Знаменитый выбор веры великим киевским князем Владимиром: «Потом пришли иноземцы из Рима и сказали: «Пришли мы посланные папой». Выслушав послов, князь отверг католическую веру: «Идите, откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого».
Украи́нская грекокатоли́ческая це́рковь, УГКЦ - православными верующими традиционно именуется также униатской — поместная католическая церковь восточного обряда, обладающая статусом верховного архиепископата, действующая на Украине и в большинстве стран украинской диаспоры.
Униатство, или католичество восточного обряда, папство начало практиковать фактически с первого столетия после отпадения от единства Вселенской Церкви. Так называемые унианальные соборы, на которых те или иные части православной церкви пытались присоединить к папскому престолу, имели место уже в XI веке. Наиболее известные: Лионский 1274 г., Ферраро-Флорентийский с унией, заключенной в 1438 г. и, относящийся непосредственно к канонической территории нашей церкви, Брест-Литовский собор, или Брест-Литовская уния 1599 года. Которая и стала началом возникновения греко-католической церкви в Украине. После этой унии большая часть епископов Киевской митрополии во главе с митрополитом Михаилом Рогозой (в составе Константинопольского Патриархата) составили Собор в Бресте и приняли решение о признании верховной юрисдикции римского папы. Условия Унии предусматривали, при сохранении верующими и духовенством византийского обряда, признание власти Папы и католических догматов.
На этих унианальных соборах, пользуясь малодушием, половинчатостью, богословской и жизненной уступчивостью части Православной Восточной иерархии, католики отторгали от единства Вселенского Православия те или иные части поместных церквей, или целые поместные церкви. Оставляя привычный восточный богослужебный обряд, но навязывая ренегатам православия католическую догматику. Прежде всего, догмата о главенстве папы во Вселенской Церкви, а в новейшей церкви и догмата о папской непогрешимости. В истории всегда эти унианальные попытки сопровождались ложью или насилием. Со стороны восточных участников переговоров причины, заставлявшие их пойти на заключение этих соглашений, были отнюдь не церковного характера. В 1599 года при заключении Брест-Литовской унии бывшие православные епископы, пошедшие на нее, руководствовались прежде всего меркантильными или малодушными соображениями. И, по сути дела, показали себя отступниками от православной веры. Никогда эти унии не поддерживал церковный народ.
После создания греко-католической церкви на территории украинских земель в Западной Украине униатские архиепископы организовывали репрессии против православных и массовое закрытие, разрушение православных храмов, вместо которых возводили костелы.
988 г. Крещение Руси и принятие Православия как государственной религии. Крестившие князя в византийском городе Херсонесе православные священники предупредили: «И не принимай учения от латинян, ибо их учение развращено». После крещение князя папские послы вновь посетили Владимира в 991 и 1000 гг. В середине 990-х и в 1001 гг. сам Владимир также направлял своих послов в Рим, но эти посольства носили политический характер. Во второй половине этого десятилетия у Владимира гостил католический епископ Бруно, который направлялся к воевавшим против киевского князя печенегам. Князь сначала пытался отговорить епископа от задуманной миссии, но потом отпустил. Обратив некоторых печенегов в веру, Бруно через Русь вернулся в Польшу, а оттуда отправился к пруссам, но на границе их земель был убит в 1009 г. В XVIII униаты пытались трагическим путешествием епископа обосновать миф о давней приверженности Руси католицизму.
1439 г. Флорентийская уния — союз между Константинополем и Римом. В надежде на помощь папы в защите Византии от турецкой агрессии Константинопольский император соглашается на унию с Римом и организует давление на свое же православное духовенство. Вернувшись из Флоренции в Константинополь, православные иерархи называют себя предателями и отрекаются от унии. Одним из самых активных организаторов унии был присланный накануне из Византии в Москву, ставшей с 1326 г. резиденцией Киевских митрополитов, митрополит Киевский Исидор. После Флоренции он возвращается в Москву — и здесь, едва обнаружив свою принадлежность к католицизму, попадает в заточение. Вскоре, однако, Исидору удается бежать в Литву. Здесь также не признали унии, и Исидор уезжает в Рим, где становится кардиналом.
1621-1622 г.г. - в числе полемической антиуниатской литературы появляется «Протестация», автором которой считают православного митрополита Киевского Иова Борецкого. В ней говорится: «Униаты преследуют народ наш руський, истязают и издеваются над ним»; выходит в свет «Оправдание невинности» — еще одно полемическое произведение в защиту гонимого Православия.
