ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЛИСТОК
Отдела религиозного образования, катехизации и миссионерства
Одесской епархии
О колдовстве и колдунах
К разряду грехов против первой заповеди Господней принадлежит волшебство (колдовство), когда люди, оставив веру в силу Божию, верят тайным и, большею частью, злым силам тварей, в особенности злых духов, и стараются действовать ими. Таким образом, в грехе волшебства виновен и тот, кто верит в тайные силы тварей, и тот, кто сам действует этими силами. Обращаться к волшебникам — великий грех. В Ветхом завете сказано: «Не ворожите и не гадайте...не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите...И если душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, то Я обращу лицо на ту душу и истреблю её из народа её» (Лев. 19:26, 19:31, 20:6). В Номоканоне (своде церковных правил) говорится о том, что те, кто обращается к волшебникам (колдунам), чтобы узнать у них то, что они захотят им открыть, отлучаются от св. Причастия на шесть лет (по 1-му правилу Трулльского собора и по 80-му Василия Великого).
Наши предки, когда ещё были язычниками, верили, что окружающие их предметы— деревья, камни, ручьи, болота, озера, животные, а также разнообразные силы природы - живые, одушевленные; приносящие им вред, или доставляющие благо. Не имея ясного представления о Боге, верховном правителе мира, люди в этих предметах видели богов, то добрых, то злых; чувствовали над собой силу этих богов и, не имея возможности защитить себя от них, прибегали к разным лицам, которых называли колдунами, знахарями, кудесниками и просили помочь им в борьбе с таинственными силами природы. Так укоренилась вера в колдунов, которая выражалась в разнообразных волхвованиях. Постепенно волшебством была опутана вся жизнь славянина-язычника. Он не мог шагу ступить, не прибегая к участию колдунов. Особенно сильно это проявлялось в важнейших событиях жизни: при свадьбах, похоронах, болезнях, при отправлении в путь, в случае смерти, при встречах с незнакомыми людьми. К сожалению, эта вера в колдунов не уничтожилась с принятием христианства. Некоторые ещё и до сих пор верят колдунам, боятся их.
До революции 1917 г. открыто называть себя колдуном, тем более хвастаться этой профессией, было просто немыслимо. Колдун — это человек, сознательно творящий зло и пользующийся для этого силой бесовской. И вплоть до наших дней такое представление о колдунах и колдовстве никем не оспаривалось. Но вот... в наше время зло стало восприниматься как явление, имеющее право на существование наравне с добром. Чародей, колдун, маг, не желая менять своего наименования и не считая нужным более скрываться, объявляет перед многомиллионной телеаудиторией о «пользе» своей колдовской деятельности и призывает не доверять голосу Православной Церкви. И вот, когда по телевидению показывают человека, заявляющего, что он потомственный колдун, и этот колдун начинает учить нас жить, у людей нецерковных выбивается почва из-под ног. Они теряют ориентир жизнепонимания: перестают различать что такое хорошо и что такое плохо. Для уловления большего числа доверчивых «пациентов» колдун именуется «народным целителем», экстрасенсорика - «нетрадиционной медициной», ведьма, которой в старину пугали детей, предстает в рекламном образе какой-нибудь доброй «бабушки Лены». Часто «целители» имеют весьма церковный вид, на фотографиях они держат в руках распятие, икону Божией Матери и т. д. Маскируясь, многие колдуны уверяют, что есть, мол, черная магия, а я — маг белый. На самом деле магия одна — дьявольская — и никаких цветов в этой области нет. Страшное явление служения диаволу ставится в разряд обыденных. Работают школы, проводятся тренинги печатается масса литературы. Появились «всемирные объединения магов» и им подобных. Создается некий ореол научности, для определения колдовства придумываются заумные термины: парапсихология, космоэнергетика, телепатия, экстрасенсорика...
