19 января православные христиане празднуют святое Богоявление — Крещение Господа Бога и Cпаса нашего Иисуса Христа. Вспоминая это событие, Церковь совершает великое освящение воды, в продолжение целой недели после которого люди идут в храмы и монастыри, за крещенской водой. Обычай освящения воды принят Церковью от апостолов и их преемников. Но первый пример подал Сам Господь, когда Он погрузился в Иордан и освятил все естество воды. Перед всемирной евангельской проповедью Господа нашего Иисуса Христа святой великий пророк, Предтеча и Креститель Господень Иоанн проповедовал людям о покаянии, взывая к ним: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3; 2). В ознаменование принятия от них покаяния, он погружал их в воды реки Иордана. Когда Предтеча, окруженный народом, увидел идущего Спасителя, то, по вдохновению Святаго Духа, сказал о Нем: «Вот Агнец Божий, Который берет на Себя грех мира» (Ин. 1; 29).
Праздник Крещения Господня также называется праздником Богоявления, потому что при Крещении Господа явилась миру Пресвятая Троица. Святая Церковь в Празднике Богоявления Господня утверждает нашу веру в высочайшую, непостижимую разумом тайну Трех Лиц Единого Бога и научает нас равночестно исповедовать и прославлять Святую Троицу Единосущную и Нераздельную; обличает и разрушает заблуждения древних и новых лжеучителей, пытавшихся ограниченным человеческим разумом постигнуть тайну Пресвятой Троицы. Преподобный Иоанн Дамаскин говорил, что Господь Крестился не потому, что Сам имел нужду в очищении, но чтобы, «водами погребсти человеческий грех», исполнить Закон и пророчества, открыть таинство Святой Троицы и, наконец, освятить «водное естество» и подать нам образ и пример Крещения. Святитель Иоанн Златоуст так сказал о дне святого Богоявления: «Ныне мир просветляется во всех частях своих: радуется, прежде всего, небо, передавая сходящий с небес глас Божий, освящается полётом Духа святого воздух, освящается естество воды, как бы приучаясь омывать вместе с телами и души, и вся тварь земная ликует. Один только диавол плачет, видя святую купель, приготовленную для потопления его могущества». Святая Церковь показывает необходимость Крещения и невозможность спасения для человека без принятия этого Таинства, ибо: «кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царствие Божие» (Ин. 3; 5). Она учит, что наше спасение и очищение от грехов возможно только силою благодати Святаго Духа и потому необходимо достойно хранить эти благодатные дары для сохранения в чистоте той драгоценной одежды нашей души, о котором говорит нам Праздник Богоявления словами Священного Писания «все вы, во Христа крестившиеся, во Христа облеклись» (Гал. 3; 27).
В сей день совершается великое освящение воды. При этом священнослужители испрашивают у Бога, чтобы Он ниспослал благодать Свою на воду, чтобы она послужила «ко исцелению страстей, во исцеление души и тела, к отгнанию всякаго навета видимых и невидимых враг, во освящение домов». Вода, освящённая в день святого Богоявления, иначе называется агиасмой (от греч. agiasma, что означает святыня). Даже капля такой воды способна оказать целебное действие всем прибегающим к ней с верой и упованием на всеблагого Господа. По церковным канонам агиасма считается своего рода «низшей ступенью» Святого Причащения: в тех случаях, когда по соделанным грехам на члена Церкви накладываются епитимия и запрет приступать к святым Телу и Крови Христовым, делается обычная канонам оговорка: Точию агиасму да пиет. Поэтому, как и Святое Причастие, крещенская вода должна приниматься верующими только натощак. Ведь это не просто вода, осенённая благословением Церкви, но новое духовно-телесное бытие, связующее воедино небо и землю, благодать и вещество. Крещенская вода — это святыня, которая должна быть в доме каждого православного христианина. Благодать Божия наполняет эту воду великой силой, и сила эта должна использоваться христианами с особым благоговением. Хранить сию воду надлежит со всяким благоговением в подобающем святыне месте. Освященная вода есть образ благодати Божией: она очищает верующих людей от духовных скверн, освящает и укрепляет их к подвигу спасения в Боге. К сожалению, немногие в наше время правильно понимают смысл Праздника Богоявления. Многие, приходят в монастыри и храмы только за Крещенской водой. Но, вспомним, что сказано в Священном Писании: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3; 17). О чем говорят эти слова? Они говорят о том, что каждый человек, должен жить в Церкви христианской жизнью. Живет ли такой жизнью человек, приходящий в храм Божий лишь несколько раз в году? Очевидно нет. А, между тем, наша жизнь является показателем нашей веры, и благодать Божия подается только при нашем искреннем участии.
C каким внутренним настроением и целью чаще всего приходит современный человек за святой водой и как ею пользуется? Конечно же, безотносительно к вере и Церкви, при этом руководствуясь разными суевериями, применяя ее для оккультных и магических действий. К примеру, оОшибочное поверье живет в нашем народе: будто бы Крещение и Богоявление - не одно и то же, и вода, которую освящают в сочельник, 18 января, - это вода богоявленская, а та, что освящена 19 числа, - крещенская. Поверье это настолько сильно, что искренне верующие люди стараются набрать святой воды два дня подряд и хранят ее потом в разных сосудах, боясь перепутать. Это - бессмысленное суеверие. И в праздник Крещения, и в сочельник вода освящается одним и тем же чином, в память сошествия Господа нашего Иисуса Христа в воды реки Иордан. Многие считают, что купание в проруби на Крещение очищает все грехи. Это не так! Купание в этот день — это благочестивый народный обычай, который не является все же церковным таинством. Оставление грехов, примирение с Богом и Его Церковью возможно только в таинстве покаяния, во время исповеди в храме. Об этом святитель Феофан Затворник пишет так: "Вся благодать, идущая от Бога через святой Крест, святые иконы, святую воду, мощи, освященный хлеб (артос, антидор, просфоры) и др., включая Святейшее Причастие Тела и Крови Христовых,— имеет силу лишь для тех, кто достоин этой благодати через покаянные молитвы, покаяние, смирение, служение людям, дела милосердия и проявление других добродетелей христианских. Но если нет их, то эта благодать не спасет, она не действует автоматически, как талисман, и бесполезна для нечестивых и мнимых христиан (без добродетелей)".
Чудеса исцелений происходят и в наши дни, и они бесчисленны. Но чудесных действий святой воды удостаиваются лишь те, кто приемлет ее с живой верой в обетования Божия и силу молитвы Святой Церкви, те, кто имеет чистое и искреннее желание изменения жизни, покаяния, спасения. Бог не творит чудес там, где хотят видеть их только из любопытства, без искреннего намерения воспользоваться ими к своему спасению. "Род лукавый и прелюбодейный,— говорил Спаситель о своих неверующих современниках,— ищет знамения; и знамение не дастся ему".