Заседание православного дискуссионного клуба
По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела митрополита Одесского и Измаильского 31 марта 2011 года в 18 часов председателем Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии протоиереем Олегом Мокряком совместно с Национальным университетом «Одесская юридическая академия» организовано обсуждение в дискуссионном клубе чрезвычайно актуальной темы: «Золотое правило нравственности». Лектор – кандидат философских наук, доцент кафедры философии Национального университета «Одесской юридической академии» Шамша Игорь Владимирович. В обсуждении предлагаемой темы приняли участие студенты НУ «ОЮА», МГУ и все желающие.
В вступительной части своего доклада Игорь Владимирович указал на актуальность обсуждаемой темы, поскольку по результатам «Круглого стола» «Новая гуманитарная политика Украины», который проходил в Национальном институте стратегических исследований 28 мая 2010 года, стало понятно, что религиозная составляющая играет важнейшую роль в жизни современной Украины. Трудно с этим не согласиться, потому что просвещение без Бога – это помрачение.
Устаревшие понятия о разделении церкви и государства сейчас не актуальны, но более правильно говорить о партнёрстве церкви и государства, не о отделении, а о разделении, распределении функций, и это нужно зафиксировать в пределах действующего законодательства.
Переходя к теме дискуссии лектор отметил, что современная формулировка золотого правила нравственности гласит: «Не поступай по отношению к другим так, как ты не хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это значит, что различают положительную и отрицательную формулировки золотого правила нравственности. И положительная формулировка является более сильной, чем отрицательная.
Игорь Владимирович подчеркнул, что можно выделить три основных формулировки золотого правила нравственности:
- правило чувства или сопереживания (чего себе не желаешь, того другому не делай);
- правило долга (чего в другом не любишь, того сам не делай);
- правило взаимоуподобления (поступайте по отношению к другим так, как хотите, чтобы они поступали по отношению к вам).
Исторически золотое правило нравственности возникает в глубокой древности. Причем многие народы независимо друг от друга открыли это правило. Это говорит о том, что золотое правило нравственности является необходимым этапом в развитии человеческой природы. В кратком историческом обзоре было выделено следующие источники: «Махабхарата» - У век до н.э. (Индия), Конфуций (Древний Китай), Древнеиудейские источники, в рассуждениях греческих философов и мыслителей – Фалеса, Геродота, Гомера, Эпиктета, Демокрита, Сократа, Платона. Над золотым правилом нарвственности размышляли Августин Блаженный, Томас Гоббс, Спиноза, Джон Локк, Томасиус , Гердер и другие.
Библия упоминает золотое правило нравственности трижды:
- Книга Товита;
- Евангелие от Луки;
- Евангелие от Матфея – «Итак, во всем как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в этом закон и пророки».
Итак подводя итог, необходимо отметить, что золотое правило нравственности : «Поступай с ближними так, как бы ты хотел, чтоб поступали с тобой», - очень необходимо в нашей жизни. Не только присутствие этого Правила в истории, печатных источниках, в нашем уме, самосознании, а в исполнение такого. Потому что никто, наверное, не хочет, чтобы его обижали, обсуждали, унижали, оскорбляли, нам от этого плохо. С каждым годом люди ожесточаются всё больше и это плохое отношение, обращение, все слова и даже нехорошие мысли, которые чувствуешь от людей, окружающих тебя, выбивают из колеи, больно ранят. Каждому хочется, чтобы с ним обращались хорошо, почему бы и себе так не делать. Ведь Господь Иисус Христос сказал: «Какою мерою меряете, такою и возмерится вам, и все доброе, сделанное ближнему, сторицею возвратится вам, если не в этом, то в будущем веке». Из этого следует, что с ближними надо обращаться хорошо. Но без любви это невозможно. Надо любить ближних, как самих себя. И уже тогда, когда будешь любить ближнего, как самого себя, тогда и будешь делать для него, как для себя. Когда будешь любить ближнего, как самого себя, тогда возлюбишь и Бога. Вот две заповеди, в которых утверждаются закон и пророки, а именно «Возлюби Господа Бога своего всем сердцем твоим и всею душею своею и всем разумением твоим, сея есть первая и большая заповедь. Вторая же подобна ей, возлюби ближнего своего, как самого себя». Любовь к ближнему в золотом правиле нравственности предполагает, что христианин ставит в центре своей жизнедеятельности не самого себя, а Христа и все, что он делает, делает ради Него.
Жаль, что эта тема не вызвала большого интереса у слушателей, и не получилось дискуссии. Может быть потому, что студенты пришли после окончания пар утомленные, может быть лекцию надо было немножко больше приблизить к молодежи, к понятиям христианства в ракурсе темы, которая рассматривалась, чтобы затронуть тонкие стороны души. Но следует отметить, что актуальность этой темы бесспорна не только для молодых, но и для взрослых, это ведь правило жизни, которому должно следовать человечество. И не зависимо от того, какого ты вероисповедания, какой национальности, какой профессии, ведь главное оставатся Человеком. А Человеку должно быть чуждо совершение чего-нибудь плохого.
Автор: Татьяна Олийник