1651 г. тотальное разорение Киева польско-литовским войском Яна Радзивилла. Захватчики выжгли весь город (в том числе и древнейшую церковь Руси Пресвятой Богородицы, в которой был погребен святой равноапостольный князь Владимир), разграбили и опустошили Печерский, Межигорский, Никольско-Пустынный, Михайловский Златоверхий, Выдубицкий монастыри, Софийский собор. Были истреблены горожане и священнослужители, защитники святынь, уничтожены «книги старовечные», захвачены ценности, даже колокола поснимали со всех церквей и на стругах по Днепру отправляли из Украины.
Многие священнослужители и миряне приняли мученическую смерть во времена гонения православных униатами. Один из ярких примеров, когда австро-венгерские власти организовали против православных два резонансных Мараморош-Сигетских процесса (1903-1904, 1913-1914), во время второго развернули по всему Закарпатью и Галиции чудовищный геноцид против православного населения, обвиняя его в симпатиях к Российской империи. С началом в 1914 г. Первой мировой войны геноцид приобрел еще больший размах. Тысячи православных крестьян истребляются расстрелами и на виселицах. Многие из жертв попадают в «черные списки» по наводке униатов, с благословения митрополита Шептицкого и его епископов. На полную мощность работают две приготовленные в Австро-Венгрии «фабрики смерти» для православных жителей Закарпатья и Галиции: тюремный замок Терезин и специально созданный концлагерь Талергоф. Заключенные подвергались самым изощренным пыткам и унижениям. В Талергофе только в 1914-1915 годах погибло более трех тысяч узников. Всего же через этот концлагерь прошло около 20 тысяч несчастных.
1929 г. За первые 10 лет существования возрожденной Польши католики при поддержке властей отнимают у православных 45 % храмов. В Варшаве снесен величественный кафедральный Александро-Невский собор.
Интересный факт: 1938 г. несмотря на выигрыш православными в Париже дела о Корецком монастыре, поляки организовывают в Корце церемонию открытия памятника Юзефу Пилсудскому, чтобы под ее прикрытием осуществить насильственное выселение монахинь из обители. По дороге в Корец командовавшему воинскими частями поручику Адамкевичу стало плохо. Падая с коня, он сказал: «Меня поразил Ангел Божий! Монастырь не трогайте», — и умер. Обитель оставили в покое.
1941 г. начало войны Германии с СССР. С первых дней оккупации Украины униаты во главе с Шептицким служат благодарственные молебны, призывают паству молиться за армию Гитлера как за освободительницу, работать даже в праздники ради выполнения хозяйственных требований оккупантов, слушаться всех распоряжений нацистов, а также «не жалеть детей своих для великогерманского рейха». Из униатов формируются карательные полицейский батальоны, типа «Нахтигаль», которые прославились многочисленными изуверствами против мирного населения оккупированных территорий Украины, Белоруссии, России.
1990 г. Выборы в местные органы власти, в ходе которых в Галиции к власти пришли проуниатские политические силы. Начались массовые захваты православных храмов. Во всех спорах между православными и униатами власти принимают административные решения исключительно в пользу униатов. Многие местные советы просто штампуют незаконные решения о передачи храмов униатам, а затем с милицией и ОМОНом отбивают их. Повсеместно храмовая война сопровождается насилием. В течение 1990-1992 годов практически были разгромлены три православные епархии в Галиции. При штурме в Старом Самборе ОМОНом местного храма были зверски избиты даже члены Четырехсторонней комиссии, которые с переломанными носами, в кровоподтеках и бинтах прибыли в Киев и предстали перед журналистами. Восточные патриархи обратились к папе Римскому с требованием прекратить произвол и не пользоваться социальным и экономическим кризисом восточноправославных стран для усиления прозелитского давления.
28 октября 1990 г. Первое «софиевское побоище». Униаты вместе с автокефалами препятствовали встречи православных Киева с Московским Патриархом, пытались сорвать службу в Святой Софии, побили монахинь и верующих столицы, нардепы-униаты (братья Горыни, Скорик и пр.) ложились под колеса патриаршей машины.
Конец 1990 г. Униатский Львовский архиепископ Владимир Стернюк встречается с авантюристом-уголовником Викентием Чекалиным, с которым «освящает» во Львове больницу и служит Литургию. Стернюк выдает Чекалину грамоту о назначении «Первоиерархом Российской Католической Церкви с правом поставления и приема епископов, образования епархий и со всеми остальными правами управления». Чекалин начал организовывать униатские общины в Латвии, Тульской области и Подмосковье. Кроме того, он «рукополагает» (вместе с заштатным православным епископом Иоанном Боднарчуком) в «епископы» первых автокефальных священников (Абрамчука и Боднарчука), создав тем самым раскольничью лжеиерархию в Украине. Затем Чекалин был разыскиваем Интерполом (за то, что умыкнул юношу и вывез его в Австралию). Впоследствии отказался от христианства, перешел в буддизм, а его духовные детища в Украине — раскольничьи УАПЦ и УПЦ-КП — как пятые колонны действуют в украинском Православии и поныне.
