Чудо в нашей жизни … Как часто мы ждем необыкновенных событий и знамений, совершенно не замечая, что чудеса окружают нас постоянно. Разве не чудесно весеннее пробуждение природы или чудо летящей с неба снежинки, смех ребенка или радость встречи? И откуда берется чудо любви или чудо таланта? Мы воспринимаем факт нашего существования на земле, как нечто разумеющееся. А ведь наша жизнь есть главное, непрекращающееся, живое чудо!
Мы можем отмахнуться, ну, какое это чудо: цветы на деревьях, птицы на ветках, дети растут, солнце на небе? Мы живем, не зная чуда и не видя его рядом с собой. Но чудо вокруг нас и в нас самих творится непрестанно – просто нужно оглянуться вокруг себя. Господь дал нам в дар много чудес – чудеса веры и терпения, прощения и радости. И для нас важно уметь ценить эти дары.
Вопрос о чудесах – один из наиболее интересных и спорных. Как относиться к чудесам? Какое место они занимают в нашей жизни? Каким может быть чудо?
Чудо… Для одних чудо – это нечто нереальное, отдаленное, до чего нельзя дотянуться. Для других чудо – это обыденность, каждодневная реальность. Для третьих чудо – это ложь, обман, профанация.
Но есть категория людей, для которых чудо – это дар Божий, плод веры, могучий перст, указывающий на правильный путь в жизни. Эти люди – православные христиане. И в самом деле, сколько чудес Господь являет нам, верующим в Него.
Вопрос о чуде – очень важный вопрос. Самое главное чудо происходит тогда, когда человек может проявиться для Бога. Тогда и чудеса происходят – постепенно и незаметно.
На чудо нельзя рассчитывать, чудеса не происходят по мановению волшебной палочки, это – магическое представление о чуде. Чудо – это когда живой Бог встречается с живым человеком.
Конечно, мы понимаем и радуемся тому, что наша жизнь доступна для чудес. Как поется в одном церковном песнопении: «Побеждаются естества уставы…» («Побеждаются естества уставы в Тебе, Дево чистая, девствует бо рождество и живот предобручает смерть», — церковное песнопение на Успение Девы и Матери (песнь 9 канона)). Ведь законы природы – законы падшего мира. Что бы ты ни бросил вверх, оно обязательно упадет вниз.
Если хватишься за оголенный провод, тебя обязательно ударит током. Физические законы говорят об умирании, кроме, может, Второго Закона Термодинамики. Эти законы говорят о том, что все, что имеет начало, будет иметь конец. Если энергия вначале была очень яркой, то потом она будет оскудевать и кончаться. Не бывает вечного двигателя. Это те законы, которые человек преодолеть как бы не может. И когда Божие милосердие врывается в нашу жизнь и оказывается, что там, где Бог, там законы этого мира перестают работать, на место физических законов приходит явление Божьей любви и милости. Конечно, это – совершенно замечательное чудо.
Верующие очень любят ссылаться на чудеса, и создается впечатление, что вся их вера основана только на чудесах, то есть на сверхъестественных явлениях, которые неверующим представляются абсурдными. Евангелие начисто отрицает чудо как причину веры и как доказательство в ее пользу. Про Христа сказано, что в одном месте Он не мог совершить чудес из-за неверия тамошних жителей. Таким образом, как бы мы не определяли чудо, именно оно зависит от веры, а не вера от него. И все кто, согласно Евангелию, принимал Христа, делали это не из-за чудес, а по любви, по тому глубочайшему внутреннему доверию, которое в любви открывается и ею же созидается.
Как ни странно, чудеса, о которых приходится слышать, одновременно могут вызывать совершенно противоречивые чувства, не смешивающиеся, но непостижимым образом дополняющие друг друга. Великое чудо схождения благодатного огня на храм Гроба Господня в Великую Субботу накануне православной Пасхи одновременно приводит в священный трепет и вызывает великую радость о Христе Воскресшем. Туринская плащаница – молчаливый свидетель страданий и воскресения Спасителя, с одной стороны рассказывает о великой тайне смерти, и в то же время утверждает нас в вере в Жизнь. Мироточивые иконы одновременно могут являться предзнаменованием Божиим о некоей беде и в то же время источать токи исцелений. Многие чудеса не поддаются научному исследованию, но эта необъяснимость укрепляет в вере множество людей. Ведь для верующего человека не нужно никаких научных доказательств того факта, что Бог есть. А раз Он есть, значит, вера наша не тщетна, а как раз наоборот, приносит обильные плоды.
