Автор исследования профессор Эллен Ван Уольд, исследователь Ветхого Завета, утверждает, что слова "сначала Бог создал небеса и землю" не являются корректным переводом с древнееврейского.
Она уверяет, что ей удалось выполнить текстовый анализ, который показывает: авторы Библии никогда даже не пытались предположить, что якобы Бог создал мир. Якобы Земля уже существовала, а Творец лишь населил ее людьми и животными.
54-летняя Ван Уольд, которая защитила диссертацию по этой теме в Рэдбаудском университете в Нидерландах, сообщила, что она повторно проанализировала оригинал текста на древнееврейском и поместила его в контекст Библии в целом.
Она заявила, что древнееврейский глагол "bara", который используется в первом предложении книги "Бытие", означает не "создавать", а "пространственно разъединять".
Отныне первое предложение надлежит понимать как "сначала Бог отделил Небеса от Земли".
Представитель университета заметил, что новая интерпретация Завета - это полная встряска истории религии. Теперь, по словам ученых, привычный образ Бога-Создателя может рухнуть.
Отчего эта газетная заметка попала в миссионерском раздел? Все просто. Это замечательный способ рассказать о книге отца Джона Уайтфорда "Только одно писание?".
Но вначале, кратко о сути предмета. Глагол бара (ברא) "сотворить нечто из ничего" действительно очень удивительный глагол. Он употребляется только для действия Бога, по вполне понятным причинам - творить принципиально новое может только Бог.
Это слово в Библии встречается всего три раза лишь в первой главе Бытие:
I) «В начале сотворил Бог небо и землю»
[בראשית ברא אלהים את השמים ואת הארץ] (Быт. 1, 1).
II) «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее. И увидел Бог, что это хорошо» (Быт. 1, 21).
III) «И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему» (Быт. 1, 26).
Все книги Библии связаны между собой глубоким внутренним единством. Из единства Библии вытекает важнейшее правило герменевтики1: при толковании определенного места должны быть рассмотрены все параллелизмы во всем библейском корпусе. Такое соотнесение изъясняемого стиха с параллельными местами, находящимися в других книгах и говорящими о том же, но более подробно, позволяет избежать грубых ошибок при толковании.
Давайте попробуем же вместо "сотворить" подставить "пространственно разъединить". Думаю каждый сможет убедиться в абсурдности данной подстановки сам. Ученый в своем исследовании может оперется на различные данные, но то что он получит, не должно разрушать целостности Писания как такового.
Но вернемся к о. Уайтфорду - причем тут он? А вот причем, эта заметка прекрасно иллистрирует его книгу, раскрывающую нам причины и характер подобного рода исследований и научных изысканий. Ведь он, до своего обращения в православие, был служителем одной из многочисленных протестанских организаций, а именно Назорейской Церкви.
«Поскольку современные университеты не присуждают степени доктора философии тем, кто лишь просто констатирует очевидную истину, эти ученые стараются превзойти друг друга, выдвигая все новые и новые, самые невероятные, теории.»
«С субъективностью, превосходящей самые спекулятивные методы фрейдистских психоаналитиков, протестантские ученые намеренно подбирают факты и свидетельства, соответствующие своим взглядам, и затем начинают (причем выводы существенно предопределены исходными предпосылками) применять свои методы к Священному Писанию, не переставая считать себя при этом беспристрастными учеными »
Для тех, кто знаком с постсоветской системой образования - это действительно банальная вещь. Однако становится не по себе, когда осознаешь, что предметом подобного "исследования" является Писание.
Кроме того о. Джон открыл еще одну закономерность, которая следует из подобного рода метода исследования Библии. Каждый честный руский, украинский, белорусский, одним словом наш протестант должен осознать, что сегодня он является проводником содомских тенденций на территорию своих предков. То, что происходит сейчас в либеральных приходах на западе послезавтра будет и в ваших. Вы сами развратите детей ваших, потому что, кроме слова "нельзя" у вас нет ничего, что бы вы могли этому протипоставить. Вот о чем рассказывает эта книга подробно.
«Связь между крайностями, к которым пришли современные либеральные протестантские ученые с одной стороны, и более консервативные фундаменталисты с другой, неясна для многих и менее всего видна консервативным фундаменталистам.
