Размышления о ИМЕНИ.


Появился на белый свет человек — он просто дитя человеческое. Но вот нарекли его — дали имя, и он уже — личность!

Когда тысячу лет назад наши предки приняли крещение, на Руси рядом с исконно русскими звучали имена, пришедшие с христианской культурой. В основном это были имена тех, кто пострадал за веру, подвижников и мучеников. Все это множество христианских имен было занесено в специальные книги - «святцы»: в них содержался месяцеслов (календарь), составленный в порядке месяцев и дней года, к которым приурочено чествование того или иного святого.


В России до октября 1917 года имя новорождённому давал священник. Родители по традиции старались принести младенчика в храм на восьмой день от рождения. Батюшка открывал Святцы -– богослужебный список христианских имён, и сугубо по нему нарекал имя крещаемому. Смотрел же на день рождения, или на день крещения, или на ближайшие к этим датам дни. Например, на 12 апреля церковью определён день поминовения преподобного Василия исповедника, епископа Парийского (почил после 754 года); священномученика Зинона, епископа Веронийского (около 260 года); преподобного Исаака Сирина, в Сполете Италийском (550 год); преподобномучеников Мины, Давида и Иоанна (после 636 года); преподобной Анфусы девы (801 год); преподобной Афанасии игумении (860 год). По правилу, выбирать можно было только из этого списочка. И верующие люди принимали наречение по Святцам как должное, и радовались тому, что их дитятко по крещении обрело святого покровителя. Авторитетные деятели христианской церкви поучали:

«…Давать имена детям не без разбора, либо с поверхностным разбором приятных или неприятных звуков и тому подобного, но с мыслию о благочестивых предках, которых души способны преподать действенное благословение потомкам, а еще лучше с верою к святым, которых молитвы и благословения, без сомнения, благотворны».

Святитель Филарет, митрополит Московский (1783-1867).

«Имена у нас стали выбирать не по-Божьему. По-Божьему вот как надо. Выбирайте имя по святцам: или в какой день родится дитя, или в какой крестится, или в промежутке и дня в три по крещении. Тут дело будет без всяких человеческих соображений, а как Бог даст, ибо дни рождения в руках Божиих. И пирушки на радостях о рождении тоже криво пошли. Если сдюжаешь, переверни на другой лад и это. Бедным и нуждающимся раздай, что бы следовало потратить на пирушку. И это без всяких соображений. Каких бедных Бог пошлёт, тем и раздай. Бог всё видит».

Святитель Феофан, Затворник Вышенский. (1815-1894).

В наше время правила эти не столь строги в силу исторических причин. Но церковь мягко и по-отечески советует нам, как должно поступать. Для того, чтобы выбрать православное имя новорожденному младенцу, желательно руководствоваться более глубокими критериями, чем просто сочетание имени и отчества в некоем фонетически привлекательном созвучии. И родители-христиане, не желая доставить ребенку излишних жизненных скорбей из-за слишком экстравагантного имени, прежде всего постараются найти своему ребенку небесного покровителя, которого бы он мог чтить и которому все они отныне станут сугубо молиться. Существует правило: ребенка называют одним из имен святых, празднуемых Церковью в сам день рождения, или в ближайшие дни после рождения младенца. Если затрудняемся в выборе имени, относящегося ко дню рождения младенца, то давайте посмотрим на восьмой день появления его на свет Божий. Воспомянем, что в древности, еще в ветхозаветные времена, именно в восьмой день нарекали имя младенцам, ведь восемь - число, обозначающее вечность. И, может быть, в восьмой день найдем мы то самое имя, которое окажется святым и вещим для нашего младенца. А что, если и восьмой день ничего нам не скажет? Тогда посмотрим сороковой день, ибо часто матери, коль младенец здоров и нет опасности для жизни, на сороковой день приходят в храм или приглашают домой священника, дабы батюшка почитал над ними очистительные молитвы, и они вновь могли приступить к исповеди и причащению, дабы Бог в этот сороковой день сподобил дитя Света Небесного, Света Крещения, сопричислил его сонму избранников своих. Но сороковой день тоже может нам ничего не сказать, - тогда как? Знайте, что Православие, это не учебник Советского права. Православие шире всех учебников и всех параграфов, всех законнических предписаний, поэтому, может быть, у вас уже приуготовлено имя для младенца. Православие ведь познается сердцем, и лишь только сердцем даровано нам приближаться к Богу, сердцем и умом, а не одним только умом. Поэтому можно называть ребенка и по наитию, по сердечному чувству, по особому почитанию того или другого угодника Божия. И, конечно, можно называть дитя в честь дедушки, или прабабушки, особенно, если дедушка или прабабушка были людьми благочестивыми, и тогда младенчик принимает вместе с именем сродника своего, благодать на благодать. Даруется ему сила благочестия, которая уже сияла в его родственнике по плоти. Словом, будем знать правило, но будем и выше правила, ибо Бог наш велий и чудны дела Его, поэтому молитва всегда укажет нам выход из положения. Святая Церковь, зная, что немногие способны от себя нарекать имена, приносящие с собою благословение, учредила прекрасный обычай от святых заимствовать имена, которые по благодати святых всегда благознаменательны и способны принести с собою благословение. Но притом особенно благо младенцу, которому дают имя святого не по обычаю только, но по вере и любви к святому. Получая такие имена, мы верою и надеждою прививаемся, так сказать, к свойствам и приобщаемся благодати живших прежде нас человеков, которых не имена только, Божиим предопределением, а их верою и надеждою написаны на небесах, но которые уже и сами действительно на небесах обитают, и для привлечения туда и нас невидимо простирают руки, или, лучше сказать, действуют невидимой силой молитвенною и благодатною.

