"Неисповедимы пути Господни! Благоволивши почтить Пресвятую Богородицу на горе Почаевской, и таким образом осчастливить христианский род спасительными средствами, Господь прежде всего отличает эту святую гору Материнской Стопою, дабы за тем уготовить Себе и Своей Матери путь к вожделенному обитанию между верующими... в иконе Своей Пресвятой Матери, подавая от нее всякому приходящему обильные милости и неисповедимые благодеяния". ("Преславная гора Почаевская", 1807 г., стр. 6).
Почитаемая чудотворной древняя Почаевская икона хранится в Успенской Почаевской Лавре на западе Украины в посёлке Почаев Тернопольской области.
В середине XVI века на Волыни, недалеко от Почаева, в поместье Орле, (в настоящее время Урля) жила православная помещица Анна Ерофеевна Гойская. Происходила она из старинного дворянского рода Козинских. Помещица осталась вдовой после кончины своего мужа Богдана Васильевича Гойского, бывшего судьи земства Луцкого.
В ту пору на Волыни оказался проездом греческий митрополит Неофит, ездивший, как и многие восточные иерархи того времени, за помощью в богатую и щедрую Москву. В конце XVI века, проезжая через имение Гойской, он по усиленной просьбе "ее милости" остановился в ее доме и, как говорит "Преславная гора", "пробыл здесь несколько времени, отдыхая от путных трудов своих".
Богобоязненная Гойская сердечно приняла у себя высокого гостя и по обычаю русскому оказывала ему самое глубокое уважение и "всякое угодие". В благодарность за долгое гостеприимство митрополит на прощание ее древней иконой Богоматери с Предвечным Младенцем, которую привез с собой. Он всегда хранил ее при себе как родовую заветную святыню, пока Промысел Божий не подсказал оставить ее на Волыни у радушной помещицы.
Святая икона, оставленная Неофитом у Гойской, не сразу начала являть свою благодатную силу. "Была долгое время икона, - по свидетельству "Горы Почаевской", - в храме блаженной памяти дворянки Гойской", и только около 30 лет спустя домашние Гойской стали замечать исходящий от нее какой-то необычный свет. Произошло это около 1597 г., в самый разгар церковной унии, уготовлял нашим предкам и благодатное утешение в чудотворной иконе Пресвятой Богородицы. Матерь Божия от лет древних избрала гору Почаевскую в место селения Своего на защиту народа православного, для его ободрения, спасения и утешения.
Слуги известили Гойскую о "благодатной светлости, виденной возле иконы Неофитовой", но она долго не хотела верить их рассказам, пока сама не увидела во сне икону "в великом свете". Но "не веруя снам", Гойская не обратила внимания и на это видение, пока наяву не увидела свет, исходящий от иконы. Она начала относиться к чудной иконе с особым благоговением, поставила ее на более приличном месте, велела возжечь перед ней неугасимую лампаду. Прошло немного времени, и благдатная сила, исходящая от образа, известила о себе первыми чудесами.
У Гойской был родной брат Филипп Козинский, слепой от рождения. Уверовав в силу иконы, она убедила его обратиться с молитвой ко Пресвятой Богородице, перед чудным Ее образом, "дабы многомощным Своим прошением у Бога Она испросила ему у Господа зрение". И лишь только он помолился с верой перед благодатной иконой, как тотчас отверзлись очи его, "подобно евангельскому слепорожденному". Он стал видеть, как будто никогда и не был слепым. После столь несомненного чуда, присшедшего на виду у всех, Гойская уже не решалась держать икону у себя, а собрав иноков, священников и множество православного народа, с крестным ходом и пением перенесла ее на гору Почаевскуто и отдала ее на вечное хранение монахам, обитавшим в пещерах. Тогда же Гойская делает богатые пожетвоавания для находившейся при пещерах деревянной Почаевской Успенской церкви: земли, сенокосы, шесть оседлых семейств с крестьянами, десятину всякого хлеба, собираемого в ее имении. Именно в этой церкви была перваначально поставлена чудотворная икона Божией Матери.
Чудесное исцеление Филиппа Козинского и торжественое перенесение иконы из имения Гойской к Почаевским насельникам произошло, вероятно, в первой половине 1597 года. Так уже 1 февраля 1597 года Гойская составляет "для большей славы Божией Матери" "фундушевую запись" на устройство вместо пустынной пещеной обители общежительного Почаевского монастыря. Анна Гойская скончалась в 1617 году.
