Более десяти лет назад в Украине была основана «Школа духовного подвижничества» Ольги Асауляк или «Школа Единого Принципа». На своих лекциях её основательница постоянно акцентировала внимание на том, что учение, которое она преподает, - православное, что на обучение других ее благословили старцы и, даже, что Господь Иисус Христос «был и есть основатель этой школы, будучи Второй Ипостасью Святой Троицы до возникновения всех религиозных систем». В своих книгах и на лекциях она часто цитировала святых отцов Церкви, ссылаясь на них, как на авторитетных авторов. Давайте убедимся, так ли это.
Как и многие советские люди, воспитанные в замкнутой, отрицавшей религиозный опыт среде, Ольга в перестроечные времена увлеклась публикациями о непознанном, встречах с инопланетянами. Отсутствие представления о религиозном опыте и естественная жажда его толкали Ольгу на поиски контактов с потусторонними силами. И вот однажды ночью ее позвал чей-то голос. Он сказал ей, что «Разум космоса везде». С этого момента, каждую ночь она пыталась выйти на контакт с космическими силами, «закрывала глаза и начинала вызывать далеких “друзей” – как умела, как понимала себя, без всяких инструкций и рекомендаций».
Только потом Ольга «узнала, что это все называется медитацией». Таким образом она и вошла в общение с потусторонними силами, которые стали ее наставниками и учителями. Тогда же О.Асауляк увлеклась трудами Е.Рерих: «Я когда-то серьезно изучала труды Елены и Николая Рерихов. Включилась в тонкий мир через ее удивительные откровения. «Мир огненный» и «Иерархия» и сейчас остались одними из любимых произведений… Пленительный мир Елениных откровений открыл передо мной двери в иные миры».
Сама Е.Рерих называла Бога христиан «небесным тираном» и призывала поклоняться духам противящимся Богу: «Никакой библейский Бог-Вседержитель, якобы сотворивший Землю и все звезды и Луну, чтобы светить ей, не может сравниться в Красоте и Истине с представлением Мощи и Ведения Великих Разумов...Вместо Одного, Недосягаемого и Непостижимого Образа, ибо «Бога никто никогда не видел», перед Вами встает грандиозная Цепь Иерархии Сил Света» (Е.Рерих). Эти духи ставятся теософами на место Бога, Христа.
Теософское учение о космических иерархиях духовных существ Е.Блаватской и Е.Рерих было воспринято и О.Асауляк, но со свойственной ей псевдо-христианизацией. Махатмы теософии принимают вид христианских святых и называются кураторами, сотрудниками системы. А ведь известно, что многие подвижники были обманываемы демонами, являвшимися в виде ангелов и даже Христа, поэтому резонно замечание святителя Игнатия:«Если святые находились в такой опасности быть обманутыми лукавыми духами, то для нас эта опасность куда страшнее. Если святые не всегда узнавали демонов, являвшихся им в виде святых и Самого Христа, то как возможно нам думать о себе, что мы безошибочно узнаем их?». О.Асауляк начала общаться с духом, которого она приняла за Христа. Однако он толком и не назвал своего имени: «Как звать Тебя? - как любишь, назови...». Увлеченная мистикой непостижимого Ольга доверяется незнакомцу.
Эта доверчивость наивного искателя чудес вообще лежит в основе всего оккультного опыта основательницы «Школы духовных подвижников». Её не настораживают слова этого загадочного духа: «Задание выполнено с оценкой турбулентного анализа. Принимай программу на новый период включения в общей зоне. Готовься к Контакту через внутренние поля клеток при посредничестве станций ментального контроля. Проводник заэкранирован на О-защиту замкнутой тройной цепи. Жди указаний “Центра”. Переходи к коллективному уровню донесения информации. Благодарим за прием. Иерарх». Для трезвого взгляда это больше напоминает известное «Юстас – Алексу», чем речь Творца.
Мистическим фундаментом школы О. Асауляк являются так называемые «инсайды», основанные на личном опыте и откровениях из мира духов самой Ольги Асауляк. По сути это – примитивная медитативная практика ньюэйджеровских групп. И сама О. Асауляк называет инсайды медитацией: «Настоящая, “чистая” медитация есть не что иное, как предстояние перед Творцом… В каждой религиозной системе с древнейших времен существуют свои виды медитативной практики, дающие возможность прикоснуться к духовным мирам».