На практике в наши дни для подыскания православного имени младенцу родители обращаются к Православному церковному календарю, ежегодно издаваемому Издательским Советом Русской Православной Церкви, где на все дни года указаны святые с их каноническими именами. Все даты приведены по старому и новому стилю, имена сопровождены их значениями. Во всяком случае, весьма полезно и желательно посоветоваться относительно выбора имени с духовным лицом. Православный календарь или «Жития святых» можно купить в церковной лавке или в специализированных магазинах. Однако, следует иметь в виду, что информация в этих уважаемых источниках изложена не всегда стройно, в хронографии. Соборы святых публиковались только дважды, а соборные даты также важны при выборе имени, как и приводимые в Календаре. Художественно-промышленная мастерская Александра Мамонтова, как обладатель наиболее полной базы данных православных святых по благословению Русской Православной Церкви осуществляет полную информационную поддержку граждан в выборе православного имени.

При крещении дитя с именем получает небесного заступника, который бережет его от дурных дел, помогает в трудностях и молит за него Господа. Каждому важно знать о своем небесном покровителе — его житие. День, когда Православная Церковь празднует память святого или Ангела, именем которого окрестили, этот день есть именины или День Ангела. В благочестивых семьях это всегда радостное событие. Утром именинник, одевшись и умывшись, молится своему святому. Хорошо если в дома есть иконка своего святого. Молитва своему святому небесному покровителю есть в утренних молитвах, вот она: «Моли Бога о мне, святый угодниче Божий (имя), яко аз усердно к тебе прибегаю, скорому помощнику и молитвеннику о душе моей.»

После молитвы, до завтрака, православный христианин-именинник вместе со своей семьей идет в церковь. Исповедуется, причащается Святых Даров на литургии. Праздник продолжается и дома.

Сущность имени

Каждый из нас носит какое-либо имя. По имени к нам обращаются, наши имена регистрируются в документах, наконец, мы сами даем имена нашим детям. Но задумывались ли мы над тем: а что же это такое — имя?

Изначальный смысл имени, наименования заключается в том, чтобы одним точным словом или краткой фразой попытаться схватить, обозначить глубинный смысл вещи, выявить ее суть, найти характерную ее особенность.

Именно так понималось и понимается имя в книгах Ветхого Завета. Имя человека или название предмета теснейшим образом связано с его сутью: «Создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни» (Быт. 2, 7). Имя первого человека — Адам и означает: человек.

«И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего» (Быт. 2, 22-23). «И нарек Адам имя жене своей: Ева, ибо она стала матерью всех живущих» (Быт. 3, 20). (Ева — подательница жизни, жизнь.)

Здесь мы видим, как значение имени отражало особую для священной истории функцию его носителя.

Иногда имя изменялось. Изменение имени человека имело своей целью отметить новое его призвание:

«...и не будешь ты больше называться Аврамом, но будет тебе имя: Авраам, ибо Я сделаю тебя отцом множества народов» (Быт. 17, 5). (Авраам — отец множества народов.)

А вот как получил свое новое имя ветхозаветный патриарх Иаков (Иаков — «запинатель» — близнец, родившийся вторым, держал своего первородного брата Исава за пятку; Израиль боровшийся с Богом):

«И остался Иаков один. И боролся Некто с ним до появления зари; и, увидев, что не одолевает его, коснулся состава бедра его и повредил состав бедра у Иакова, когда он боролся с Ним. И сказал ему: отпусти Меня, ибо взошла заря. Иаков сказал: не отпущу Тебя, пока не благословишь меня. И сказал: как имя твое? Он сказал: Иаков. И сказал [ему]: отныне имя тебе будет не Иаков, а Израиль, ибо ты боролся с Богом, и человеков одолевать будешь. Спросил и Иаков, говоря: скажи мне имя Твое. И Он сказал: на что ты спрашиваешь о имени Моем? оно чудно. И благословил его там. И нарек Иаков имя месту тому: Пенуэл; ибо, говорил он, я видел Бога лицем к лицу, и сохранилась душа моя» (Быт. 32, 24-30).