Еще в 1607 году, по свидетельству "Горы Почаевской", "по произволению фундаторки умножилось число иноков", но для обители "бед полны настали часы". Прошло уже более трехсот лет с тех пор, как Русь окончательно сбросила с себя татаро-монгольское иго, но набеги отдельных татарских отрядов из Золотой Орды все еще истязали Волынскую землю. Они предавали мечу и пожару все, что встречалось на их пути. В 1607 году один из таких отрядов оказался под Почаевым; в то время, как говорит местное предание, некий монах проходил по горе, "молитвы совершая". Какой-то татарин, заметив его, подскочил к монаху, видимо, надеясь добыть себе невольника, но, увидев, что тот уже стар, ударил его со злости саблей и обезглавил. Инок, который должен был тотчас умереть, взял в руки свою отрубленную голову и, донеся ее до монастыря, положил перед чудотворной иконой Богоматери и только тогда предал дух свой Господу к общему изумлению всех и в "похвалу Пресвятой Деве, избравшей свою икону Почаевскую в явлении власти могущества Своего" ("Гора Почаевская", стр. 6).
Тогда игуменом Почаевским был угодник Божий преподобный Иов.
Однажды, когда преподобный Иов молился в своей пещере пред благодатной иконой, вдруг необыкновенный свет озарил ее и более двух часов отражался из глубины на противолежащей церкви к величайшему удивлению ученика его, блаженного Досифея, удостоившегося быть свидетелем этого необычайного явления. Это произошло около 1623 года, в то самое время, когда наследник Гойской, Андрей Фирлей, поднял гонение на обитель Почаевскую. Будучи сам протестантом, приверженцем "ереси лютерския", отличаясь характером дерзким, своекорыстным, Фирлей особенно не мог примириться с богатыми вкладами, которые Анна Гойская пожертвовала для обители Почаевской. Не убоявшись "страшного суда пред Престолом Божиим", на который так решительно "позывала" составительница "фундушевой записи" всякого нарушителя ее воли, Фирлей после смерти завещательницы стал всячески "портить" и нарушать фундуш, постепенно отбирая у монастыря завещанное ему имущество. А 10 июня 1623 года он натравил на обитель шайку своих буйных слуг, бывших "такожде лютерами", которые, разграбив монастырское имущество, похитили и чудотворную икону. "Ибо, говорил он, - пишет "Преславная гора Почаевская", - если возьму чудотворную икону, иноки не возмогут оставаться на этом месте". Около двадцати лет находилась святая икона у безбожного Фирлея в совершенном забвении и небрежении. Но для него самого эта "война" с Богородицей и Преподобным окончилась явным поражением и вразумлением. 1641 год, созвав гостей и устроив им угощение, Фирлей, "от радости диавольской не ведая, что более делать", "на большее поругание веры православной" нарядил свою жену в церковные облачения и дал ей в руки потир, она изрекала хулы, а для издевательства принес еще и Почаевскую чудотворную икону Божией Матери, намериваясь, видимо, потешиться на людях каким-нибудь шутовским спектаклем. Но Пречистая не допустила такого поругания Своей иконы, и едва началось это бесстыдное действо, как на Фирлееву жену "напал бес лют", которым она "дурачима была". Это произвело впечатление даже на самого Фирлея, "стрясение бесом" продолжалось до тех пор, пока святая икона не была возвращена обители.
С этого времени чудотворная икона никогда не оставляла Горы Почаевской, сияя чудесами и "знамениями многими" во славу обители и спасении всех с верою к ней притекающих.
Пред образом Почаевской Божией Матери молятся об охранении от ересей, от нашествия иноплеменных, об исцелении от слепоты - телесной и духовной, об освобождении из плена.
Этот более поздний список находится в правом приделе Успенского собора Почаевской Лавры.
Празднование Почаевской совершается 23 июля по христианскому летоисчислению (в один день с образом Всех скорбящих радости «с грошиками»).
Стихира Почаевской гласит:
Приидите, российстии собори,
и от всех язык, вернии, соберитеся,
на гору Почаевскую взыдем и в дом Матери Божия,
и узрим место стопы Ея,
идеже во огенном столпе древле явися,
и от источника, оттуду истекшего,
верою окропление приимем,
и чудотворней иконе Ея поклонимся,
прощения прегрешений наших просяще,
и душам нашим велия митости.
Тропарь, глас 5:
Перед святою Твоею иконою, Владычице,
молящииися исцелений сподобляются,
веры истинныя познание приемлют
и агарянская нашествия отражают.
Темже и нам, к Тебе припадающим,
грехов оставление испроси,
помыслы благочестия сердца наша просвети
и к Сыну Твоему молитву вознеси о спасении душ наших.
Правда об учении Ольги Асауляк.
Молодежная встреча в память свят ...
Молодежная встреча в память свят ...
О Таинствах крещения и миропомаз ...
"Богородичный центр" под маско ...
Сергей Аверинцев: свидетельство ...
Движение «Нью-Эйдж». Православны ...
Православное кино
В Одессе состоялся второй Форум ...
Об учении баптистов