Приближается Великий пост. По традиции, подготовительный период к Великому посту начинается за несколько недель. Он включает четыре воскресенья (по-славянски – "недели"), это Неделя о мытаре и фарисее (Лк. 18:10-14), Неделя о блудном сыне (Лк. 15:11-32), Неделя о Страшном Суде (Мф. 25:31-46) – "мясопустная" неделя (последний день, когда в пищу употребляются мясные продукты) и Неделя воспоминания Адамова изгнания (Быт. 3:1-24) – "сыропустная" (последний день, когда в пищу употребляются молочные продукты), или прощеное воскресение.
Сырную седмицу Святая Церковь называет «светлым предпутием воздержания», «началом умиления и покаяния». В сырную субботу Церковь воспоминает всех преподобных отцов, «в постничестве просиявших светло, преподобно же поживших», напоминая нам тем самым о предстоящем подвиге Великого поста и указуя примеры добродетельной жизни в лице великих постников — святых жен и мужей. Церковь, снисходя к нашей немощи и постепенно вводя нас в подвиг поста, постановила для православных христиан употреблять в последнюю неделю пред Четыредесятницею сырную пищу (молоко, сыр, яйца, масло, рыбу). У славян-язычников в этот праздник проводились широкие гуляния, водили хороводы, совершались различные обряды. Масленица была праздником проводов зимы и встречи весны. И хотя с тех пор прошли века, но народные представления о Масленице сохранили некоторые элементы дохристианских верований.
Поскольку эта неделя – подготовительная перед Великим постом, хотелось бы напомнить о том, что обычно сопутствующее ей веселье не должно превышать допустимых пределов, и само празднование не должно превращаться в злоупотребление, служить поводом для греха. Великий пост — время напряжения духовных сил, стяжания добродетелей. Поэтому следует опасаться того, чтобы широкие гуляния на Масленицу не помешали подготовке к посту, ведь всякое злоупотребление отдаляет человека от Бога и от приобретения тех качеств души, к которым стремится христианин. В Православной Церкви в последние дни Сырной недели, по древнему благочестивому обычаю, в знак взаимного примирения и прощения, молятся об умерших и посещают друг друга. А в воскресный день этой седмицы, по совершении общего прощения в храме на вечернем Богослужении, в знак примирения и освящения, совершается чин Прощения.
Да, «широкая масленица» — изобретение мирское и более языческое, чем христианское. Трудно представить, чтобы, напомнив нам о Страшном Суде, Церковь сразу же за этим благословила нас на обжорство, пьянство и безудержное веселье. Такого благословения мы не находим ни в одном уставе. Наоборот, запретив вкушать мясные продукты, Церковь вплотную подводит нас к началу совершенного поста. Но что мешает провести эти дни, щедро одаряя нищих и больных, посещая своих друзей, чтобы эти дни были днями добра и света? Так что и такой, разгульный на первый взгляд праздник, можно провести по-христиански.
Прислушаемся к словам святителя Тихона Задонского: "Сырная седмица есть преддверие и начало поста, а поэтому истинным чадам Церкви следует поступать в эту седмицу во всем гораздо воздержаннее, чем в предыдущие дни, хотя и всегда воздержание потребно. Слушают ли, однако, христиане сладостных словес любвеобильной Матери своей Церкви? Она завещает в эти дни более благоговеть, а они более бесчинствуют. Она заповедует воздерживаться, а они более предаются невоздержанию. Она повелевает освящать тело и душу, а они более оскверняют их. Она велит сетовать о содеянных грехах, а они более прибавляют беззаконие. Она внушает умилостивлять Бога, а они более прогневляют Всевышнего. Она назначает пост, а они более объедаются и упиваются. Она предлагает покаяние, а они более свирепствуют. Я еще раз скажу, что кто проводит масленицу в бесчинствах, тот становится явным ослушником Церкви и показывает себя недостойным самого имени христианина".