Кроме того, имя имело и тесную взаимозависимость с качествами самой личности (иначе говоря: «по имени и житие»): «Пусть господин мой не обращает внимания на этого злого человека, на Навала; ибо каково имя его, таков и он. Навал — имя его, и безумие его с ним» (1 Цар. 25, 25). Навал значит безумный. Таким образом, глубокий духовный смысл имени, нареченного человеку, предполагал таинственную «обратную связь» с его носителем.

Особое значение в Ветхом Завете имеют имена Бога. Имен у Бога много, и каждое из них открывает для нас какое-либо из Его бесчисленных свойств. Сам Господь говорит Моисею:

«Я Господь. Являлся Я Аврааму, Исааку и Иакову с именем «Бог Всемогущий», а с именем Моим «Господь» не открылся им» (Исх. 6, 2).

Вот и в Новом Завете открываются новые имена Божии: Отец Небесный, Любовь (1 Ин. 4, 16).

«Я открыл имя Твое человекам, которых Ты дал Мне от мира» (Ин. 17, 6). При этом Господь Иисус Христос ясно дает понять, что речь идет теперь о новом виде дела спасения, когда призывает учеников обращаться к Богу как Отцу:

«Он сказал им: когда молитесь, говорите:

Отче наш, сущий на небесах! да святится имя Твое; да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе» (Лк. 11, 2).

Сам Господь был наречен через Ангела именем Иисус Спаситель:

«Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог» (Мф. 1, 20-23).

Ранее Ангел явился Захарии, отцу Иоанна Крестителя, предсказывая ему о рождении сына и поручая дать ему имя Иоанн, что значит «благодать Божия»:

«Ангел же сказал ему: не бойся, Захария, ибо услышана молитва твоя, и жена твоя Елисавета родит тебе сына, и наречешь ему имя: Иоанн; и будет тебе радость и веселие, и многие о рождении его возрадуются, ибо он будет велик пред Господом» (Лк. 1, 13-15).

В этом мы видим продолжение тех ветхозаветных традиций, когда имя человека должно было выражать особое его отношение к Богу.

Такое же отношение к имени как выражению личности имело место и в эпоху первых христиан. Так, вмч. Пантелеимон первоначально был назван родителями Пантолеон, что значит: во всем лев. Предполагалось, что мужеством он будет подобен льву. Но впоследствии он был переименован в Пантелеимона, то есть всемилостивого, ибо всем оказывал милосердие: бесплатно лечил больных, раздавал щедрую милостыню нищим.

Из сказанного необходимо сделать один важный вывод, касающийся наречения имени.

Имена давали и дают люди: так, например, Адам и Ева сами нарекали своих детей — так были названы Авель, Каин, Сиф (Быт. 4; 1-2, 25) и др. Также и Господь дает имя — как в Ветхом Завете Исааку (Быт. 17, 19) и др., так и в Новом Завете — Иоанну Крестителю (Лк. 1, 13) и Ему Самому (Мф. 1, 20-21) и некоторым святым.

Таким образом, само Священное Писание, подтверждая право родителей самим нарекать имена своим детям и одновременно свидетельствуя об участии Бога в этом деле, предполагает тем самым прямое сотворчество Бога и человека в выборе имени.

Итак, читая Священное Писание, мы понимаем, как возникли первые имена. Мы видим, что они были неразрывно связаны с божественным предназначением человека в контексте священной истории и имели целью приблизить человека к Богу.

С наступлением эры христианства и появлением христианских святых имена стали давать в их честь. Эти имена стали новыми проводниками, которые связали людей с истинным Богом — Христом— союзом со святыми угодниками Его, ибо, как говорит св. прав. Иоанн Кронштадтский, «Бог во святых почивает и в самом имени их».

С установлением безбожной власти в России активно вытравлялся, выхолащивался духовный смысл имен. Они превращались в примитивный буквенный код — наподобие порядкового номера, который в сочетании с отчеством и. фамилией должен был служить целям государственной инвентаризации населения.

Однако человек, как образ Божий, своей личностью всегда одухотворял имя, несмотря на все попытки отсечь его божественный смысл. Насколько свят носитель, настолько он освящает свое имя. Христиане святят имя Бога своей жизнью. Конкретный человек призван святить свое личное имя. Жизнь без Бога, вне Церкви есть отсутствие святости, при которой имя не святится, а предается поруганию, теряет свой божественный смысл. Только в живой связи с Церковью — этим «сообществом святых» — и имя получает достоинство святого.



Поиск по сайту
Видеоканал
Миссионерское Обозрение
Газета
Читаемые
«    Октябрь 2018    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
293031 
Официальный сайт Русской Православной Церквиправославный информационный интернет-порталОфициальный сайт Украинской Православной ЦерквиОдесская СеминарияСайт Одесской Епархииalt Православный порталМолодежный Отдел Одесской Епархии