Хотя эти "консерваторы" считают себя оппозиционерами по отношению к протестантскому либерализму, они тем не менее по сути используют те же самые методы при изучении Писания, что и либералы, а вместе с этими методами проявляются лежащие в их основе философские предпосылки, о которых консерваторы говорят неохотно. Таким образом, различие между либералами и консерваторами фактически не есть различие в исходных предпосылках, а скорее, проявляется в том, насколько далеко они заходят в своих логических заключениях, отправляясь от общих предпосылок. Подобно гадаринским свиньям, они - все вместе - очертя голову, несутся к краю пропасти; хотя либералы, возможно, уже переступили через этот край, в то время как консерваторы пока двигаются в том же направлении, но еще не зашли столь далеко.
Те протестантские общины, которые сейчас рукополагают в церковные служители гомосексуалистов, столетие назад считались консерваторами; более консервативные деноминации идут по тому же пути.»
Я подписан на канал JesusChrist.ru с 2000 года. Это замечательный способ проследить за "эволюцией" протестанских общин от консерватизма к либерализму. Поэтому написанное о. Джоном отличный ключ к понимаю происходяшего.
Для нас, православных, важно суметь честным людям, растерянным произошедшими переменами, объяснить суть их ошибочного понимания Писания.
«Большинство православных имеет весьма смутное и ограниченное представление о том, что такое протестантизм и каковы его корни. Таким образом, когда исконные православные спорят с протестантами, они, как правило, не понимают друг друга, даже когда употребляют одни и те же слова, - ибо говорят они на разных богословских языках, другими словами, у них нет общего богословского базиса, который позволил бы им обсуждать то, что их отличает друг от друга. Конечно, если принять во внимание, что в настоящее время существует более двадцати (!) тысяч различных протестантских деноминаций, единственная общая черта которых состоит в том, что каждая из них претендует на исключительно правильное понимание Библии, то можно только посочувствовать тем, кто хочет в этом разобраться.
Но несмотря на все препятствия, стоящие на их пути, у протестантов безусловно, все же есть надежда придти к Истине. С их тягой к богословскому знанию, к истинному богoпочитанию и подлинной древнехристианской вере, они фактически стучатся в двери нашей церкви. Конечно, для тех, кто к данной проблеме равнодушен, подобное заявление звучит странно. Их больше не удовлетворяет противоречивость и зыбкость религиозной жизни современной протестантской Америки. Но прежде чем мы раскроем двери перед этими вопрошателями, мы должны соответствующим образом подготовиться. Многие из них - это протестантские служители или просто наиболее образованные в религиозных вопросах рядовые верующие. Это искренние искатели истины, но им придется многому учиться заново, и тогда им потребуется помощь со стороны достаточно теоретически подготовленных православных, хорошо представляющих себе как сущность протестантизма, так и то что, пожалуй, еще важнее - во что они веруют сами.»
«При всех их различиях, у них имеется нечто общее, позволяющее подвести этот аморфный конгломерат из тысяч различных группировок под одну общую категорию: "протестант." Все протестантские объединения веруют (с некоторыми вариациями), что правильно именно их понимание Библии и, хотя между ними существуют разногласия относительно того, что же говорит Священное Писание, все они, как правило, согласны в одном: толкование Библии должно осуществляться своими собственными силами без привлечения церковного Предания.
Если вы осознаете этот пункт их веры, в чем его ошибочность и каков должен быть правильный подход к Писанию, вы можете начинать дискуссию с протестантом любого направления. Коль скоро вы ухватите этот существенный момент, вам станет ясно, что даже такие деноминации как баптисты и свидетели Иеговы, на самом деле, не так уж отличаются друг от друга, как может показаться со стороны.
Действительно, если вам когда-нибудь приходилось слышать, как спорят о Библии баптист со свидетелем Иеговы, вы могли заметить, что в конечном счете они просто перебрасываются цитатами из Писания. Если при этом они примерно одного интеллектуального уровня, никто из них не сможет одержать верх в споре, так как у них одинаковый подход к Библии и оба они не подвергают сомнению общее для них цитирование Библии. Никто из них не понимает, что проблема как раз и заключается в ошибочности самого их подхода к Писанию. Здесь-то и кроется сердце многоголовой гидры ересей - поразите его, и тогда ее многочисленные головы безжизненно падут на землю.»
Одним словом - замечательная книга, которая раскрывает самую суть вопроса.
1. герменевтика (греч. hermeneutikos – разъясняющий, истолковывающий) – специальная дисциплина, которая представляет собой упорядоченную систему принципов и методов изучения и изъяснения священных текстов.
Серия: Узкие врата
Братство святого Александра Невского
2000 г., 77 стр.
ISBN: 5-88213-018-2
Тираж: 8000 экз.