То, что Асауляк называет «христианской медитацией», на самом деле с христианством не совместимо: «Это практика диалога с надмирными духовными сферами, где активность человека проявляется только в самом начале, в момент “включения”…». При этом, как и пишет Асауляк, активность важна только для вхождения в контакт, затем – полное подчинение человека духам. В обмен на это духи обучают доверчивого мистика тайнам, недоступным для непосвященных, «открывают» различные оккультные способности.
Вот описание «общих правил вхождения в практику духовного созерцания», даваемые Асауляк в лекциях первого курса: «1.«Открыть каналы знаком креста; 2.. Энергетический водопад 33 секунды» (мистик представляет себя стоящим под реальным водопадом со всеми соответствующими ощущениями); 3. «Набор энергии через Иисусову молитву». Эти подготовительные действия, использующиеся на всех этапах духовного развития учеников О. Асауляк, в значительной степени проливают свет на сами мистические практики. В первую очередь бросается в глаза то, что крестное знамение служит для открытия все тех же непонятных каналов («космической канализации»?), в то время, как для христиан «крест – величание, слава, сила…»(преп. Симеон Новый Богослов), а во- вторых Иисусова молитва используется для набора энергии (??!) явно не Божественной.
Характерное для прелести состояние описано О.Асауляк в книге «Катарсис»: «Закрываю глаза и вижу светящийся круг – связь установлена. Чувствую как по спине “бежит” ток, с пальцев светлыми серебристыми ручейками стекает энергия. Руки светятся в темноте, словно обсыпанные фосфором. Я – невесомая. Наяву ощущение полета».
Святые отцы всегда порицали использование воображения. Преп. Никодим Святогорец писал, что воображение является причиной падения демонов и людей. Так же считали свт. Григорий Синаит, свт. Игнатий Брянчанинов и другие. В магии же воображение использовалось с глубокой древности.
О.Асауляк исповедует православный символ веры только на словах, на деле же, подобно древним, давно осужденным еретикам она считает, что 1) Божество страстно, изменчиво, многосоставно, а следовательно, – неабсолютно; 2) мир и Бог единосущны; 3) Божество, являясь Духом, образует тело – мир...Всё это пантеизм, так же мыслили авдиане, последователи еретика Авдия, осужденного в IV в.). 4) Между Богом и творением существует, кроме Христа, еще один посредник. - непознавшая себя первоматерия; 5) Творец ответственен за грех и зло в мире - так учили гностики, борьбу с которыми вели св. апостолы Христовы и мужи апостольские, а ещё такое учение исповедовали еретики Апеллис, Маркион и Лукиан, осужденные поместными соборами во II — III вв. Ещё одно «открытие» Асауляк: оказывается все элементы мироздания (даже частицы, атомы и клетки) сознательны и разумны, а Сам Бог — это микрочастица, «перво-ген» Вселенной. Это не только противоречит учению отцов Церкви, но и здравому смыслу. А учение Ольги о том, что в мире вместо промысла Божия действует закон кармы, вообще не имеет никакого отношения к христианству.
Значит, несмотря на то, что О.Асауляк заявляет о своей православности, о связи с преданием старцев, она исповедует свое собственное учение, отличное от веры апостолов и святых, в чем сама и признается: «То истинное православие, которое выходит за пределы всех конфессий, всех религиозных земных ограничений, православие новой земли, нового века, которого, как огня боятся фанатичные святоши всех времен и религий».
Вывод – духовная практика, молитвенный опыт Ольги не являются православными, потому что в основе их лежит самовольное желание выйти на духовные переживания, поддерживаемые неуемным воображением. По сути это уже не является молитвой в православном понимании. Это есть медитация – оккультно-языческая мистическая практика. С точки зрения православной аскетики, источник откровений Ольги Асауляк следует признать неблагодатным, оккультным, т.к. оккультными являются методы и тональность ее мистических опытов.
Еще в 1998 г. архиепископом Сумским и Ахтырским Ионафаном издано Окружное послание по поводу секты О. Асауляк. В нем, в частности говорится, что «учение Ольги Асауляк cуть еретическое, неправославное и неспасительное, и, как таковое, оно отвергается и анафематствуется; еретики-асауляковцы сами отлучили себя от Отца, Сына и Св. Духа и пребывают вне спасительной Православной Церкви Христовой впредь до их покаяния; священнослужителям запрещено преподавать им святые Таинства Церкви Христовой. Все верные чада Православной Церкви извещаются о том, что молитвенное общение с еретиками-асауляковцами, равно как и посещение их собраний, отлучает их от Церкви Христовой».