Состоялся Крестный ход с Касперовской иконой Божией Матери по Коминтерновскому району Одесской области
По благословению Высокопреосвященнейшего Агафангела митрополита Одесского и Измаильского 29-30 марта 2011 года прошел крестный ход с Касперовской иконой Божией Матери по Коминтерновскому району Одесской области по маршруту который следовал от Одессы через селения Черевичное, Котовка, Свердлово, Першотравневое, Петровка, Кирово, Коминтерновское, Южный, Сычавка, Визирка, Черноморское, Новая Дофиновка, Фонтанка до Крыжановки. Крестный ход был организован Отделом религиозного образования, катехизации и миссионерства Одесской епархии, который возглавил протоиерей Олег Мокряк.
Крестный ход - это богослужение, передающее шествие Церкви к Господу Иисусу Христу. По признаку христианской общины различают ходы приходские, монастырские, архиерейские; по признаку причины - праздничные, покаянно-просительные, благодарственные, поминальные, церемониальные; с чудотворными иконами и со святыми мощами.
Начало XX в. стало периодом бурного расцвета традиции совершения крестных ходов. Огромное организующее и воспитательное воздействие оказывали на народ крестные ходы по перенесению мощей святых, ставшие чрезвычайными событиями в народной жизни. Великим примером для подражания явился крестный ход высшего духовенства с участием Государя императора Николая II и членов императорской семьи в связи с обретением в 1903 г. мощей преподобного Серафима, Саровского чудотворца. Подобное большое значение имел и крестный ход с мощами свт. Иоасафа, епископа Белгородского, в 1911г. В память 100-летия Отечественной войны 1812 г. был проведен благодарственный крестный ход от Смоленска до Москвы по старой Смоленской дороге и другие.
Советская власть уничтожая храмы и монастыри, запретила проводить крестные ходы. Чтобы удовлетворить потребность русского народа в торжественных шествиях в противовес крестным ходам устраивались праздничные демонстрации. Они сохраняли внешние признаки крестных ходов, но были лишены духовного смысла. Флаги заменяли хоругви, портреты - иконы, а скандирование призывов ЦК КПСС подменяло соборную молитву.
С 1988 г. традиция народных крестных ходов снова получает широкое распространение. Примером для подражания становится крестный ход через всю Россию с мощами святого Серафима Саровского в 1991 г. после их повторного обретения.
В нынешнее время жизни православного народа Святой Руси крестные ходы снова служат утешением в горе, помощью в печали. Соборная молитва крестного хода дарует надежду на Божью милость.
В селениях Свердлово, Петровка, Коминтерновское, Сычавка Одесской области, где нам предстояло побывать, еще до Революции совершались крестные хода :
- 3 мая 1870 год по случаю 1000-летия утверждения Православия в Болгарии и крещения царя Болгарскаго Бориса;
- 8 февраля 1892 года по случаю 1000-летия кончины Патриарха Константинопольского Фотия;
- 11 февраля 1892 года по случаю 500-летия кончины Преподобного Димитрия, игумена Прилукского;
- 25 января 1896 года по случаю 175-летию учреждения Святейшего Правительствующего Синода перед иконой «Утоли моя печали»;
- 05 августа 1897 года по случаю 750-летия кончины и 300-летия обретения мощей Святого Преподобного Антония Рымлянина;
- 23 ноября 1903 года по случаю 200-летия кончины Первого Воронежского архипастыря епископа Митрофана;
- 8 января 1904 года по случаю 200-летия воссоединения Украины с Россией;
- 14 сентября 1907 года по случаю кончины святителя Иоанна Златоуста;
- 10 декабря 1911 год впервые ублажала церковь день кончины Святителя Иоасафа Белгородскаго;
- 08 июля 1915 года в день обретения Казанской иконы Божией Матери и молебствий в храме о дарования победы русским над врагами;
- 15 июля 1915 год по случаю 1000-летия кончины святого великого князя Владимира.
8 часов утра 29 марта сего года крестный ход с молитвой направляется в с.Черевичное в храм святой мученицы Татианы, чтоб прихожане храма помолились у чудотворной иконы Божией Матери «Касперовская».
Традиционно в крестных ходах по Одесской области участниками поется 150 раз «Богородице Дево, радуйся». Через час автобус подъезжал к с. Черевичное.
Хутор Черевичный основан Лазарем Лековым в 1857 году, входил в приход Свято-Рождественского храма в Усатовых хуторах. С 1885 года хутор входил в приход молитвенного дома во имя Святого Великомученика и Целителя Пантелеимона, настоятелем которого был Анания Брижицкий. С 17 августа 1888 года хутор стал входить в приход Свято-Ильинского храма с. Ильинка, который освятил правящий архиерей Херсоно-Одесской епархии - архиепископ Никанор (Бровкович).
11 декабря 2006 года зарегистрирован устав новоучрежденной общины церкви во имя святой мученицы Татьяны в селе Черевичное. 3 апреля 2007 года назначен настоятелем иерей Алексей Ильич Бурлака.
