ежедневно убиваешь тысячи компьютерных монстров, а сам не чувствуешь боли. И самая главная опасность, которую таит в себе не естественно красочный мир компьютерных игр заключается в том, что ребенок, лишенный живого общения, не проходит так сказать, «школу жизни» и привык жить в мире, которого не существует, который кардинально отличается от реального.
Воспитательная задача и ответственность родителей в том, чтобы минимизировать негативное воздействие на детей. Следует более внимательно и серьёзно подходить к выбору игрушек для своих или чужих детей, объяснять, комментировать и играть совместно, что даст незаменимый опыт и возможность усвоить много нового, важного и полезного для всех участников игры.
Особенно полезно создавать игрушки своими руками, приглашая поучаствовать в процессе ребёнка. Спроектировать и выполнить их не так уж и трудно, тем более вместе с ребёнком процесс выполнения несёт воспитательный характер.
И не нужно тратить деньги на некачественные вещи, которые со временем всё равно выкидываются. Сам процесс создания - это и игра и обучение. Материалами может служить любая «ерунда», кусочки лоскутов, бумага, пуговицы и т. д.
Не говоря уже о изобилии природных материалов - шишек, камушек, веточек и прочем.
Какое всё-таки удовольствии с любовь смастерить, пусть даже незначительную вещь, для своего ребёнка. Сколько радости принесёт такая вещица!
И что немаловажно понять родителям - любой игре надо научить. Недопустимо оставлять своё чадо одного в обществе игрушек, пусть даже самых лучших. Не виноват ребёнок в том, что не умеет обращаться с куклами и зверушками.
Прежде, чем купить игрушку, серьезно задумайтесь над тем, какую она несет педагогическую и психологическую нагрузку. Чему научит и какие чувства пробудит? С кем отождествит себя ваш сын или ваша дочь? Играя, ребенок примеряет на себя разные роли, которые затем опробует в жизни.
Так давайте постараемся, с Божией помощью, чтобы ему пришлась по вкусу роль доброго, заботливого и благородного человека.
Костенко Валерия