Богатство – духовные и материальные блага, даваемые Богом человеку. Высшее богатство есть богатство духовное – это жизнь во Христе, возможность соединения с Богом.
Духовное богатство в точном смысле слова – Сам Бог, благодать Духа Святого, пребывающая в человеке, которая ценнее всего, что в мире. Это нетленное, непреходяще, неотъемлемое богатство. С ним человек переходит в вечную жизнь. Духовное богатство изображено в притчах Спасителя в виде бесценной жемчужины, найдя которую человек продает все что имеет, названо неоскудеваемым небесным сокровищем (Лк.12:33).
Земное, материальное богатство – совокупность вещественных благ, данных человеку в избытке на временное пользование. Земное богатство несравнимо с небесным, и потому называется малым (Лк.16:10). Оно также называется неправедным (Лк.16:9), ибо неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих.
Земное богатство может быть понято как Божий дар только при определенном условии. А именно, если богатый человек будет раздавать его на пользу нуждающимся. Богатый человек изначально не имеет никакого преимущества над бедным. «Имущественное положение человека само по себе не может рассматриваться как свидетельство о том, угоден или неугоден он Богу». Более того, богатый человек не является собственником в точном смысле этого слова. «По учению Церкви, люди получают все земные блага от Бога, Которому и принадлежит абсолютное право владения ими. Относительность права собственности для человека Спаситель многократно показывает в притчах: это или виноградник, данный в пользование (Мк.12.1-9), или таланты, распределенные между людьми (Мф.25.14-30), или имение, отданное во временное управление (Лк.16.1-13)». Истинный Собственник всего есть Творец всего, Бог. А потому и правильное распоряжение собственностью возможно лишь через соблюдение Его заповедей.
Божественная заповедь требует помощи нуждающимся. Христианская норма отношения к собственности должна основываться на евангельском принципе любви к ближнему, выраженному в словах Спасителя: «Заповедь новую даю вам, да любите друг друга» (Ин.13:34). Эта заповедь должна служить для христиан и, с точки зрения Церкви, для остальных людей императивом в сфере регулирования всех типов межчеловеческих отношений, включая и отношения имущественные. «Владея значительным имуществом, не согрешает тот, кто использует его согласно с волей Бога, Которому принадлежит все сущее, и с законом любви, ибо радость и полнота жизни — не в приобретении и обладании, но в дарении и жертве».
Сам процесс одаривания нуждающегося, акт помощи ему является прямым долгом обеспеченного человека. Обладая избытком имущества, обеспеченный человек обладает не своим, а чужим. Он обладает данным ему Богом добром, которое ему дал Бог, чтобы удовлетворить нужды неимущего. В конечном счете, он обладает собственностью неимущего, которую он должен просто вернуть. И здесь возникает парадокс христианской этики служения бедному. «Ты не даришь бедному из твоего, а возвращаешь ему из его же», — учит святой Амвросий Медиоланский. И раздающий богатство не является благотворителем в точном смысле этого слова, но даже виновным. «Поэтому тот, кто раздает всем из собранных себе денег, не должен получить за это награды, но скорее остается виновным в том, что он до этого времени несправедливо лишал их других», — говорит святой Симеон Новый Богослов.
Василий Великий учит, что, не оказывая помощь ближнему, богатый превращается в грабителя. Истолковывая учение Спасителя о неправедном богатстве (Лк. 16:9), блаженный Феофилакт Болгарский подчеркивает, что неправедным становится всякое богатство, которое остается при нас, удерживается и не отчуждается на потребности неимущих. Причем, такое поведение имеет серьезные социальные последствия, провоцирует общественную нестабильность, напряжение и конфликты. «Греховное отношение к собственности, проявляющееся в забвении или сознательном отвержении этого духовного принципа, порождает разделение и отчуждение между людьми».
Таким образом, экономическое неравенство, выражающееся в разделении общества на богатых и бедных, не является некой статической реальностью оправданной свыше. Оно попускается человечеству как испытание, как данность, которую он должен не культивировать и сохранять, а изменять и преодолевать. Сохраненное как данность, экономическое неравенство равнозначно господству страсти сребролюбия. А преодолеваемое в единении любви оно свидетельствует об исполнении долга перед ближним.
***
Не огорчайся, когда разбогатеет человек, или когда умножится слава дома его; ибо умирая ничего не возьмёт он с собой, и не сойдёт с ним в землю слава его. (Псалом 48: 17-18).
Когда богатство умножается, не прилагайте к нему сердца” (Пс.61:11)
Доброе имя лучше большого богатства, и добрая слава лучше серебра и золота” (Притч.22:1).
Не поможет богатство в день гнева (Притч.11:4).
Ищите же прежде Царства Божия и правды Его (Матф.6:33).
Как трудно надеющимся на богатство войти в Царствие Божие! (Мар.10:24).
Спешит к богатству завистливый человек, и не думает, что нищета постигнет его (Притч.28:22).
Высказывания отцов церкви о богатстве
“Золото - идол, в капище которого топилась и топится наибольшая часть рода человеческого. Мы искуплены Христом, а служим золоту. Проповедуем владычество Одного, а покоряемся другому” (Святой Иоанн Златоуст).
“Золото - такая же ловушка для людей, как сеть для птиц” (Святой Григорий Богослов).
“Как Иуда продал Христа за тридцать серебренников, так многие благодать Христову продают за богатства тленные” (Святой Иоанн Златоуст).
“Даже в малом лике избранных учеников Иисуса Христа и то обрелась личность, решившая за горсть и не золотых даже, а серебряных монет изменить своему Божественному Учителю и предать Его в руки врагов” (Святой Григорий Богослов).
“Нельзя совместить служение Христу со служением маммоне или богатству” (Святой Иоанн Златоуст).
“Все спрашивают, богат ли такой-то? А никто почти не спрашивает умный или добрый человек?” (Святой Григорий Богослов).
“Как Исав продал первенство за некую пищу, так многие наследие Царства Небесного, обещанного от Христа, продают за временное сокровище” (Святой Иоанн Златоуст).
“Нет никакой пользы в деньгах, когда бедна душа. Что пользы для богача в обладании всеми благами, когда он не обладает Богом - высочайшим благом” (Блаженный Иероним).
“Блажен богатый, который никогда не теряет из виду богатство благодати” (Святой Иоанн Златоуст).
“Прилепившийся сердцем к богатству земному, не взыскует небесного богатства. Погибнешь, о смертный, если только погибающие собираешь сокровища” (Архиепископ Херсонский).
“Нищ тот богач, который внутри не имеет сокровища душевного хотя бы и всё вне себя имел” (Святой Иоанн Златоуст).
“То истинное богатство, которое обладая им потерять не можем” (Блаженный Августин).
“Бог дал тебе богатство с тем чтобы ты им купил небо” (Святой Иоанн Златоуст).
“Богатство и благотворительность должны быть неразлучны” (Филарет М. Московский).
“Не тот богат, который много имеет, но тот, кто много дает” (Святой Иоанн Златоуст).
“Не богатство заграждает вход в Царство Небесное, но злоупотребление богатством” (протоиерей И.Толмачев).
“Не богатство худая вещь, а худо сребролюбие” (Святой Иоанн Златоуст).
“Бедность Евангельская состоит не в лишении богатства, но в отсутствии привязанности к нему” (Святой Иоанн Златоуст).