1 октября 2010 год митрополит Одесский и Измаильский Агафангел (Саввин) в сослужении с наместником Свято-Ильинского мужского монастыря архимандритом Виктором (Быковым) и благочинными 1-го и 3-го городских округов протоиререев Павлом Полищуком и Георгий Каюном, а также с настоятелями церквей селений: Свято-Ильинского храма с. Ильинка протоиереем Михаилом Федюком и с. Черевичное святой мученицы Татианы - иереем Алексием, освятил новопостроенный храм.
Нас встречают немного - 7-8 верующих во главе с иереем Алексеем Бурлакою, чтоб отслужить молебен перед святыней.
Как говорит отец-настоятель, это ж большое событие для прихода, новопостроенного, и в прошлом году освященного, храма св. мц. Татьяны, поскольку впервые такая большая святыня здесь, за что благодарность Владыке Агафангелу и протоиерею Олегу Мокряку.
Наше пребывание в этом живописном храме продлилось около часа.
А дальше 10 часов утра и с.Котовка Свято-Никольский храм.
17 февраля 2003 года назначение к новоучрежденной общине храма во имя святителя Николая получил священникиерей Петр Анатольевич Вавилов.16 мая 2003 г. распоряжение Одесской облгосадминистрации о регистрации устава общины.
В храме Святителя Мир Ликийского Николая побольше прихожан с иереем Петром Вавиловым встречает Матерь Божию с хоругвями и иконами.
После слезной молитвы, батюшка Петр напоминает в своей проповеди исторические события связанные с иконой Божией Матери «Касперовская», о том, что сегодня Матерь Божия с нами, что это величайшая благодать, которую не возможно не почувствовать; мир ХХ века спит, но пора пробуждаться и увидеть трезвым взглядом, что Бог не далеко, а совсем рядом – Он среди нас. Низкий поклон владыке Агафангелу и отцу Олегу за возможность прикоснуться и помолиться святыне.
Прихожанка храма поведала интересные истории о святынях храма святителя Николая, о том, что в храме есть две чудотворные иконы : одна из них икона Божией Матери «Призри на смирение» список с Киевской иконы, вторая икона – святой мц. Татианы.
Эти иконы написаны онкобольной женщиной, которой доктора не давали малейшей гарантии, что она будет жить, но она живет до сих пор. Второе чудо – это история о бабушке, в которой была очень строптивая внучка, и эта девочка вывихнула или поломала ручку. И вот бабушка пришла в храм, пала на колени перед этими иконами и слезно молилась о духовном и телесном исцелении девочки. Видимо горячая молитва была услышана Богом, так как, не прошло и несколько дней и рука у девочка исцелилась, и сама она стала послушной.
Молитва наша продолжается, а с ней крестный ход. В 11.15 часов мы в с. Свердлово:
29 сентября 1801 год – прибытие первых переселенцев : болгар и греков. 1803 год – основание прихода и назначение первого священника Петра Попандопуло. 1805 год – закладка церкви во имя усекновения главы Иоанна Предтечи, который был освящен в 1808 году в колонии Малый Буялык.
1811 год построена каменная церковь, украшена за казенный счет сосудами серебряными и ризницей, где на 205 дворов : греков 173 двора, болгар – 32, а всего проживало 820 мужчин, 729 женщин; церковной земли было 33 десятины (36,0525 га).
1 октября 1887 года открытия школ грамоты в приходе селения Малый Буялык.
Приход села Малый Буялык посещали такие знаменитые духовные пастыри, как :
- архиепископ Херсонский и Одесский Леонтий (Лебединский), будущий митрополит Московский и Коломенский, в 1875 году;
- епископ Херсонский и Одесский Никанор (Бровкович) в 1884 году;
- епископ Елисаветградский Мемнон (Вишневский) в 1895 году;
- архиепископ Иустин (Охотин) в 1897 году;
- патриарх Алексий І в 1966 году.
1980 год в храме 6 старинных икон : ХУІІ-ХУІІІ века : икона Божией Матери «Неопалимая Купина», «Богоматерь в Славе», «Иоанна Предтечи», «Христос в Терновом Венце», «Святая Великомученица Варвара с житием в клеймах», «Патриарх Всея Руси».
17 сентября 1991 год регистрация устава общины.
В храме Усекновения главы Иоанна Предтечи нас встречает протоиерей Василий, много маленьких деток, и немного взрослых. Отслужили молебен у иконочки. Протоиерей Олег Мокряк помазал всех присутствующих святым елеем. Отец Василий поблагодарил о.Олега и Владыку Агафангела о представленной приходу возможности помолиться у чудотворного списка образа Божией Матери. Молитва продолжилась литией на могилке Варлаама, архимандрита Успенского мужского монастыря, который преставился ко Господу 12.06.2010 г..
Прихожанка храма – бабушка Анна 85 лет от роду, поведала, что где-то в апреле месяце 1988 года, когда не было дождя почти три месяца и люди начали беспокоится, что все посевы пропадут и будет голод, батюшка благословил и молились Господу с прихожанами храма о даровании дождя, и после усердной молитвы Господь смилостивился и ночью пошел дождь, выпало столько воды, как в море, и в тот год был хороший урожай. После этого в благодарность Господу отслужили благодарственный молебен. Другая прихожанка поведала, что в храме есть иконочка Божией Матери «Казанская», которая обновилась. Дивны дела Твои Господи!