Сейчас много книг об известных священниках, святых содержат живые свидетельства о реальных чудесах. Взять, к примеру, книги о Матроне Московской, Феодосии Кавказском. Происходит формирование отношения к чуду, как некоему магическому действу – сходил на могилку к святому, взял землицы, положил под подушку болящему и все! - жди исцеления!
Без всякого сомнения, человек может получить от Бога чудо, но имеет ли он на это право? Конечно, нет. Иметь право на чудо невозможно. Во все времена Господь по своей милости раздвигал пределы нашего времени и входил в нашу жизнь, являя Свою бесконечную силу милосердия – исцелял, воскрешал, подавал утешение, давал возможность человеку нести свой крест особыми чудесными явлениями, которые носили исключительный характер. А у нас в головы людей это вошло как правило, что так и должно быть. Что святые должны работать на нас, и их прямая обязанность, лежа святыми мощами здесь на земле, действовать по нашей просьбе, по нашему прошению.
Когда мы в молитве обращаемся за помощью к святым, это происходит так же, как мы обращаемся к знакомым и друзьям в трудных жизненных обстоятельствах, но это не значит, что святые должны работать на нас, что их прямая обязанность, почивая святыми мощами здесь на земле, действовать по нашим запросам, по нашему прошению. Часто люди не понимают, что, получая помощь от святителя Николая, блаженной Матроны, от других святых, надо не только в благодарность поклониться и свечку поставить. Все-таки они для нас – правило веры и образ кротости. Благодарностью за чудо является подражание их жизни, в каком-то, хоть маленьком повторении их подвига. Святые подают нам чудеса, чтобы мы, получая от них помощь, становились похожими на них в своей жизни. Но, к сожалению, человеком это совсем не понимается и не чувствуется.
Огромное количество людей приходит к мощам блаженной Матроны – тысячи, десятки тысяч людей каждый день, и многие из них даже не знают, что надо ходить в храм, исповедоваться, причащаться. И почему-то никому в монастыре, который имеет колоссальные доходы от приходящих, не приходит в голову напечатать бесплатно какое-то количество Евангелий, например, или какое-то количество доступных хороших брошюрок миссионерского содержания, чтобы раздавать в руки каждому человеку, объясняя, как он должен относиться к чуду, что ему следует прежде всего сделать, как он должен прийти в храм, как он должен исповедоваться.
Мы все время говорим о миссионерстве, о том, что надо идти к людям, выходить за пределы храма, за пределы ограды церковной, что надо проповедовать на стадионах… А тут никуда идти не надо, люди сами толпой идут в ограду храма. Но сознание большинства этих людей совсем не церковное, представление о чудесах магическое, которое они и передают друг другу в этих очередях.
Например, чтобы чудо произошло, надо подойти к мощам Матроны три раза, или взять святую воду в семи разных храмах. А то, что святая вода имеет отношение только к церкви, к святости церкви, к строю духовной жизни, что она неотделима от церкви, это никто не хочет слышать, но и никто об этом не хочет говорить.
В Храм Христа Спасителя люди стоят сутками, чтобы приложиться к святым мощам, и как, казалось бы, просто этим людям помочь – раздать популярные брошюрки, объясняющие основы нашей православной веры. При этом там проходят сектанты, раздают свою литературу, проходят люди, отлученные от церкви за их нецерковное поведение, скажем, последователи Диомида, раздают запрещенную газету «Дух христианина» и т.д.. А Православная Церковь безмолвствует. Достаточно того, что люди приходят поставить свечку.
Чудо настоящее будет, если они выйдут из храма другими людьми, если они после этого придут на исповедь, если они будут устраивать духовную жизнь, исходя из Евангельского слова. Вот тогда настоящее чудо произойдет, а все остальное – это уже какое-то волшебное восприятие. Очень много магических представлений о чуде складывается в головах не только у людей, далеких от церкви, но и у людей, которые, казалось бы, живут церковной жизнью.
Чудеса без любви – обман и самообман, которые можно и должно отвергать, но сама любовь есть чудо, открывающее нам чудесные возможности. Не увидеть, не понять эти возможности – значит, не увидеть и не понять ничего.
Мы видим чудо в полете на Луну, увидим же его и в человеческой способности любить, поймем, что чудесен мир, чудесен человек, но лишь тогда, когда над этим миром и в сердце этого человека восходит солнце любви. Тогда все превращается в чудо, все озаряется немеркнущим светом, и без всяких доказательств понятны становятся слова Евангелия : «Бог есть любовь».
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов