Состоялась лекция "Путь к покаянию"
В пятницу, 23 мая, протоиерей Вячеслав Рубский, настоятель храма св.мц. Царицы Александры прочел в рамках православного лектория лекцию «Путь к покаянию».
Она длилась более чем два часа, но пришедшие (их было более 60 человек) слушали отца Вячеслава с неиссякаемым интересом. После лекции ему было задано множество вопросов, касавшихся темы.
Вначале лектор обратил внимание слушателей на то, что во всех религиях есть суррогат православной истины, - сказал он. Душа человека, по слову Тертуллиана, по своей природе — христианка, и тянется ко Христу, и люди, принадлежащие к иным религиям, инстинктивно стремятся к покаянию перед Господом. Но, к примеру, по знаменитой «Книге мертвых» Древнего Египта, в загробном мире (в этой жизни у них нет исповеди) человек должен прежде всего оправдаться перед богами («Я чист, не убивал, не крал, не причинил никому боли...» и т.п.).
У католиков существует убеждение, что на исповеди человек не должен испытывать дискомфорта, что достаточно не глубокого, но поверхностного покаяния. У протестантов исповедь происходит коллективно в собрании и молча — священник задает вопросы, а люди про себя отвечают на них, и таким образом происходит «покаяние». Сторонники учения Рериха любят говорить, что они исповедуются «друг другу», и этого достаточно. В Индии поклонники кровожадной «богини» Кали (жены Кришны) на празднике, ей посвященном, причиняют себе всевозможную боль — ходят по углям, висят на крючьях, протыкают себя металлическими прутьями — все для того, чтобы она увидела, как они ради нее страдают, то есть, опять же, для самооправдания.
Православная же исповедь в первую очередь отличается тем, что человек должен прийти на нее с «сокрушенным и смиренным» сердцем. Но само сокрушение не есть исповедь. Ведь как человек может осознать, что он не в состоянии ходить? Он должен попытаться встать. Так и с грехом: чтобы узнать, в чем же, собственно, ты должен каяться, ты должен начать действовать, то есть пытаться жить праведно, ибо ничто так не открывает бездну грехов, как праведная жизнь. Ведь характерно, что наиболее грешными всегда считали себя праведные люди.
Еще лектор отметил, что совершенно уничтожать себя при покаянии человек не должен. Смысл исповеди, сказал отец Вячеслав, в растождествлении себя и своих грехов. Грех — это болезнь, а человек и его болезнь — не одно и то же. Об этом нужно постоянно помнить.Ведь Господь нас видит драгоценными, Он создал нас по образу и подобию Своему и ради нас взошел на Крест. Значит, человек прежде всего должен думать о своей душе, о ее спасении. Беда юноши из Евангелия, который не смог допустить мысли о том, чтобы раздать имение нищим и идти за Господом, в отождествлении себя со своим имением. Высший же пример отречения от мира — это Христа ради юродивые. Они отставляют в сторону даже социальное положение — ради следования за Господом.
Далее отец Вячеслав говорил о повседневном исповедании грехов и о перечнях грехов, очень распространенных сейчас (и порой парадоксальных), о том, что надо осознавать, в чем смысл каждого греха и о чем говорить на исповеди. Важно ведь не только ощущать глубину своего падения, но и — в первую очередь — бороться с грехами, вставать и идти дальше. Ведь покаяние святые отцы именуют вторым Крещением — но уже в слезной купели.
Следующая лекция - «Опыт церковной борьбы с недугом пьянства» - состоится в пятницу, 30 мая, в 18.00. Ее прочтет иерей Александр Волоконский, настоятель храма св. Апостола Луки в с. Красноселка.