1993 г. В Украине появляется гражданин США архимандрит Любомир Гузар. С 1977 по 1996 год Рим не признает его епископской хиротонией, совершенной Слипым без согласования с папским престолом. Эти действия униаты объясняют тем, что Слипый хотел держать имена своих епископов в тайне, чтобы затем засылать в СССР. Папа Римский лишь в 1996 году признал Гузара епископом.
1993 г., декабрь. Несмотря на протесты православных, униато-раскольничье лобби в Верховной Раде проталкивает поправки к Закону «О свободе совести и религиозных организациях», предусматривающие «поочередное служение в храмах». И хотя запоздалое разъяснение гласило, что речь идет лишь о бесхозных храмовых постройках, униаты и раскольники организовали новую храмовую войну, регистрируя параллельные общины на действующие православные храмы, захватывая их и снимая православные общины с регистрации.
1996 г. В украинской прессе появилось два примечательных документа. Один — Апостольское послание папы Римского по поводу 400-летия Брестской унии, второй — отчет правительственной комиссии за подписями вице-премьеров Ивана Кураса и Василия Дурдынца о православно-униатском противостоянии во Львовской области. В своем послании папа говорил о совместном мученическом пути униатской и православной церквей, а также подчеркивал, что между ними наблюдается «взрастание диалога любви». Правительственный отчет приводил статистику этого «диалога» за предъюбилейный год: более 2000 раз в населенных пунктах Львовщины отмечалось жесткое противостояние между униатами и православными; во Львовский областной отдел по делам религий поступило более 800 обращений по имущественным вопросам; 24 православные общины незаконно сняты с регистрации (попросту говоря, запрещены); для силового освобождения храмов от православных милиция привлекалась 58 раз, 2000 работников МВД принимали участие в антиправославных битвах, ими затрачено 14 тысяч человеко-дней, что «обеспечило бы Львову перекрытие 40 патрульно-постовых маршрутов в течение трех месяцев». Кроме того, были приведены случаи привлечения к этим акциям избиения православных подразделений «Беркута», а также применения к православным христианам (в присутствии их детей) спецсредств, включая газ «черемуху».
1997 г. За антиканоническую деятельность лжепатриарх Филарет предается церковной анафеме. Униатский епископ Любомир Гузар публично демонстрирует дружеские чувства к отлученному раскольнику. Говорят, что униаты сразу после отлучения предложили Филарету перейти в унию. Но переход не состоялся, видимо, было решено, что под маской православного «патриарха» он сможет более эффективно бороться с Православием в Украине.
27 июля 2001 г. Несмотря на еще не остывшие призывы папы к диалогу любви с православными братьями, Львовский горсовет в надцатый раз отказывает православным в выделении земли под строительство храма.
21 июня 2002 г. По сообщению управления по вопросам религии Львовской обладминистрации, православным снова отказано в разрешении на строительство храма. Годом ранее, накануне визита во Львов папы Римского, депутаты приняли решение снести деревянный православный храм, так как на этом месте должна была состояться встреча понтифика с молодежью. Понтифик якобы просил дать возможность православной общине построить себе каменную церковь. Однако встречу на месте снесенного храма не отменил. Во Львове, где насчитывается около полутысячи храмов и других культовых сооружений, лишь одна единственная маленькая Свято-Георгиевская церковь принадлежит православным. Верующим не хватает места, и они молятся во дворе храма и на проезжей части улицы. Своим очередным отказом удовлетворить законные права православной общины депутаты перечеркнули постановление собственных коллег предыдущего созыва, которые накануне приезда папы Римского согласились было на поиск участка земли под храм в Сиховском микрорайоне Львова.
И эти беззакония всего маленькая толика того, что очень выразительно характеризирует направленность их действий против Православной Церкви в Украине.
Мы сейчас живем в ХХІ столетии, в эпоху, когда везде слышно о правах человека, но это не мешает представителям этой конфессии всячески ущемлять православных христиан и их лжепастырям вводить в заблуждение пасомых Православной Церкви. Но мы должны быть бдительными и помнить, что Иисус Христос сказал: “Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные. По плодам их узнаете их. ” (Матф.7:16)
По материалам сайта УПЦ