Как становятся служителями зла? Очень просто: людей подталкивают к использованию зла для достижения личного блага. Как рассуждает человек нецерковный? Он говорит себе: «Главное для меня — это моё здоровье (или преданность любимого человека, или материальное благополучие). Не все ли равно, какими средствами я достигну своей цели, то есть верну здоровье (мужа в семью, благосостояние)? Колдунья обещает реальную помощь — пойду к колдунье!» Поэтому неудивительно, что сейчас в таком масштабе происходят всякие сглазы, порчи, привороты и, как следствие, депрессии, душевные расстройства. Очень широко используется понятие «сделали». То есть наколдовали с целью причинить вред. Говорят: «Мне сделали. Поэтому я болею». Или: «Я знаю, мне сделали на смерть». И часто бывает, что те, которым, по их мнению «сделали», и сами не прочь «сделать» своим обидчикам. За помощью обращаются к колдуну, не понимая, что всякий «заговор», какая бы цель им ни преследовалась, всякое использование демонических сил и чародейских возможностей другого человека принесет смертельный вред их душе. Чувствуя себя плохо физически, переживая постоянные неудачи, неурядицы в семье, человек обращается к ворожее или знахарке. Последняя, гадая на картах, деньгах или воде указывает «причину» его болезни, объявляя её «виновника». Такая ворожба может быть правдой (диавол открывает знахарям только такие дела человеческие, через которые можно посеять в семействах вражду и нарушить мир), но чаще всего является бесовской клеветой. И вот, вместо того, чтобы задуматься о своих грехах (именно за них Господь посылает нам скорби и болезни), человек начинает ненавидеть своего ближнего (часто ни о чем не подозревающего). Этому очень радуется диавол, ведь его цель (посеять вражду, возбудить ненависть) достигнута! Очень часто в результате этого люди, и те, и другие, на самом деле становятся «легко» или «тяжело» одержимыми бесовской силой, «порчеными».
Итак, кто, как правило,подвергается диавольскому влиянию? Часто - люди крещеные, но нецерковные. Во-первых, это те, кто считает себя «верующими в душе».Некоторые из них на этом основании не видят необходимости в посещении церкви. Гораздо больше таких, которые полагают, что, время от времени заходя в храм Божий, поставив свечу и немного помолившись у иконы о своих земных проблемах, они «ходят в церковь». Но фактически их жизнь оторвана от Церкви.Далее - люди, уже в зрелом возрасте пришедшие к христианству. Уходя от атеизма, они прошли через увлечение восточной мистикой или оккультизмом. Их духовная полуграмотность бывает страшнее полной безграмотности людей, описанных выше. У них в начале обращения открываются всевозможные «дарования», «озарения», «видения» Христа, Божией Матери или Ангелов. С каждым новым видением возрастает чувство собственной значимости...Их контакты с духовным миром — это контакты не с Богом, а с демонами. А еще - это некоторые постоянные прихожане наших храмов! Они часто посещают храм, все знают, умеют, соблюдают, но... не стремятся обрести в церкви Дух Христов, потому, что боятся затронуть глубины своей души, т. е. исполняют все внешние правила, но не исполняют внутренних. В особых случаях, для вразумления и исправления людей Бог попускает бесам вселяться не только в неверующих или нецерковных людей, но и в верующих.
Итак, что же делать, если произошло самое страшное — бес вселился в человека? Важно, чтобы человек понял, что его «заболевание» требует от него самостоятельного волевого усилия — признать болезнь и начать лечение. Как для телесных болезней есть свои врачи-специалисты, так и для духовной болезни — духовные врачи, православные священнослужители. Священник будет руководить процессом излечения, а болящий - исполнять все его предписания, основанные на многовековом опыте Христовой Церкви. Болящий должен покаяться и изменить свою жизнь.
Св. Православная Церковь предлагает средства для защиты от бесовского воздействия. Главное оружие христианина — это Крест Христов, в частности - нательный крест, который никогда не снимается, и крестное знамение, творимое осознанно, правильно и точно. Жилище христианина должно быть освящено, в святом углу - иконы, святыни, просфоры и св. вода (употребляемые ежедневно,натощак). Сильное оружие на диавола — это пост (соблюдаемый сознательно и добровольно), молитва, особенно Иисусова, причащение Св. Христовых Таин. Очень важно и внутреннее устроение христианина — не осуждать других, а видеть свои грехи. Большое значение имеет искоренение невежества: зачастую люди, считающие себя православными, не знают основных догматов Православия. Сейчас выпускается масса недорогих изданий на вероучительные темы, и только леностью можно объяснить своё невежество в духовных вопросах.
Защита от чародеев и их хозяина, диавола - только в Церкви. Другой защиты не существует. Тел. : 7258587
Телефон доверия: 7956125